3. Напрасный призыв к чему-либо, остающийся без ответа;
4. большое волнение по ничтожному поводу)
♦ Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля
1. Невозможно достигнуть ни одного представителя отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами при условии погони за парой особей, являющихся представителями этого отряда млекопитающих.
(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)
2. Необходимым условием для достижения объектом конечного пункта движения, а также дальнейшего его движения в пространстве является максимальное снижение скорости объекта, в своем снижении приближающейся к минимально допустимому пределу значения.
(Тише едешь – дальше будешь)
3. Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.
(Что написано пером, то не вырубишь топором)
♦ Восстановите исходную форму цитаты, использованную в газетном заголовке:
1. И скучно, и грустно, и некому Волгу продать.
(« …И скучно, и грустно, и некому руку подать…» М. Ю. Лермонтов)
2.Луч света в сером царстве.
(«Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбов)
3.Откуда фисташки?
(Откуда дровишки? Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»)
4.Маленький фриц.
(«Маленький принц» А. Экзюпери)
5.Много шума – и ничего
(Много шума из ничего. Заглавие комедии В. Шекспира)
6.Хождение по внукам.
(А. Толстой «Хождение по мукам»)
7. На трейлере слона возили.
(По улицам слона водили. И. Крылов «Слон и Моська»)
♦ Найдите в тексте окказионализм (индивидуально- авторское слово)
Там, где капустные грядки
Красной зарей поливает восход,
Клененочекмаленький матке
Зеленое вымя сосет. (С. Есенин)
Как бабочка – я на костер
Лечу и огненность целую. (С. Есенин)
Небо вдруг раздвинулось, нежно просветлело и проливалось теперь на лес, на поляну, на цветы трепетно-дымным голубым светопадом. (Е. Носов)
♦ Перечислите, какие черты официально-делового стиля пародийно обыгрываются с целью создания комического эффекта. Какие нарушения норм оформления документа вы заметили.
В Совет старейшин острова Итаки
от Одиссея, царя, проживающего
на Козьем холме, 15
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу предоставить мне долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия в Троянской войне с 1 июня с.г.
(Общепринятые сокращения, особое расположение текста, отсутствие личных местоимений, специфическая лексика (долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия). Нарушениями являются: Отсутствие числа и подписи, использование предлогаот (Заявлениекого, а не от кого)
♦ Определите, черты каких стилей прослеживаются в повести М. Булгакова «Собачье сердце» :
Филипп Филиппович, склонившись над столом, погрузился в развернутый громадный лист газеты. Молнии коверкали его лицо, и сквозь зубы сыпались оборванные, куцие, воркующие слова. Он читал заметку:
«Никаких сомнений нет в том, что это его незаконнорожденный (как выражались в гнилом буржуазном обществе) сын. Вот как развлекается наша псевдоученая буржуазия! Семь комнат каждый умеет занимать до тех пор, пока блистающий меч правосудия не сверкнул над ним красным лучом.
Шв…р».
Был зимний вечер. Конец января. Послеобеденное, предприемное время. На притолоке у двери в приемную висел белый лист бумаги, на коем рукою Филиппа Филипповича было написано:
«Семечки в квартире есть запрещено».
Ф. Преображенский
И синим карандашом крупными, как пирожные, буквами рукой Борменталя:
«Игра на музыкальных инструментах от 5 часов дня до 7 часов утра воспрещается».
Затем рукой Зины:
«Когда вернетесь, скажите Филиппу Филипповичу: я не знаю – куда он ушел. Федор говорил, что со Швондером».
4. Этап творческой практической работы. Закрепление пройденного. Отработка умений и навыков.
Необходимо разбиться на группы, у каждой группы будет своятворческая мастерская, и мы устроим мини-соревнования.
Задание 1. Обе группы получают отрывки из художественных текстов. Задача - проинсценировать их и найти элементы художественного стиля в данных отрывках.
♦ Найти элементы художественного стиля в отрывке из повести Троепольского «Белый Бим – Черное ухо»
В репликах одного из персонажей содержится разговорные и внелитературные слова и формы. Автор использует их для речевой характеристики героев. У меня к вам вопрос: а что Троепольский не знал, как пишутся и произносятся ? Безусловно, знал, но таким образом писатель показал, что говорит человек малообразованный.
- Здравствуйте, что вы можете сказать по этому поводу?
Человек в галстуке и в шляпе резонно и с достоинством разъяснил:
- Да вон, энтот студентишко не хочеть в милицию, не подчиняется. Энти вон, обоя, хотять, а энтот не хочеть. Неподчинение. А это не положено. Ведуть – должон итить. Мало бы чего…
♦ Найти элементы художественного стиля в отрывке из романа А. К. Толстого «Князь Серебряный»
- Дозволь, боярин, слово молвить.
- Говори.
-Челом бью к твоей милости! Окаянные опричники душегубствуют, да еще смеют называться царскими людьми.
Тут ратники подвели к князю двух лошадей, на которых сидели два человека, связанные и прикрученные к седлам….
- Слушайте, мошенники,- вскричал Серебряный, коли жизнь вам дорога, отвечайте правду. Кто вы таковы?
- Что у тебя глаза лопнули, что ли? - отвечал один из них. Аль не видишь, кто мы? Известно кто! Царские люди, опричники!
(Для создания у читателя отчетливых представлений об эпохе, месте действия, быте во времена Ивана Грозного писатель использует устаревшие слова: архаизмы и историзмы)
Задание 2.Группам предстоит сделать анализ лирического текста с точки зрения изобразительно-выразительных средств.
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее не буди…
На заре она сладко так спит!
Теперь давайте посмотрим, какая группа лучше справилась с этим конкурсом. Какая команда нашла больше изобразительно-выразительных средств в этом тексте. Но зачитываются только точные ответы.
Задание 3. А сейчас поговорим о том самом индивидуально-авторском подходе. Согласитесь, индивидуально-авторский подход для художественного стиля – основополагающий. Представьте на несколько минут, что вы авторы, сочиняете стихотворный текст, и вам предстоит продолжить фразу. Посмотрим, у кого это получится более убедительно.
♦ Надо мною небо… (продолжить)
А Маяковский продолжил так:
Надо мною небо – синий шелк.
Никогда не было так хорошо!
♦ То сердце не научится любить, которое…
(У Некрасова: устало ненавидеть)
♦ Ее глаза - …
( Ее глаза – как два тумана,
Ее глаза – как два обмана,
Ее глаза – соединенье двух загадок. Н. Заболоцкий)
♦ Кто прячет прошлое ревниво…
(тот вряд ли с будущем в ладу. А. Твардовский)
♦ Спасибо, музыка, за то…
(что ты – единственное чудо. В. Н. Соколов)
Задание 4.А сейчаспредставьте, как работают поэты и писатели над каждым словом, попытайтесь понять, как им удается так точно передать свои чувства и мысли.
Перед вами текст стихотворения С.Есенина «Звёзды» (1911)
Задание: самостоятельно - «вместо поэта» - подберите наиболее соответствующие слова или найдите синонимы.
Звёзды
Звёздочки , звёзды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете? Звёзды, таящие мысли глубокие, Силой какою вы душу ?
Частые звёздочки, звёздочки !
Что в вас прекрасного, что в вас могучего! Чем увлекаете, звёзды небесные, Силу великую знания ?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ,
Звёзды небесные, звёзды !
Задание:
Подберите синоним к слову «светлые».
Выберите один из глаголов: согревать, пленять, смущать.
Подберите синоним к слову «частые».
Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий, жгучий.
Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать, страдать.
Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие, далёкие.
Сравните «свой» вариант со стихотворением «Звёзды».
5. Этап проверки знаний
ТЕСТ - ПРОВЕРКА
Стиль литературного языка – это:
А) несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью;
Б) исторические сложившиеся образцы и правила;
В) исторически сложившаяся в определенное время разновидность литературного языка;
Г) словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
2.Книжных стилей в русском языке:
А) 3; Б) 1;
В) 2; Г) 4.
3.Особенности художественного стиля:
А) индивидуально-авторский подход;
Б) сообщение информации и воздействие на мысли читателей и слушателей через
средства массовой информации;
В) сообщение информации о разнообразных явлениях окружающего мира;
Г) широкое использование изобразительно-выразительных и образных средств
языка.
4. Функция художественного стиля:
А) сообщение, информация; Б) передача мыслей и чувств;
В) эстетическое воздействие; Г) коммуникативная.
5. Жанры художественного стиля:
А) романс; Б) заметка;
В) комедия; Г) фельетон.
6. Определите троп в отрывке: « Старый клен на одной ноге стережет голубую
Русь»:
А) параллелизм; Б) сравнение;
В) бессоюзие; Г) олицетворение.
7. Определите фигуру речи в отрывке: «Где стол был яств, там гроб стоит»:
А) сравнение; Б) гипербола;
В) антитеза; Г) эпифора.
8. Обороты речи в переносном значении, употребленные для достижения большей
художественной выразительности:
А) тропы; Б) фигуры;
В) синонимы; Г) фразеологизмы.
9. Особые синтаксические построения, которые служат для создания образной
речи, усиления выразительности текста:
А) крылатые слова; Б) поговорки;
В) тропы; Г) фигуры.
10. Найдите метонимию:
А) лес поет; Б) золотые волосы;
В) туфли на платформе; Г) мальчик с пальчик.
11. Найдите градацию:
А) с ужасом думала я, к чему все это приведет;
Б) не жалею, не зову, не плачу/ все пройдет, как с белых яблонь дым;
В) мы села – в пепел,/ грады – в прах,/; в мечи – серпы и плуги;
Г) утешится безмолвная печаль.
12.Фонетические средства выразительности:
А) аллитерация; Б) парцелляция;
В) градация; Г) ассонанс.
6. Домашнее задание
Найти элементы художественного стиля в выученных вами по литературе стихах поэтов серебряного века.
7. Подведение итогов занятия
А теперь, подводя итоги нашего урока, как всегда попробуем назвать5 самых главных особенностей пройденной нами темы «Общая характеристика художественного стиля»
1. Художественный стиль отличается от всех других стилей;
2. Функция художественного стиля, как и в искусстве – эстетическое воздействие;
3. В художественном стиле огромную роль играет индивидуально-авторский подход;
4. В художественном стиле неограниченный выбор языковых средств;
5. Художественный стиль – это сочетание всех стилей и их постоянное взаимодействие.
object(ArrayObject)#865 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
["file_id"] => string(6) "191826"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427373056"
}
}