kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лексика. Повторение и обобщение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Лексика. Повторение и обобщение». (5 класс)

Тип урока: повторение и обобщение знаний по теме «Лексика»

Форма урока: работа в группах

Метод: комбинированный, игровой.

Цель урока:   повторение и обобщение знаний по теме «Лексика»

Задачи урока:

Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развить умение определять лексическое значение слов;
  • формировать умение работать со словарем;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • осуществление системно – деятельностного  подхода;
  • развитие внимания;
  • формирования УУД (личностных,  регулятивных, познавательных):
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие умения применять полученные знания;
  • формирование  логических умений;
  • развитие умений формулировать тему;
  • развитие умения групповой работы.
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки, заинтересованности и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой работе;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • воспитание интереса к языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лексика. Повторение и обобщение »













Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Лексика. Повторение и обобщение». (5 класс)


















Выполнила: Огибалова Тамара Яковлевна

учитель русского языка и литературы

«МОУ СОШ № 19» г. Междуреченск







Тип урока: повторение и обобщение знаний по теме «Лексика»

Форма урока: работа в группах

Метод: комбинированный, игровой.

Цель урока: повторение и обобщение знаний по теме «Лексика»

Задачи урока:

Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • развить умение определять лексическое значение слов;

  • формировать умение работать со словарем;

  • обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие:

  • осуществление системно – деятельностного подхода;

  • развитие внимания;

  • формирования УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развитие умения применять полученные знания;

  • формирование логических умений;

  • развитие умений формулировать тему;

  • развитие умения групповой работы.

Воспитательные:

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки, заинтересованности и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой работе;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • воспитание интереса к языку.





Ход урока

Слово учителя.

Ребята, я предлагаю вам сегодня побывать в роли детективов, которые должны освободить обитателей замков (рисунки замков учащиеся сделали заранее), томящихся там по воле неучей, невежд, не знающих русского языка. Ваша задача не только проникнуть в замок, но и сформулировать тему урока. На вашем пути встретится глубокий ров, заполненный водой. Мост над ним поднят. Чтобы опустился мост, нужно разгадать кроссворд (задания у всех на столах), найти ключевое слово, которое станет частью темы урока и опустит мост.






1










2














3













4















5









6













7

















1.Важнейшая единица языка.

2. Наименьшая значимая часть слова.

3.Средство передачи мыслей ,знаний.

4.Тип текста, в котором основная мысль доказывается с помощью различных аргументов.

5.Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение.

6.Значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования слов.

7.Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования слов.


Какое получилось ключевое слово? (Лексика. Запись в тетради даты и темы).


Мост опустился, но ворота закрыты. Еще одно задание детективам.

Первая группа – дать понятие слова лексика.

Вторая группа – лексикология.

Третья группа – лексикон.

Ворота открылись, и вы в замках. Ваша задача – выполнять задания и внимательно слушать каждую группу, так как она будет называть имена узников, а вы должны их записать рядом с рисунком.


Задание № 1


I группа

1.Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты ,рожь , золотая?

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят.

Как называется это явление в русском языке?


Объяснить лексическое значение словосочетаний:

ледяная глыба – ледяной взгляд

олимпийские игры – олимпийское спокойствие

медвежья лапа – медвежья услуга

II группа

1.В толковом словаре учебника на стр. 175 найти однозначное и многозначное слово. Дать определение этих понятий.


Ответить на вопросы:

1.Какой иглой не сошьешь платье?

2.Из какого полотна нельзя сшить рубаху?

3.На каких полях не пашут и не сеют?

III группа

1.Купец в своей лавке

Сидел на деревянной лавке.

2.Он купил ириску,

Решил её не есть.

Но как не съесть ириску,

Когда ириска есть.

Какой раздел лексики отражен в подчеркнутых словах?


Будут ли омонимами слова «стекла»?

Капля егоза летела с круч,

Закрыв глаза.

Скользнув с небесного стекла,

В ладонь цветка она стекла.




Дается время для выполнения. Каждая группа дает определение понятия и приводит примеры.





Задание №2


I группа

Прочитайте, правильно расставив ударения:

А что такое атлас?

Его приносят в класс?

Я прочитала атлас, но есть ведь и атлас.


Объясните лексическое значение подчеркнутых слов, расскажите правила.


Составить словосочетания так, чтобы было ясно лексическое значение слов:

парúт – пáрит

селó – сéло


II группа

Как называются эти слова:

рой пчел – рой яму

новая пила – пила чай

мой посуду – мой портфель.


Составьте словосочетание со словами:

лечу – лечу

печь – печь

простой – простой.

III группа

1.Лет до ста расти

Нам без старости.

2.Вы за мной ступайте,

Будет вам по калачу.

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу.


Составьте предложения или словосочетания со словами:

Плот – плод

Пруд- прут

Сидеть – седеть

Лук – луг.



Дается время для выполнения. Каждая группа дает определение понятия и приводит примеры.



Задание №3


I группа

1.Когда человек отдаётся лжи, его оставляют ум и талант.

2.Обман – орудие злых.

3.Сурово метелица выла

И снегом кидала в лицо.

4.Метель не унималась.

5.Вьюга снежная, пурга,

Взбей пушистые снега.


Найти синонимы, рассказать правила, подобрать синонимы к словам:

Родина –

блестеть-

отважный –


II группа

1.Любишь брать – люби и отдавать.

2.Глупый осудит, а умный рассудит.

3.Каково начало, таков и конец.

4.Полный колос к земле клонится, пустой к небу тянется.

В словаре антонимов найти 4 антонима.

III группа

Как называются эти слова, объясните их лексическое значение:

чело –

ланиты –

перст –

пиит –

лицедей –

брадобрей –


Как называются эти слова:

интернет

мегабайт

сайт?


Дается время для выполнения. Каждая группа дает определение понятия и приводит примеры.



Подводим итоги работы детективов. Показываем рисунки замков с освобожденными обитателями.

Победила третья группа детективов, освободившая все 12 узников:

слова с переносным значением

слова с прямым значением

однозначные слова

многозначные слова

омонимы

омографы

омоформы

омофоны

синонимы

антонимы

архаизмы

неологизмы.

Сейчас вам нужно дописать тему урока. У нас уже записано слово «Лексика». Освобождая обитателей замков, вы вспомнили все, что изучали по этой теме. Как мы тогда допишем тему урока?

Дописывают тему – «Повторение и обобщение».

Зная лексическое значение слов, запишите правильно предложения:

Злой кабан сидел на ветке.

Пароход томился в клетке.

Соловей точил клыки.

Дикобраз давал гудки.

Кошка физику учила.

Маша хвостик свой ловила.

Буратино шил штаны.

А портняжка ел блины.


Запишите домашнее задание – упражнение № 347.

Предлагаю вам самим оценить участие каждого детектива и подать оценки мне.














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лексика. Повторение и обобщение

Автор: Огибалова Тамара Яковлевна

Дата: 20.02.2015

Номер свидетельства: 176307

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Повторение по теме "Лексика. Культура речи" в 5-м классе. "
    ["seo_title"] => string(61) "povtorieniie-po-tiemie-lieksika-kul-tura-riechi-v-5-m-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156654"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421470632"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Урок - игра "В гостях у королевы Лексики""
    ["seo_title"] => string(43) "urok_ighra_v_ghostiakh_u_korolievy_lieksiki"
    ["file_id"] => string(6) "432442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508059359"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Разработка урока  "Повторение и обобщение изученного  по лексике и фразеологии" "
    ["seo_title"] => string(89) "razrabotka-uroka-povtorieniie-i-obobshchieniie-izuchiennogho-po-lieksikie-i-frazieologhii"
    ["file_id"] => string(6) "204998"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429781675"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Урок на тему "Лексика""
    ["seo_title"] => string(22) "urok_na_tiemu_lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "449905"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515935936"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Подготовка учащихся к ЕНТ. Обобщение и повторение по разделам курса русского языка. "
    ["seo_title"] => string(99) "podghotovka-uchashchikhsia-k-ient-obobshchieniie-i-povtorieniie-po-razdielam-kursa-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "156443"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421423390"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства