kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лингвистические задачи на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе дается понятие о том, что такое лингвистическая задача, указаны типы лингвистических задач и их структура. Рассказывается на каких этапах урока используются лингвистические задачи, приводятся примеры лингвистических задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистические задачи на уроках русского языка»

Лингвистические задачи на уроках русского языка Пирожкова Тамара Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №1 г. Кунгур, Пермский край

Лингвистические задачи на уроках русского языка

Пирожкова Тамара Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №1 г. Кунгур, Пермский край

Что такое лингвистическая задача Лингвистическая задача представляет собой особый тип задачи. В термине лингвистическая задача существенны оба составляющие его слова. Это задача, потому что, в отличие от разного рода упражнений и заданий, ответ не лежит на поверхности, а достигается в результате определённых логических операций. Лингвистическая - значит связанная с языковыми явлениями.

Что такое лингвистическая задача

  • Лингвистическая задача представляет собой особый тип задачи. В термине лингвистическая задача существенны оба составляющие его слова. Это задача, потому что, в отличие от разного рода упражнений и заданий, ответ не лежит на поверхности, а достигается в результате определённых логических операций. Лингвистическая - значит связанная с языковыми явлениями.
Примерная структура лингвистической задачи 1.Условие задачи (в котором обрисовывается ситуация, описываются данные, содержится указание на неизвестное) 2. Примеры или задания репродуктивного характера. 3. Указание-подсказка. 4.Проблемный вопрос задачи или проблемное задание (которые направлены на исследование данных языковых фактов)

Примерная структура лингвистической задачи

  • 1.Условие задачи (в котором обрисовывается ситуация, описываются данные, содержится указание на неизвестное)
  • 2. Примеры или задания репродуктивного характера.
  • 3. Указание-подсказка.
  • 4.Проблемный вопрос задачи или проблемное задание (которые направлены на исследование данных языковых фактов)
Типы лингвистических задач Типология лингвистических задач учитывает разные виды деятельности, необходимые для их успешного выполнения. Они определяются в соответствии с формами речевой деятельности и общими направлениями анализа языкового материала и единиц языка. В зависимости от этого принято выделять следующие типы лингвистических задач

Типы лингвистических задач

  • Типология лингвистических задач учитывает разные виды деятельности, необходимые для их успешного выполнения. Они определяются в соответствии с формами речевой деятельности и общими направлениями анализа языкового материала и единиц языка.
  • В зависимости от этого принято выделять следующие типы лингвистических задач
Типы задач на этапе изучения нового материала Задачи-размышления : важен не конечный вывод, а процесс творческой деятельности с языковым материалом. Задачи-практикумы: требуют практического творческого выполнения указаний с последующим выводом по языковому факту или явлению. Задачи-прогнозы : направлены на умение выстраивать причинно-следственные связи. Задачи-аналогии: требуют переноса языковых знаний в новую ситуацию. Задачи-соотношения: ориентированы на выполнение заданий на сопоставление, классификацию и т.д. языкового материала

Типы задач на этапе изучения нового материала

  • Задачи-размышления : важен не конечный вывод, а процесс творческой деятельности с языковым материалом.
  • Задачи-практикумы: требуют практического творческого выполнения указаний с последующим выводом по языковому факту или явлению.
  • Задачи-прогнозы : направлены на умение выстраивать причинно-следственные связи.
  • Задачи-аналогии: требуют переноса языковых знаний в новую ситуацию.
  • Задачи-соотношения: ориентированы на выполнение заданий на сопоставление, классификацию и т.д. языкового материала
Пример лингвистической задачи на этапе изучения нового материала 1. «Как объяснить правописание окончаний в следующих словах: в деревне, на акации, в окончании, о Марье, о Марии, в журнале, на конференции, об отчете ( проблемный вопрос ) 2.Определите, к какому склонению относятся существительные и в каком падеже они употреблены ( репродуктивный вопрос ) 3. Исследуйте предложенные слова: как влияет основа слова на правописание окончаний существительных в рассмотренном падеже ( указание-подсказка ) 4.Опираясь на результаты исследования, сформулируйте, как объяснить правописание окончаний в предложенных словах ( проблемное задание, обязательно дублирующее по  содержанию проблемный вопрос в начале задачи )

Пример лингвистической задачи на этапе изучения нового материала

  • 1. «Как объяснить правописание окончаний в следующих словах: в деревне, на акации, в окончании, о Марье, о Марии, в журнале, на конференции, об отчете ( проблемный вопрос )
  • 2.Определите, к какому склонению относятся существительные и в каком падеже они употреблены ( репродуктивный вопрос )
  • 3. Исследуйте предложенные слова: как влияет основа слова на правописание окончаний существительных в рассмотренном падеже ( указание-подсказка )
  • 4.Опираясь на результаты исследования, сформулируйте, как объяснить правописание окончаний в предложенных словах ( проблемное задание, обязательно дублирующее по содержанию проблемный вопрос в начале задачи )
Типы задач на этапе закрепления и систематизации знаний Задачи-противоречия : сталкиваются новые знания по русскому языку со старыми Задачи-альтернативы: требуют аргументированного выбора

Типы задач на этапе закрепления и систематизации знаний

  • Задачи-противоречия : сталкиваются новые знания по русскому языку со старыми
  • Задачи-альтернативы: требуют аргументированного выбора
Пример лингвистической задачи на этапе закрепления и систематизации знаний  «Какие формы имени существительного подойдут под  предложенные схемы: _________ [е], ________ [и]. Докажите свою точку зрения»

Пример лингвистической задачи на этапе закрепления и систематизации знаний

«Какие формы имени существительного подойдут под предложенные схемы: _________ [е], ________ [и]. Докажите свою точку зрения»

Типы задач на этапе закрепления и повторения Задачи с несформулированным вопросом : нужно поставить вопрос, опираясь на языковые данные условия, и решить получившуюся задачу. Задачи с меняющимся содержанием : необходимо выстраивать рассуждения о языковом явлении с учетом изменяющихся условий. Задачи на доказательство : требуют четкого понимания данного и искомого, умения подобрать аргументы и построить обратные рассуждения. Задачи-дискуссии: ориентированы на самостоятельную выработку решения на основе нескольких возможных точек зрения

Типы задач на этапе закрепления и повторения

  • Задачи с несформулированным вопросом : нужно поставить вопрос, опираясь на языковые данные условия, и решить получившуюся задачу.
  • Задачи с меняющимся содержанием : необходимо выстраивать рассуждения о языковом явлении с учетом изменяющихся условий.
  • Задачи на доказательство : требуют четкого понимания данного и искомого, умения подобрать аргументы и построить обратные рассуждения.
  • Задачи-дискуссии: ориентированы на самостоятельную выработку решения на основе нескольких возможных точек зрения
Пример лингвистической задачи на этапе закрепления и повторения «Сформулируйте правило правописания окончаний для слов первого столбика и для слов второго столбика: 1 столбик 2 столбик с сирени о львёнке к луковице без плети в театре на акации для деревни в гербарии на тополе на черёмухе в берете по фамилии на кровати для имени  Объясните правописание окончаний для слов каждого столбика в отдельности» (во втором столбике добавлены слова 1 и 2 склонения, оканчивающиеся в начальной форме на –ий, -ия, -ие, и слова на -мя)

Пример лингвистической задачи на этапе закрепления и повторения

«Сформулируйте правило правописания окончаний для слов первого столбика и для слов второго столбика:

1 столбик 2 столбик

с сирени о львёнке

к луковице без плети

в театре на акации

для деревни в гербарии

на тополе на черёмухе

в берете по фамилии

на кровати для имени

Объясните правописание окончаний для слов каждого столбика в отдельности» (во втором столбике добавлены слова 1 и 2 склонения, оканчивающиеся в начальной форме на –ий, -ия, -ие, и слова на -мя)

Чему учат лингвистические задачи «открывать» законы и правила русского языка; самостоятельно делать выводы по изучаемому языковому факту или явлению; самостоятельно формулировать новую лингвистическую тему; применять знания и умения из других предметов

Чему учат лингвистические задачи

  • «открывать» законы и правила русского языка;
  • самостоятельно делать выводы по изучаемому языковому факту или явлению;
  • самостоятельно формулировать новую лингвистическую тему;
  • применять знания и умения из других предметов
 Копилка лингвистических задач   Столяр и слесарь - распространённые рабочие профессии. А чем они различаются для лингвиста? Ответ. У слова столяр есть мотивировка: это значит нам понятно, как это слово возникло ( первоначально столяр - «тот ,кто делает столы»). А у слова слесарь мотивировка затемнена , мы не знаем, как это слово появилось на свет. Только специальные разыскания подскажут, что слесарь – от нем. der. Schlosser, т.е. буквально «тот, кто делает замки».

Копилка лингвистических задач

  • Столяр и слесарь - распространённые рабочие профессии. А чем они различаются для лингвиста?
  • Ответ. У слова столяр есть мотивировка: это значит нам понятно, как это слово возникло ( первоначально столяр - «тот ,кто делает столы»). А у слова слесарь мотивировка затемнена , мы не знаем, как это слово появилось на свет. Только специальные разыскания подскажут, что слесарь – от нем. der. Schlosser, т.е. буквально «тот, кто делает замки».
 Копилка лингвистических задач   Какое отношение перлы красноречия ( или остроумия) имеют к бисеру , который не следует метать перед свиньями. Ответ. В первом выражении говорится об искусной, изящной речи, во втором о бесполезности объяснять что-то тому, кто не может этого понять и оценить. Слово перл (чаще употребляется во множественном числе) – от французского perle «жемчуг». Слово бисер в церковнославянском языке обозначало то же самое: жемчуг. ( Не мечите  бисера перед  свиньями - выражение из Библии). Так что перл и бисер – одно и то же.

Копилка лингвистических задач

  • Какое отношение перлы красноречия ( или остроумия) имеют к бисеру , который не следует метать перед свиньями.
  • Ответ. В первом выражении говорится об искусной, изящной речи, во втором о бесполезности объяснять что-то тому, кто не может этого понять и оценить. Слово перл (чаще употребляется во множественном числе) – от французского perle «жемчуг». Слово бисер в церковнославянском языке обозначало то же самое: жемчуг. ( Не мечите бисера перед свиньями - выражение из Библии). Так что перл и бисер – одно и то же.
 Копилка лингвистических задач   Прилагательное безмозглый и промозглый - одного корня? Ответ. Слово безмозглый значит « глупый, забывчивый», букв. «без мозга». А промозглый восходит к старому русскому слову мзга со значением «непогода, гниль, мокрота, трухлявость» ( словарь Даля). Получается, что и в безмозглый , и в промозглый – корень мозг , только это разные (омонимичные) корни.

Копилка лингвистических задач

  • Прилагательное безмозглый и промозглый - одного корня?
  • Ответ. Слово безмозглый значит « глупый, забывчивый», букв. «без мозга». А промозглый восходит к старому русскому слову мзга со значением «непогода, гниль, мокрота, трухлявость» ( словарь Даля). Получается, что и в безмозглый , и в промозглый – корень мозг , только это разные (омонимичные) корни.
 Копилка лингвистических задач   Словарь даёт у слова прошествие форму родительного падежа прошествия . Прав ли он? Ответ. Слово прошествие употребляется только в предложном падеже в сочетании с предлогом по : по прошествии, что значит «по истечении некоторого времени». Других форм это слово не имеет. Фактически по прошествии – составной предлог, близкий по значению предлогу после.

Копилка лингвистических задач

  • Словарь даёт у слова прошествие форму родительного падежа прошествия . Прав ли он?
  • Ответ. Слово прошествие употребляется только в предложном падеже в сочетании с предлогом по : по прошествии, что значит «по истечении некоторого времени». Других форм это слово не имеет. Фактически по прошествии – составной предлог, близкий по значению предлогу после.
 Копилка лингвистических задач   Кто такой кесарь в пословице Богу – богово, а кесарю – кесарево ? Ответ. Кесарь – от лат.caesar - военачальник, полководец, император. Ближайший родственник этого слова – цезарь . Общий смысл пословицы : «каждому воздаётся по его заслугам и по положению в обществе».

Копилка лингвистических задач

  • Кто такой кесарь в пословице Богу – богово, а кесарю – кесарево ?
  • Ответ. Кесарь – от лат.caesar - военачальник, полководец, император. Ближайший родственник этого слова – цезарь . Общий смысл пословицы : «каждому воздаётся по его заслугам и по положению в обществе».
Копилка лингвистических задач Имя старухи Шапокляк известно каждому любителю кино. А что означало это слово до того, как появился фильм про Чебурашку? Ответ. Шапокляк ( из французского) – шляпа- цилиндр, которая могла складываться и распрямляться при помощи пружины.

Копилка лингвистических задач

  • Имя старухи Шапокляк известно каждому любителю кино. А что означало это слово до того, как появился фильм про Чебурашку?
  • Ответ. Шапокляк ( из французского) – шляпа- цилиндр, которая могла складываться и распрямляться при помощи пружины.
Копилка лингвистических задач Найдите главные члены предложения в следующей фразе: У него этого добра - выше крыши. Ответ. Согласно определениям традиционной грамматики, в предложении нет подлежащего, а сказуемое выражено устойчивым сочетанием выше крыши.

Копилка лингвистических задач

Найдите главные члены предложения в следующей фразе: У него этого добра - выше крыши.

Ответ. Согласно определениям традиционной грамматики, в предложении нет подлежащего, а сказуемое выражено устойчивым сочетанием выше крыши.

Копилка лингвистических задач Как можно понять ( с учётом правил русской графики и орфографии) фрагмент письменного текста все поем ? Укажите все возможные варианты. Ответ. С учётом того , что буква е в большинстве случаев «представляет» и букву ё, у данного фрагмента текста будет четыре возможные прочтения: 1)(Мы) всё поём; 2) (Мы) все поём; 3) (Я) всё поем; 4) ( Груши? Я их) все поем.

Копилка лингвистических задач

Как можно понять ( с учётом правил русской графики и орфографии) фрагмент письменного текста все поем ? Укажите все возможные варианты.

Ответ. С учётом того , что буква е в большинстве случаев «представляет» и букву ё, у данного фрагмента текста будет четыре возможные прочтения: 1)(Мы) всё поём; 2) (Мы) все поём; 3) (Я) всё поем; 4) ( Груши? Я их) все поем.

Копилка лингвистических задач В пьесе Е. Шварца «Тень» доктор даёт такие рекомендации пациенту: Посмотрите  на всё сквозь пальцы. Махните на всё рукой. Ещё раз. Пожмите  плечами … Почему эти фразы не воспринимаются всерьёз? Ответ. Все эти фразы кроме прямых значений имеют в качестве фразеологических единиц переносные значения: «не принимать близко к сердцу», «не обращать внимания», «выражать недоумение» .

Копилка лингвистических задач

  • В пьесе Е. Шварца «Тень» доктор даёт такие рекомендации пациенту: Посмотрите на всё сквозь пальцы. Махните на всё рукой. Ещё раз. Пожмите плечами … Почему эти фразы не воспринимаются всерьёз?
  • Ответ. Все эти фразы кроме прямых значений имеют в качестве фразеологических единиц переносные значения: «не принимать близко к сердцу», «не обращать внимания», «выражать недоумение» .
Копилка лингвистических задач В чём разница в значении двух предложений: Охотник добил кабана из ружья и Охотник добил кабана ружьём ? Ответ. В первом случае охотник выстрелил в кабана, а во втором он, скорее всего, воспользовался прикладом. Для названий огнестрельного оружия выполнение их типичной функции инструмента связывается с формой из + родительный падеж : из ружья, из пистолета и т.п. Если же слово выступает в форме творительного падежа( ружьём, пистолетом и т.п.), значит, оружие используют каким-то иным образом.

Копилка лингвистических задач

В чём разница в значении двух предложений: Охотник добил кабана из ружья и Охотник добил кабана ружьём ?

Ответ. В первом случае охотник выстрелил в кабана, а во втором он, скорее всего, воспользовался прикладом. Для названий огнестрельного оружия выполнение их типичной функции инструмента связывается с формой из + родительный падеж : из ружья, из пистолета и т.п. Если же слово выступает в форме творительного падежа( ружьём, пистолетом и т.п.), значит, оружие используют каким-то иным образом.

Список литературы 1.Киселёва Н.А. «Лингвистические задачи и их классификация» , журнал «Языкознание» № 8, 2008 год 2. Журнал «Русский язык в школе и дома», №5 , 2011год

Список литературы

  • 1.Киселёва Н.А. «Лингвистические задачи и их классификация» , журнал «Языкознание» № 8, 2008 год
  • 2. Журнал «Русский язык в школе и дома», №5 , 2011год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лингвистические задачи на уроках русского языка

Автор: Пирожкова Тамара Владимировна

Дата: 22.08.2016

Номер свидетельства: 340328

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "191826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427373056"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Лингвистические игры на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(53) "linghvistichieskiie-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "149343"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420139477"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Урок русского языка в 5 классе "Глагол. Повторение и систематизация изученного""
    ["seo_title"] => string(88) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol-povtorieniie-i-sistiematizatsiia-izuchiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "250048"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447006313"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства