kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - игра "В гостях у королевы Лексики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно провести  как  урок  или   мероприятие. Подходит для  5 - 11 классов. Дает широкий простор для  повторения, обобщения изученного материала в форме  соревнования по группам детей, для творческой деятельности  учащихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - игра "В гостях у королевы Лексики"»

УРОК – ИГРА «В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ ЛЕКСИКИ»


Цели:

1.повторение и обобщение по теме «Лексический состав языка»2.развивающая: обучение высказыванию по лингвистической теме; развитие творческих способностей.3.воспитательная: трудовое и эстетическое воспитание. Развитие компетенций: учащиеся должны знать особенности и область применения различных пластов лексики; уметь различать лексические пласты языка и применять их в речи

Наглядность : демонстрационные карточки с заданиями, транспаранты.

Ход урока:

Лексика

Травка не зеленеет, солнышко не блестит,

Ласточка зимою в сени к нам не летит.

А я, Королева Лексика повелеваю прибыть во дворец моим подданным на большой королевский бал!

Представляю Вам жителей моей страны . Вот перед вами омонимы – слова ,разные по значению, но одинаковые по звучанию.

Различен смысл в словах. И что же?

Как близнецы, они похожи.

Груз подает подъемный кран.

И воду льет в квартире кран.

Учащиеся демонстрируют карточки со словами.

Лексика

Во дворец прибыли антонимы - слова с противоположным значением.

Минус - плюс, огонь – вода,

Дерзкий - осторожный,

Все антонимы всегда

Противоположны!

Учащиеся демонстрируют карточки .

1ый антоним (читает)

Добрый – злой,

Трусливый – смелый,

Толстый – тонкий,

Чёрный – белый.

Вверх – вниз,

Внутри – снаружи,

Над – под,

Жара – стужа.

Чистить – пачкать,

День – ночь,

Все сюда! – ступайте прочь!

Труд – безделье,

Смех – рыданья…

Здравствуйте… и до свиданья!

Лексика Сейчас мы отдохнем и поиграем в игру “лови - назови”. А назвать вам нужно будет антонимы к словам: шум, утро, холод, враг, болезнь, радость, старость, доброта, потеря, ложь, горе, внизу, юг, медленно, влево, темно, лето, близко, ругать, сытый, начало.

2-ой антоним читает стихи, в них нужно найти и назвать антонимы

--Грустный клоун громко плачет,

А веселый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить –

Хочет рёву рассмешить.

--Вышел в поле храбрый рыцарь,

Может он с любым сразиться,

А трусливого зайчонка

Напугает и девчонка.

---Грязному автомобилю

Путь машины преградили:

"Чистым здесь зеленый свет!

Остальным дороги нет!"

Лексика У нас в гостях – синонимы, что вы знаете о них ? (Это слова одной части речи, одинаковые по значению, но разные по звучанию и написанию) .

Учащиеся демонстрируют карточки.

Лексика.

Подберите синонимы к словам: приятель – (друг ), Луна –( месяц), собака – (пес), бегемот –(гиппопотам).

Выполнение заданий по группам. Назвать синонимы.

1 –ый синоним читает задания, которые выполняют ученики по карточкам

Назвать синоним вместо слова в скобках

(1-я группа)

Золотистые копны соломы

На токах на колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятия в школу (торопятся).

(2-я группа)

Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда,

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от (работы).

(3-я группа)

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят,

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную (берегут).

2-ой синоним читает задания, которые учащиеся выполняют по карточкам

Назвать синонимы в тексте

(1-я группа)

Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они! –

Так проворчал мороз угрюмый

И речку в лед сковал без шума.

(2-я группа)

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

(3-я группа)

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться?

До поздней осени дуб стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

Лексика. В стране Русский язык много иностранных, а по- другому, заимствованных слов, многие из них пришли к нам из греческого и латинского языков : автодром, климат, штукатур, маляр, космос, фантастика. К нам прибыли послы из дружественных стран!

Послы из тюркоязычных стран Ассалям алейкум! Исянмесез! Мы иноязычные слова, заимствованные из тюркских языков:курай, бешбармак, батыр, палас, аул, караван, чебурек, арба,азу, беляши, казан, буран, курай, карандаш, сарай.

Послы из Германии Гутен таг! Мы слова из немецкого языка: шлягер, шницель, маляр, кондитер,фейерверк, шлагбаум, ярмарка, кегельбан.

Послы из Англии Хеллоу! Мы прибыли из английского языка : шоу, комбайн, компьютер, кекс, компьютер, комбайн, байкер, хоккей, стартер.

Лексика Давайте поприветствуем гостей! К нам приехали Неологизмы! Мы называем их еще новыми словами! Как же это интересно : придумывать слова, которых до сих пор не было в русском языке! Когда-то были придуманы слова : луноход, снегоход. Вы встречались с неологизмами, читая научно-популярные журналы. (например, мобиль (лат.) – подвижный; солнцемобиль, лифтомобиль (для доставки пассажиров к воздушным лайнерам), зебромобиль (используется в заповедниках; его красят в полосатый цвет, чтобы не испугать животных)

НеологизмОсобенно много слов придумали поэты Владимир Маяковский и Велимир Хлебников. Вот новые слова Маяковского : антиводочный – направленный против употребления вино-водочных изделий; винтиться – вертеться, как винт, горбастый – имеющий большой горб. А Велимир Хлебников сочинил целое стихотворение, придумав новые слова:

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно

О, рассмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Лексика Найдите авторские неологизмы в текстах.( Учащиеся выполняют задания по карточкам. ) Лексика читает текст, а учащиеся называют неологизмы.

1 группа По стенам красовались плакаты: “Уменьшим ругаемость, увеличим улыбаемость!”, “Долой котлетоподгораемость!”, “Понимем подметаемость на небывалую высоту!”

2 группа

Показал садовод;

Нам такой огород,

Где на грядках, заселенных

Густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться

Спаржовник,

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник!

Лексика.

Знаете ли вы, что осваивая свою профессию, вы изучаете специальные слова - термины – это профессионализмы . Вспомните и назовите, какие специальные слова по своей профессии вы знаете?

Задание. По группам на карточках) Укажите специальную (профессиональную ) лексику в отрывке из повести А. Первенцева : Дети Юганги любую лестницу называют трапом, пол – палубой, стены – переборками, кухню – камбузом, нерадивых – сачками; они вырубают, а не выключают свет, спят не на кроватях, а на койках, куртка у них – бушлат, в слове “компас” они ставят ударение на последнем слоге, а метель называют снежным зарядом… При передвижении на лыжах или пешком пространство исчисляют милями, а направление – румбами, учителю отвечают: “Есть!”

Лексика. Слова живут, они живые свидетели истории развития науки, техники, культуры. «Слово живёт, развивается.», т.е. имеет свою биографию. Меняется история, появляются новые предметы, явления – слова, обозначающие отжившее, уходят из активного употребления. Они называются устаревшими словами.

Устаревшие слова в зависимости от причин их устаревания делятся на историзмы и архаизмы.

Историзмы – это названия предметов и явлений, которые исчезли из жизни в процессе исторического развития. Такие слова не имеют синонимов и используются в исторической литературе для называния понятий той эпохи, о которой идет речь.

Учитель Возьмем, к примеру, слово –историзм конка.

Ко́нка (конно-железная городская дорога) — вид общественного транспорта, широко применявшегося до перевода железной дороги на паровую, тепловую, электрическую или канатную тягу. Наиболее распространённой областью применения конки был городской транспорт; таким образом, конка была предшественником электрического трамвая.

Конка представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом (империал). Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. В местах где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали ещё 1—2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей.

Задание 3) Игра “ Молчанка ”. Угадать с помощью рисунка лексические значения следующих историзмов : зипун забрало ”, “ пищаль ”, колчан, светец, треуголка.

Лексика Архаизмы – это устаревшие и вышедшие из употребления слова, которые имеют синонимы в современном языке.

Задание 1. (проводит учитель) Подобрать к архаизмам – названиям частей тела современные названия:

Чело (лоб), очи, уста (рот), перст (палец), перси (грудь), десница (правая рука), шуйца (левая рука), зеница (зрачок), лик (лицо), ланиты (щеки), длань (ладонь).

Задание 2. (проводит учитель)

– Докажите, что архаизмы «живут» в современном языке. Уста, перст, очи, тщание, шелом,алкать(Учащиеся подбирают однокоренные слова: устный, перстень, очки, тщательный, ошеломить и др.)

Лексика

Каждый день мы по несколько раз произносим "Здравствуйте!" и интересуемся "Сколько времени?". "Тебе, Сидоров, единица!" - грозно произносит учитель. "Огласите, пожалуйста, весь список!" - просит задержанный на 15 суток герой фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика".

А ведь в каждом из примеров есть старославянизмы – слова, не возникшие непосредственно в русском языке, а пришедшие в него из языка другого - старославянского. "Мечты, мечты! Где ваша сладость?/ Где, вечная к ней рифма, младость?", писал Пушкин в романе "Евгений Онегин", употребив старославянизмы «сладость, младость».

Старославянизм (читает)

.В старославянском языке был звук "щ", ему в русском языке соответствовал "ч". Так, со старославянским языком связан глагол "освещать", а слово "свеча" - русское по происхождению.

В середине слова в старославянском языке был звук "жд", ему соответствовал русский "ж», поэтому « русскому "чужой" соответствует старославянское "чуждый".

В старославянском, появились неполногласные сочетания "ра", "ла", "ре", "ле" между двумя согласными звуками, тогда как в восточнославянском языке развились полногласные "оро", "оло", "ере", "ело" ("оло"). Русскому слову "город" соответствует старославянизм "град", русскому "берег" - "брег". "Млечный Путь" - старославянизм, а "молочные берега" - русское. ("бремя" старославянизм - "беременный" – слово русское).

Русские сочетания "ро" и "ло" в начале слова соответствуют старославянским "ра" и "ла". К примеру, слово "лодка" - исконно русское, а "ладья" - старославянизм. Ученые называют старославянский язык "церковнославянским".

Создание старославянского языка связано с религиозными потребностями, поэтому понятно, что группа слов, связанных с христианскими понятиями, будет по происхождению старославянской. В этой группе будут такие понятия, как "грех" (а соответственно и все производные слова), "пророк", "воскресение", "святой", "ангел".

Задание Игра “ Из глубины веков ”(проводит учитель).

Подберите к старославянизмам русские соответствия : врата, здравый, хлад, власы, сладкий, мрак, град, глава, горящий, стоящий, агнец,ограда. Подобрать родственные слова к старославянизмам: врата, здравый, хлад, млад.

Лексика Прибыла принцесса Фразеология!

Фразеология Мои владения населяют фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов с переносным значением, они характеризуют все стороны жизни человека и придают высказыванию выразительность.

Читает стихотворение, а учащиеся должны обнаружить в нем и назвать фразеологизмы.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры здесь можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой , да детство прошло,

С тех пор уж немало воды утекло

О смелом мы вправе сказать наперед:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет.»

А гуси и утки сухие всегда:

Заметили люди: как с гуся вода.

Случалось с тобою – ты правил не знал,

Молчал при опросе : воды в рот набрал?

Лентяй отдыхает, а время идет-

Под камень лежачий вода не течет.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно лить воду, ты дело давай!

Работать впустую ты скажешь потом»

«Не дело, мол, воду носить решетом,

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали : «А в стихах-то вода!»

Фразеология читает фразеологизмы, а учащиеся определяют их значения :

когда рак на горе свистнет, после дождичка в четверг, надуться как мышь на крупу, брать быка за рога, блоху подковать, крутить баранку, водить за нос.

Лексика.

Я хочу представить вам Стили русского литературного языка.

Учащиеся выходят с карточками в руках, на которых - названия стилей.

1 ый ученик – Разговорный стиль

Артисты говорят в гримерной,

Твой друг беседует с тобой,

Стиль этот просто разговорный,

А не какой-нибудь другой.

2-ой ученик – Публицистический стиль

Еще есть стиль публицистический –

Статей в журнале политическом,

Газетных очерков, заметок - запомни также стиль и этот.

3-ий ученик - Художественный стиль

Рассказ читаешь или стих,

Роман, поэму, пьесу –

Знай, в них художественный стиль,

Стиль очень интересный.

4-ый ученик – Научный стиль

А правила мы учим,

Употребляя стиль научный.

Лексика. Наш придворный бал заканчивается. Пожелаем нашим друзьям всего хорошего!

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет!

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет!

Рефлексия : устный опрос.Вопросы участникам и зрителям: 1) Что особенно понравилось и запомнилось на уроке? 2) Какую информацию вы считаете важной и интересной для себя?

.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок - игра "В гостях у королевы Лексики"

Автор: Волкова Найля Наильевна

Дата: 15.10.2017

Номер свидетельства: 432442

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект  урока английского языка на тему Королевское чаепитие "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-na-tiemu-korolievskoie-chaiepitiie"
    ["file_id"] => string(6) "143149"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418465154"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "урок английского языка для 9 класса по теме "Рождество" "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-anghliiskogho-iazyka-dlia-9-klassa-po-tiemie-rozhdiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "201972"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429160660"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства