kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лингвистическая сказка 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный план помогает научить школьников составлять линвистическую сказку на определенную тему.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистическая сказка 7 класс»

Тема: Лингвистическая сказка


Цель: научить создавать лингвистическую сказку;

  • Развивать речь, обогащать словарный запас; закрепить теоретические знания о служебных частях речи; развивать навыки публичного выступления.

  • Пробуждать интерес к русскому языку, повышая учебную мотивацию.

Ресурсы: образцы лингвистических сказок, екст с теоретическим материалом, карта урока, учебник.

Форма работы: в парах, общеклассная, индивидуальная.


Ход урока:


  1. Орг. момент. Психологический настрой на урок.

Ребята, послушайте притчу:


Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель все знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошел ученик в поле, поймал бабочку, зажал ее между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришел к учителю.

-Скажите, учитель, - спросил он, - у меня между ладонями живая или мертвая бабочка?

Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:

-Все в твоих руках!

-Ребята, скажите, как поступил ученик?

-Он выпустил бабочку.

-Вот и я хочу, чтобы вы верили, что овладеть грамотным письмом возможно.

Это в ваших руках!


  1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы в гостях у сказки, но это сказки не простые, а особенные.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разновидностью авторской сказки, которая называется лингвистической.



- А знаете ли вы, кто такие лингвисты?



Лексическая работа



Лингвист - это учёный, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению)

Лингви́стика — наука, изучающая языки.

Лингвистическая сказка – это занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определенные лингвистические понятия, а в характерах, поступках действующих лиц наглядно проявляются отличные признаки этого языкового явления.



Особенности лингвистической сказки:



- лингвистическая сказка объясняет нам законы языка;

- ей присуще сказочные элементы, волшебные превращения герои, определенные устойчивые выражения;

Композиция сказки

Лингвистическая сказка, как и обычные сказки, состоят из присказки, зачина, сказочного действия и концовки.



На сегодняшнем уроке вы, ребята, попробуете себя в роли создателя сказок, станете авторами своих собственных сказок.



Отличие лингвистической сказки от фольклорной.


  1. Лингвистическая сказка поучительна.

  2. Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки.

  3. Герои – буквы или слова.

  4. Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные.

  5. В лингвистических сказках нельзя допускать фактических ошибок. (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).

  6. Лингвистическая сказка вбирает в себя элементы сказок о животных, волшебных сказок.


  1. Актуализация знаний. Повторение сведений о служебных частях речи.

- Какие служебные части речи мы знаем?

- Имеют ли СЧР лексическое значение?

- Могут ли они быть членами предложения?

- Изменяются ли служебные части речи?

- Как графически обозначаем части речи на письме?


4 Алгоритм

Как написать лингвистическую сказку

  1. Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана.

  2. Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии.

  3. Подумай, какие герои будут действовать.

  4. Подумай композицию, продумай сюжет.

  5. Составь план.

  6. Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию.

  7. Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.

  8. Отредактируй текст.

  9. Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты (телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос.

  10. Прорепетируй выступление.


5 Чтение и обсуждение образцов лингвистических сказок.


Сказка о служебных частях речи.


Появились служебные части речи так: как-то раз один взрослый человек сказал: «Беги лес!». И дивились все: как лес может бежать? Так и появился предлог «в», и предложение изменилось: «Беги в лес». Как-то раз один рабочий сказал другому: «Поставь столик диван». Удивился рабочий и не понял, о чем говорит его товарищ. Но вдруг появились предлоги «у» и «под», и все сразу встало на свои места. Как-то один человек сказал другому: «Солнышко светит деревьями». Все удивились. Они увидели, что солнышко выше деревьев. Так появился предлог «над».  

А вот так появились союзы: давным-давно люди писали маленькими предложениями.  Им это надоело, и они решили эти предложения соединить. Так и появились союзы «да», «и», «а» и другие.

Частицы появились так: думал народ, как предложения краше сделать. Так и возникли частицы «только»,  «самый», «разве». Частица «не» появилась особенным образом. Один старый мужичок как-то раз сказал: «Я сам бочку дотащу». Ему хотели помочь, но он отказался. Да не донес. Тут люди решили ему помочь и придумали частицу «не». И получилось: «Я сам бочку не дотащу». Вот так появились служебные части речи.




Сказка о двух братьях союзах.

Как-то раз пришли в страну Морфологию два брата - союзы Да и И. Огляделись вокруг - все части речи делом заняты: Существительное предметы называет, Прилагательное - описывает, Глагол всеми повелевает. А братья не знают, как им полезными стать. Пробовали они предмет называть, да все предметы имеют имена. Пробовали братья предмет описывать, а у них только и-и-и выходит.

Решили пойти они к царю Глаголу, чтобы он дал им работу и союзы стали полезными стране Морфологии. Глагол обрадовался их приходу и говорит: «Давно я вас, ребята, поджидал. Нужно мне, во-первых, чтобы вы в простом предложении помогли Интонации указывать на Однородные члены, а, во-вторых, помогали строить сложное предложение.»

Издал мудрый Глагол такой указ: «Повелеваю: быть И и Да служебными частями речи. Они должны связывать слова в сочинительном словосочетании и простые предложения в сложносочинённом».

С тех пор так и повелось: сочинительные соединительные союзы И и Да стали уважаемыми гражданами страны Морфологии. Каждый школьник о них знает, а на письме перед ними запятую ставит.

6Составление учащимися лингвистической сказки о служебных частях речи.

7 Выступления учащихся.

8 Итог урока. Рефлексия на стикерах.

- Какое впечатление произвел на вас урок.


9. Д/З: дописать сказку, красочно оформить сочиненные сказки в виде слайдовой презентации или книжки-раскладушки.


























Карта урока 7 класс

Тема: Лингвистическая сказка



    1. Лексическая работа



Лингвист - это учёный, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению)

Лингви́стика — наука, изучающая языки.

Лингвистическая сказка – это занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определенные лингвистические понятия, а в характерах, поступках действующих лиц наглядно проявляются отличные признаки этого языкового явления.



    1. Особенности лингвистической сказки:



- лингвистическая сказка объясняет нам законы языка;

- ей присуще сказочные элементы, волшебные превращения герои, определенные устойчивые выражения;

Композиция сказки

Лингвистическая сказка, как и обычные сказки, состоят из присказки, зачина, сказочного действия и концовки.



На сегодняшнем уроке вы, ребята, попробуете себя в роли создателя сказок, станете авторами своих собственных сказок.



Отличие лингвистической сказки от фольклорной.


  1. Лингвистическая сказка поучительна.

  2. Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки.

  3. Герои – буквы или слова.

  4. Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные.

  5. В лингвистических сказках нельзя допускать фактических ошибок. (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).

12Лингвистическая сказка вбирает в себя элементы сказок о животных, волшебных сказок.


    1. Алгоритм

Как написать лингвистическую сказку

  1. Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана.

  2. Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии.

  3. Подумай, какие герои будут действовать.

  4. Подумай композицию, продумай сюжет.

  5. Составь план.

  6. Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию.

  7. Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.

  8. Отредактируй текст.

  9. Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты (телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос.

  10. Прорепетируй выступление.


    1. Чтение и обсуждение образцов лингвистических сказок.





Сказка о служебных частях речи.


Появились служебные части речи так: как-то раз один взрослый человек сказал: «Беги лес!». И дивились все: как лес может бежать? Так и появился предлог «в», и предложение изменилось: «Беги в лес». Как-то раз один рабочий сказал другому: «Поставь столик диван». Удивился рабочий и не понял, о чем говорит его товарищ. Но вдруг появились предлоги «у» и «под», и все сразу встало на свои места. Как-то один человек сказал другому: «Солнышко светит деревьями». Все удивились. Они увидели, что солнышко выше деревьев. Так появился предлог «над».  

А вот так появились союзы: давным-давно люди писали маленькими предложениями.  Им это надоело, и они решили эти предложения соединить. Так и появились союзы «да», «и», «а» и другие.

Частицы появились так: думал народ, как предложения краше сделать. Так и возникли частицы «только»,  «самый», «разве». Частица «не» появилась особенным образом. Один старый мужичок как-то раз сказал: «Я сам бочку дотащу». Ему хотели помочь, но он отказался. Да не донес. Тут люди решили ему помочь и придумали частицу «не». И получилось: «Я сам бочку не дотащу». Вот так появились служебные части речи.




Сказка о двух братьях союзах.

Как-то раз пришли в страну Морфологию два брата - союзы Да и И. Огляделись вокруг - все части речи делом заняты: Существительное предметы называет, Прилагательное - описывает, Глагол всеми повелевает. А братья не знают, как им полезными стать. Пробовали они предмет называть, да все предметы имеют имена. Пробовали братья предмет описывать, а у них только и-и-и выходит.

Решили пойти они к царю Глаголу, чтобы он дал им работу и союзы стали полезными стране Морфологии. Глагол обрадовался их приходу и говорит: «Давно я вас, ребята, поджидал. Нужно мне, во-первых, чтобы вы в простом предложении помогли Интонации указывать на Однородные члены, а, во-вторых, помогали строить сложное предложение.»

Издал мудрый Глагол такой указ: «Повелеваю: быть И и Да служебными частями речи. Они должны связывать слова в сочинительном словосочетании и простые предложения в сложносочинённом».

С тех пор так и повелось: сочинительные соединительные союзы И и Да стали уважаемыми гражданами страны Морфологии. Каждый школьник о них знает, а на письме перед ними запятую ставит.

5 . Рефлексия на стикерах.

- Какое впечатление произвел на вас урок.


6 . Д/З: дописать сказку, красочно оформить сочиненные сказки в виде слайдовой презентации или книжки-раскладушки.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Лингвистическая сказка 7 класс

Автор: Баталина Лариса Викторовна

Дата: 09.09.2017

Номер свидетельства: 427700

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Лингвистические сказки на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(54) "linghvistichieskiie-skazki-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "167876"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423147095"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Лингвистические сказки (5-6 класс)"
    ["seo_title"] => string(36) "linghvistichieskiie_skazki_5_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "407978"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491765326"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока русского языка в 5 классе "Глагол как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "155968"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421341211"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Буквы з - с в приставках" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-bukvy-z-s-v-pristavkakh"
    ["file_id"] => string(6) "111870"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408016740"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства