Просмотр содержимого документа
«Лингвистические игры на уроках русского языка»
Лингвистические игры на уроках русского языка в начальной школе.
Гамола Н.А.
К разделам «Фонетика» и «Графика».
Расшифруйте анаграммы. Если какое- либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называют анаграммами ( греч. «ана»- пере, «грамма»- буква): «липа»- «пила».
Условие: Участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно – игровую ситуацию.
Задание: Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв в другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда), рад (дар), армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ ( бор, роза, раб), слово ( волос, вол ), чувство ( ус, вот).
Методические цели и задачи: - Развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; - развитие речи учащихся; - сплочение коллектива; развитие коллективизма у учащихся; - воспитания у учащихся чувства языка. Игра в неполные слова.
Условие: Учитель записывает на доске столбик букв, ставя вместо согласных точки. Дети отгадывают слова только по данным гласным. Игра проводится устно или письменно, по группам или как соревнование отдельных ребят. Часто бывает два или три возможных ответа. Задание: Сделайте неполные слова полными. Примерные ответы: комната, вокзал, доклад, телевизор.
Методические цели и задачи: - развитие у учащихся эрудиции, смекалки, находчивости, мышления; - развитие речи учащихся; - воспитание у учащихся любви к русскому языку;
К разделу «Морфология».
Эстафета восторга ( к теме «Глаголы и их роль в нашей речи» ) Задание: Используя данные глаголы , обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения.
Условие: Для выполнения этого игрового задания школьники делятся на две команды и рассаживаются по рядам друг за другом. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записанными на них глаголами чувства. Выполнив задания, члены команд передают карточки сидящим сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее) составит словосочетания и предложения.
Методические цели и задачи:- дети знакомятся с глаголами, выражающими чувства;
- знакомятся с синонимами, синонимическим рядом; учатся различать оттенки синонимов;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие речи учащихся;
- развитие чувства коллективизма у учащихся;
- воспитание у учащихся чувства языка.
К разделу «Синтаксис».
Угадай подлежащее! (к теме «Главные члены предложения. Подлежащее».)
Задание: Ведущий предлагает загадки, в которых даны сказуемые, но нет подлежащего. Дети отгадывают каждую загадку и вставляют отгадку- слово- подлежащее- в текст загадки.
1.Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. ( Дерево )
2.По земле ходит, неба не видит, ничего не болит, а все стонет. ( Свинья )
3.Крыльями машет, а улететь не может. ( Ветряная мельница )
4.Летом вырастают, а осенью опадают. ( Листья )
5.Не лает, не кусает, а в дом не пускает. ( Замок )
6.Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает. ( Ухват )
Условие: Дети должны соблюдать очередность, не выкрикивать, т.к. ответ не будет засчитан.
Методические цели и задачи:
- знакомство учащихся с главными членами предложения;
- знакомство с подлежащим;
- развитие у учащихся смекалки, находчивости; - воспитание у учащихся чувства языка. Придумать небылицу за 10 минут.
Задание: Учитель пишет какую- либо фразу ( или несколько ), затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь на чистом месте ученик пишет свою фразу. Тоже загибает листок и отдает его другому.
Условие: Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать ( по порядку ) на такие вопросы:
Кто это был ( или была )?
Как выглядел (-а)?
Куда пошел (шла)?
Кого встретил (-а)?
Что ему (ей) сказал (-а)?
Что он (она) ответил (-а)?
Что ему (ей) сделали?
Какова была его (её) реакция?
Чем вся история закончилась?
Вывод. Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица. Данная речевая игра может проводиться и как соревнование между девочками и мальчиками, (между рядами класса).
Методические цели и задачи: - развитие у учащихся чувства коллективизма;
- развитие воображения, мышления, находчивости;
- воспитание у учащихся любви к русскому языку. Лингвистические игры – упражнения. К теме «Лексическое значение слова. Толковые словари».
Задание: Угадать о чем идет речь.
Условие: Каждая команда получает одинаковое задание. Кто быстрее догадается, о чем идет речь, поднимает руку и отвечает. Выкрики не зачитываются.
О каком слове идет речь?
Самое достойное слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит», «в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живет с хорошими людьми». (Правда)
Найдите друзей и врагов слова «Правда». Какие слова вы будите подбирать? (Синонимы, однокоренные слова – это «друзья», а антонимы – «враги»). Делаем такую запись: Правда
- развитие у учащихся мышления, логики, воображения;
- воспитание у учащихся чувства языка, любви к русскому языку.
Игра словами для гимнастики ума. Загадки – шутки. Загадки – шутки – особая разновидность загадок. Они отличаются от обычных загадок тем, что не подсказывают ответ, не подводят к тому, а, наоборот, заставляют нашу мысль работать в ошибочном направлении. Смысл в таких загадках – в ловушке или в игре слов. Они остроумны, поражают неожиданностью вопроса. Отгадать загадку – шутку очень сложно. Но это и необязательно. Дети удовлетворяются ответом, который получает от своего учителя, зато потом сами будут охотно предлагать эти загадки своим друзьям, одноклассникам и радоваться возможности сообщить подходящий ответ. Не следует предлагать ребятам больше одной – двух загадок – шуток в один раз. Приведенные ниже загадки – шутки учитель может использовать в качестве игровых, конкурсных, олимпиадных заданий на уроках русского языка, а также во внеклассной, кружковой работе во время лингвистических игр – состязаний в случае спорных ситуаций между командами.
- Когда мальчика называют женским именем? (Когда он долго спит – Соня).
- Когда козе минет семь лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой).
- Из какой посуды ничего нельзя есть? (Из пустой).
- Когда руки бывают тремя местоимениями? (Когда они вы – мы – ты).
- На что похожа половина яблока? (На другую половину).
- Чем кончается как день, так и ночь? (Мягким знаком).
object(ArrayObject)#883 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
["file_id"] => string(6) "191826"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427373056"
}
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях формирования и реализации ФГОС "
["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
["file_id"] => string(6) "116993"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1412679877"
}
}