В работе дается понятие о том, что такое лингвистическая задача, указаны типы лингвистических задач и их структура. Рассказывается на каких этапах урока используются лингвистические задачи, приводятся примеры лингвистических задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лингвистические задачи на уроках русского языка»
Лингвистические задачи на уроках русского языка
Пирожкова Тамара Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №1 г. Кунгур, Пермский край
Что такое лингвистическая задача
Лингвистическая задача представляет собой особый тип задачи. В термине лингвистическая задача существенны оба составляющие его слова. Это задача, потому что, в отличие от разного рода упражнений и заданий, ответ не лежит на поверхности, а достигается в результате определённых логических операций. Лингвистическая - значит связанная с языковыми явлениями.
Примерная структура лингвистической задачи
1.Условие задачи (в котором обрисовывается ситуация, описываются данные, содержится указание на неизвестное)
2. Примеры или задания репродуктивного характера.
3. Указание-подсказка.
4.Проблемный вопрос задачи или проблемное задание (которые направлены на исследование данных языковых фактов)
Типы лингвистических задач
Типология лингвистических задач учитывает разные виды деятельности, необходимые для их успешного выполнения. Они определяются в соответствии с формами речевой деятельности и общими направлениями анализа языкового материала и единиц языка.
В зависимости от этого принято выделять следующие типы лингвистических задач
Типы задач на этапе изучения нового материала
Задачи-размышления : важен не конечный вывод, а процесс творческой деятельности с языковым материалом.
Задачи-практикумы: требуют практического творческого выполнения указаний с последующим выводом по языковому факту или явлению.
Задачи-прогнозы : направлены на умение выстраивать причинно-следственные связи.
Задачи-аналогии: требуют переноса языковых знаний в новую ситуацию.
Задачи-соотношения: ориентированы на выполнение заданий на сопоставление, классификацию и т.д. языкового материала
Пример лингвистической задачи на этапе изучения нового материала
1. «Как объяснить правописание окончаний в следующих словах: в деревне, на акации, в окончании, о Марье, о Марии, в журнале, на конференции, об отчете ( проблемный вопрос )
2.Определите, к какому склонению относятся существительные и в каком падеже они употреблены ( репродуктивный вопрос )
3. Исследуйте предложенные слова: как влияет основа слова на правописание окончаний существительных в рассмотренном падеже ( указание-подсказка )
4.Опираясь на результаты исследования, сформулируйте, как объяснить правописание окончаний в предложенных словах ( проблемное задание, обязательно дублирующее по содержанию проблемный вопрос в начале задачи )
Типы задач на этапе закрепления и систематизации знаний
Задачи-противоречия : сталкиваются новые знания по русскому языку со старыми
Пример лингвистической задачи на этапе закрепления и систематизации знаний
«Какие формы имени существительного подойдут подпредложенные схемы: _________ [е], ________ [и]. Докажите свою точку зрения»
Типы задач на этапе закрепления и повторения
Задачи с несформулированным вопросом : нужно поставить вопрос, опираясь на языковые данные условия, и решить получившуюся задачу.
Задачи с меняющимся содержанием : необходимо выстраивать рассуждения о языковом явлении с учетом изменяющихся условий.
Задачи на доказательство : требуют четкого понимания данного и искомого, умения подобрать аргументы и построить обратные рассуждения.
Задачи-дискуссии: ориентированы на самостоятельную выработку решения на основе нескольких возможных точек зрения
Пример лингвистической задачи на этапе закрепления и повторения
«Сформулируйте правило правописания окончаний для слов первого столбика и для слов второго столбика:
1 столбик 2 столбик
с сирени о львёнке
к луковице без плети
в театре на акации
для деревни в гербарии
на тополе на черёмухе
в берете по фамилии
на кровати для имени
Объясните правописание окончаний для слов каждого столбика в отдельности» (во втором столбике добавлены слова 1 и 2 склонения, оканчивающиеся в начальной форме на –ий, -ия, -ие, и слова на -мя)
Чему учат лингвистические задачи
«открывать» законы и правила русского языка;
самостоятельно делать выводы по изучаемому языковому факту или явлению;
самостоятельно формулировать новую лингвистическую тему;
применять знания и умения из других предметов
Копилка лингвистических задач
Столяр и слесарь - распространённые рабочие профессии. А чем они различаются для лингвиста?
Ответ. У слова столяр есть мотивировка: это значит нам понятно, как это слово возникло ( первоначально столяр - «тот ,кто делает столы»). А у слова слесарь мотивировка затемнена , мы не знаем, как это слово появилось на свет. Только специальные разыскания подскажут, что слесарь – от нем. der. Schlosser, т.е. буквально «тот, кто делает замки».
Копилка лингвистических задач
Какое отношение перлы красноречия ( или остроумия) имеют к бисеру , который не следует метать перед свиньями.
Ответ. В первом выражении говорится об искусной, изящной речи, во втором о бесполезности объяснять что-то тому, кто не может этого понять и оценить. Слово перл (чаще употребляется во множественном числе) – от французского perle «жемчуг». Слово бисер в церковнославянском языке обозначало то же самое: жемчуг. ( Не мечитебисера передсвиньями - выражение из Библии). Так что перл и бисер – одно и то же.
Копилка лингвистических задач
Прилагательное безмозглый и промозглый - одного корня?
Ответ. Слово безмозглый значит « глупый, забывчивый», букв. «без мозга». А промозглый восходит к старому русскому слову мзга со значением «непогода, гниль, мокрота, трухлявость» ( словарь Даля). Получается, что и в безмозглый , и в промозглый – корень мозг , только это разные (омонимичные) корни.
Копилка лингвистических задач
Словарь даёт у слова прошествие форму родительного падежа прошествия . Прав ли он?
Ответ. Слово прошествие употребляется только в предложном падеже в сочетании с предлогом по : по прошествии, что значит «по истечении некоторого времени». Других форм это слово не имеет. Фактически по прошествии – составной предлог, близкий по значению предлогу после.
Копилка лингвистических задач
Кто такой кесарь в пословице Богу – богово, а кесарю – кесарево ?
Ответ. Кесарь – от лат.caesar - военачальник, полководец, император. Ближайший родственник этого слова – цезарь . Общий смысл пословицы : «каждому воздаётся по его заслугам и по положению в обществе».
Копилка лингвистических задач
Имя старухи Шапокляк известно каждому любителю кино. А что означало это слово до того, как появился фильм про Чебурашку?
Ответ. Шапокляк ( из французского) – шляпа- цилиндр, которая могла складываться и распрямляться при помощи пружины.
Копилка лингвистических задач
Найдите главные члены предложения в следующей фразе: У него этого добра - выше крыши.
Ответ. Согласно определениям традиционной грамматики, в предложении нет подлежащего, а сказуемое выражено устойчивым сочетанием выше крыши.
Копилка лингвистических задач
Как можно понять ( с учётом правил русской графики и орфографии) фрагмент письменного текста все поем ? Укажите все возможные варианты.
Ответ. С учётом того , что буква е в большинстве случаев «представляет» и букву ё, у данного фрагмента текста будет четыре возможные прочтения: 1)(Мы) всё поём; 2) (Мы) все поём; 3) (Я) всё поем; 4) ( Груши? Я их) все поем.
Копилка лингвистических задач
В пьесе Е. Шварца «Тень» доктор даёт такие рекомендации пациенту: Посмотритена всё сквозь пальцы. Махните на всё рукой. Ещё раз. Пожмитеплечами … Почему эти фразы не воспринимаются всерьёз?
Ответ. Все эти фразы кроме прямых значений имеют в качестве фразеологических единиц переносные значения: «не принимать близко к сердцу», «не обращать внимания», «выражать недоумение» .
Копилка лингвистических задач
В чём разница в значении двух предложений: Охотник добил кабана из ружья и Охотник добил кабана ружьём ?
Ответ. В первом случае охотник выстрелил в кабана, а во втором он, скорее всего, воспользовался прикладом. Для названий огнестрельного оружия выполнение их типичной функции инструмента связывается с формой из + родительный падеж : из ружья, из пистолета и т.п. Если же слово выступает в форме творительного падежа( ружьём, пистолетом и т.п.), значит, оружие используют каким-то иным образом.
Список литературы
1.Киселёва Н.А. «Лингвистические задачи и их классификация» , журнал «Языкознание» № 8, 2008 год
2. Журнал «Русский язык в школе и дома», №5 , 2011год
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
["file_id"] => string(6) "191826"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427373056"
}
}