Форма работы: в парах, общеклассная, индивидуальная.
Ход урока:
Орг. момент. Психологический настрой на урок.
Ребята, послушайте притчу:
Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель все знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошел ученик в поле, поймал бабочку, зажал ее между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришел к учителю.
-Скажите, учитель, - спросил он, - у меня между ладонями живая или мертвая бабочка?
Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:
-Все в твоих руках!
-Ребята, скажите, как поступил ученик?
-Он выпустил бабочку.
-Вот и я хочу, чтобы вы верили, что овладеть грамотным письмом возможно.
Это в ваших руках!
Вступительное слово учителя. Сегодня мы в гостях у сказки, но это сказки не простые, а особенные.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разновидностью авторской сказки, которая называется лингвистической.
- А знаете ли вы, кто такие лингвисты?
Лексическая работа
Лингвист- это учёный, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению)
Лингви́стика — наука, изучающая языки.
Лингвистическая сказка – это занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определенные лингвистические понятия, а в характерах, поступках действующих лиц наглядно проявляются отличные признаки этого языкового явления.
Особенности лингвистической сказки:
- лингвистическая сказка объясняет нам законы языка;
Лингвистическая сказка, как и обычные сказки, состоят из присказки, зачина, сказочного действия и концовки.
На сегодняшнем уроке вы, ребята, попробуете себя в роли создателя сказок, станете авторами своих собственных сказок.
Отличие лингвистической сказки от фольклорной.
Лингвистическая сказка поучительна.
Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки.
Герои – буквы или слова.
Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные.
В лингвистических сказках нельзя допускать фактических ошибок. (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).
Лингвистическая сказка вбирает в себя элементы сказок о животных, волшебных сказок.
Актуализация знаний. Повторение сведений о служебных частях речи.
- Какие служебные части речи мы знаем?
- Имеют ли СЧР лексическое значение?
- Могут ли они быть членами предложения?
- Изменяются ли служебные части речи?
- Как графически обозначаем части речи на письме?
4 Алгоритм
Как написать лингвистическую сказку
Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана.
Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии.
Подумай, какие герои будут действовать.
Подумай композицию, продумай сюжет.
Составь план.
Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию.
Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.
Отредактируй текст.
Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты (телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос.
Прорепетируй выступление.
5 Чтение и обсуждение образцов лингвистических сказок.
Сказка о служебных частях речи.
Появились служебные части речи так: как-то раз один взрослый человек сказал: «Беги лес!». И дивились все: как лес может бежать? Так и появился предлог «в», и предложение изменилось: «Беги в лес». Как-то раз один рабочий сказал другому: «Поставь столик диван». Удивился рабочий и не понял, о чем говорит его товарищ. Но вдруг появились предлоги «у» и «под», и все сразу встало на свои места. Как-то один человек сказал другому: «Солнышко светит деревьями». Все удивились. Они увидели, что солнышко выше деревьев. Так появился предлог «над».
А вот так появились союзы: давным-давно люди писали маленькими предложениями. Им это надоело, и они решили эти предложения соединить. Так и появились союзы «да», «и», «а» и другие.
Частицы появились так: думал народ, как предложения краше сделать. Так и возникли частицы «только», «самый», «разве». Частица «не» появилась особенным образом. Один старый мужичок как-то раз сказал: «Я сам бочку дотащу». Ему хотели помочь, но он отказался. Да не донес. Тут люди решили ему помочь и придумали частицу «не». И получилось: «Я сам бочку не дотащу». Вот так появились служебные части речи.
Сказка о двух братьях союзах.
Как-то раз пришли в страну Морфологию два брата - союзы Да и И. Огляделись вокруг - все части речи делом заняты: Существительное предметы называет, Прилагательное - описывает, Глагол всеми повелевает. А братья не знают, как им полезными стать. Пробовали они предмет называть, да все предметы имеют имена. Пробовали братья предмет описывать, а у них только и-и-и выходит.
Решили пойти они к царю Глаголу, чтобы он дал им работу и союзы стали полезными стране Морфологии. Глагол обрадовался их приходу и говорит: «Давно я вас, ребята, поджидал. Нужно мне, во-первых, чтобы вы в простом предложении помогли Интонации указывать на Однородные члены, а, во-вторых, помогали строить сложное предложение.»
Издал мудрый Глагол такой указ: «Повелеваю: быть И и Да служебными частями речи. Они должны связывать слова в сочинительном словосочетании и простые предложения в сложносочинённом».
С тех пор так и повелось: сочинительные соединительные союзы И и Да стали уважаемыми гражданами страны Морфологии. Каждый школьник о них знает, а на письме перед ними запятую ставит.
6Составление учащимися лингвистической сказки о служебных частях речи.
7 Выступления учащихся.
8 Итог урока. Рефлексия на стикерах.
- Какое впечатление произвел на вас урок.
9. Д/З: дописать сказку, красочно оформить сочиненные сказки в виде слайдовой презентации или книжки-раскладушки.
Карта урока 7 класс
Тема: Лингвистическая сказка
Лексическая работа
Лингвист- это учёный, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению)
Лингви́стика — наука, изучающая языки.
Лингвистическая сказка – это занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определенные лингвистические понятия, а в характерах, поступках действующих лиц наглядно проявляются отличные признаки этого языкового явления.
Особенности лингвистической сказки:
- лингвистическая сказка объясняет нам законы языка;
Лингвистическая сказка, как и обычные сказки, состоят из присказки, зачина, сказочного действия и концовки.
На сегодняшнем уроке вы, ребята, попробуете себя в роли создателя сказок, станете авторами своих собственных сказок.
Отличие лингвистической сказки от фольклорной.
Лингвистическая сказка поучительна.
Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки.
Герои – буквы или слова.
Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные.
В лингвистических сказках нельзя допускать фактических ошибок. (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).
12Лингвистическая сказка вбирает в себя элементы сказок о животных, волшебных сказок.
Алгоритм
Как написать лингвистическую сказку
Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана.
Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии.
Подумай, какие герои будут действовать.
Подумай композицию, продумай сюжет.
Составь план.
Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию.
Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.
Отредактируй текст.
Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты (телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос.
Прорепетируй выступление.
Чтение и обсуждение образцов лингвистических сказок.
Сказка о служебных частях речи.
Появились служебные части речи так: как-то раз один взрослый человек сказал: «Беги лес!». И дивились все: как лес может бежать? Так и появился предлог «в», и предложение изменилось: «Беги в лес». Как-то раз один рабочий сказал другому: «Поставь столик диван». Удивился рабочий и не понял, о чем говорит его товарищ. Но вдруг появились предлоги «у» и «под», и все сразу встало на свои места. Как-то один человек сказал другому: «Солнышко светит деревьями». Все удивились. Они увидели, что солнышко выше деревьев. Так появился предлог «над».
А вот так появились союзы: давным-давно люди писали маленькими предложениями. Им это надоело, и они решили эти предложения соединить. Так и появились союзы «да», «и», «а» и другие.
Частицы появились так: думал народ, как предложения краше сделать. Так и возникли частицы «только», «самый», «разве». Частица «не» появилась особенным образом. Один старый мужичок как-то раз сказал: «Я сам бочку дотащу». Ему хотели помочь, но он отказался. Да не донес. Тут люди решили ему помочь и придумали частицу «не». И получилось: «Я сам бочку не дотащу». Вот так появились служебные части речи.
Сказка о двух братьях союзах.
Как-то раз пришли в страну Морфологию два брата - союзы Да и И. Огляделись вокруг - все части речи делом заняты: Существительное предметы называет, Прилагательное - описывает, Глагол всеми повелевает. А братья не знают, как им полезными стать. Пробовали они предмет называть, да все предметы имеют имена. Пробовали братья предмет описывать, а у них только и-и-и выходит.
Решили пойти они к царю Глаголу, чтобы он дал им работу и союзы стали полезными стране Морфологии. Глагол обрадовался их приходу и говорит: «Давно я вас, ребята, поджидал. Нужно мне, во-первых, чтобы вы в простом предложении помогли Интонации указывать на Однородные члены, а, во-вторых, помогали строить сложное предложение.»
Издал мудрый Глагол такой указ: «Повелеваю: быть И и Да служебными частями речи. Они должны связывать слова в сочинительном словосочетании и простые предложения в сложносочинённом».
С тех пор так и повелось: сочинительные соединительные союзы И и Да стали уважаемыми гражданами страны Морфологии. Каждый школьник о них знает, а на письме перед ними запятую ставит.
5 . Рефлексия на стикерах.
- Какое впечатление произвел на вас урок.
6 . Д/З: дописать сказку, красочно оформить сочиненные сказки в виде слайдовой презентации или книжки-раскладушки.