Можно провести как урок или мероприятие. Подходит для 5 - 11 классов. Дает широкий простор для повторения, обобщения изученного материала в форме соревнования по группам детей, для творческой деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок - игра "В гостях у королевы Лексики"»
УРОК – ИГРА «В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ ЛЕКСИКИ»
Цели:
1.повторение и обобщение по теме «Лексический состав языка»2.развивающая: обучение высказыванию по лингвистической теме; развитие творческих способностей.3.воспитательная: трудовое и эстетическое воспитание. Развитие компетенций: учащиеся должны знать особенности и область применения различных пластов лексики; уметь различать лексические пласты языка и применять их в речи
Наглядность : демонстрационные карточки с заданиями, транспаранты.
Ход урока:
Лексика
Травка не зеленеет, солнышко не блестит,
Ласточка зимою в сени к нам не летит.
А я, Королева Лексика повелеваю прибыть во дворец моим подданным на большой королевский бал!
Представляю Вам жителей моей страны . Вот перед вами омонимы – слова ,разные по значению, но одинаковые по звучанию.
Различен смысл в словах. И что же?
Как близнецы, они похожи.
Груз подает подъемный кран.
И воду льет в квартире кран.
Учащиеся демонстрируют карточки со словами.
Лексика
Во дворец прибыли антонимы - слова с противоположным значением.
Минус - плюс, огонь – вода,
Дерзкий - осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны!
Учащиеся демонстрируют карточки .
1ый антоним (читает)
Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый.
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа.
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!
Лексика Сейчас мы отдохнем и поиграем в игру “лови - назови”. А назвать вам нужно будет антонимы к словам: шум, утро, холод, враг, болезнь, радость, старость, доброта, потеря, ложь, горе, внизу, юг, медленно, влево, темно, лето, близко, ругать, сытый, начало.
2-ой антоним читает стихи, в них нужно найти и назвать антонимы
--Грустный клоун громко плачет,
А веселый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить –
Хочет рёву рассмешить.
--Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.
---Грязному автомобилю
Путь машины преградили:
"Чистым здесь зеленый свет!
Остальным дороги нет!"
Лексика У нас в гостях – синонимы, что вы знаете о них ? (Это слова одной части речи, одинаковые по значению, но разные по звучанию и написанию) .
1 –ый синоним читает задания, которые выполняют ученики по карточкам
Назвать синоним вместо слова в скобках
(1-я группа)
Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу (торопятся).
(2-я группа)
Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда,
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от (работы).
(3-я группа)
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную (берегут).
2-ой синоним читает задания, которые учащиеся выполняют по карточкам
Назвать синонимы в тексте
(1-я группа)
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
(2-я группа)
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
(3-я группа)
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться?
До поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.
Лексика. В стране Русский язык много иностранных, а по- другому, заимствованных слов, многие из них пришли к нам из греческого и латинского языков : автодром, климат, штукатур, маляр, космос, фантастика. К нам прибыли послы из дружественных стран!
Послы из тюркоязычных стран Ассалям алейкум! Исянмесез! Мы иноязычные слова, заимствованные из тюркских языков:курай, бешбармак, батыр, палас, аул, караван, чебурек, арба,азу, беляши, казан, буран, курай, карандаш, сарай.
Послы из Германии Гутен таг! Мы слова из немецкого языка: шлягер, шницель, маляр, кондитер,фейерверк, шлагбаум, ярмарка, кегельбан.
Послы из Англии Хеллоу! Мы прибыли из английского языка : шоу, комбайн, компьютер, кекс, компьютер, комбайн, байкер, хоккей, стартер.
Лексика Давайте поприветствуем гостей! К нам приехали Неологизмы! Мы называем их еще новыми словами! Как же это интересно : придумывать слова, которых до сих пор не было в русском языке! Когда-то были придуманы слова : луноход, снегоход. Вы встречались с неологизмами, читая научно-популярные журналы. (например, мобиль (лат.) – подвижный; солнцемобиль, лифтомобиль (для доставки пассажиров к воздушным лайнерам), зебромобиль (используется в заповедниках; его красят в полосатый цвет, чтобы не испугать животных)
НеологизмОсобенно много слов придумали поэты Владимир Маяковский и Велимир Хлебников. Вот новые слова Маяковского : антиводочный – направленный против употребления вино-водочных изделий; винтиться – вертеться, как винт, горбастый – имеющий большой горб. А Велимир Хлебников сочинил целое стихотворение, придумав новые слова:
Лексика Найдите авторские неологизмы в текстах.( Учащиеся выполняют задания по карточкам. ) Лексика читает текст, а учащиеся называют неологизмы.
1 группа По стенам красовались плакаты: “Уменьшим ругаемость, увеличим улыбаемость!”, “Долой котлетоподгораемость!”, “Понимем подметаемость на небывалую высоту!”
2 группа
Показал садовод;
Нам такой огород,
Где на грядках, заселенных
Густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел,
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться
Спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник!
Лексика.
Знаете ли вы, что осваивая свою профессию, вы изучаете специальные слова - термины – это профессионализмы . Вспомните и назовите, какие специальные слова по своей профессии вы знаете?
Задание. По группам на карточках) Укажите специальную (профессиональную ) лексику в отрывке из повести А. Первенцева : Дети Юганги любую лестницу называют трапом, пол – палубой, стены – переборками, кухню – камбузом, нерадивых – сачками; они вырубают, а не выключают свет, спят не на кроватях, а на койках, куртка у них – бушлат, в слове “компас” они ставят ударение на последнем слоге, а метель называют снежным зарядом… При передвижении на лыжах или пешком пространство исчисляют милями, а направление – румбами, учителю отвечают: “Есть!”
Лексика. Слова живут, они живые свидетели истории развития науки, техники, культуры. «Слово живёт, развивается.», т.е. имеет свою биографию. Меняется история, появляются новые предметы, явления – слова, обозначающие отжившее, уходят из активного употребления. Они называются устаревшими словами.
Устаревшие слова в зависимости от причин их устаревания делятся на историзмы и архаизмы.
Историзмы – это названия предметов и явлений, которые исчезли из жизни в процессе исторического развития. Такие слова не имеют синонимов и используются в исторической литературе для называния понятий той эпохи, о которой идет речь.
Учитель Возьмем, к примеру, слово –историзм конка.
Ко́нка (конно-железная городская дорога) — вид общественного транспорта, широко применявшегося до перевода железной дороги на паровую, тепловую, электрическую или канатную тягу. Наиболее распространённой областью применения конки был городской транспорт; таким образом, конка была предшественником электрического трамвая.
Конка представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом (империал). Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. В местах где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали ещё 1—2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей.
Задание 3) Игра “ Молчанка ”. Угадать с помощью рисунка лексические значения следующих историзмов : зипун забрало ”, “ пищаль ”, колчан, светец, треуголка.
Лексика Архаизмы– это устаревшие и вышедшие из употребления слова, которые имеют синонимы в современном языке.
Задание 1. (проводит учитель) Подобрать к архаизмам – названиям частей тела современные названия:
Чело (лоб), очи, уста (рот), перст (палец), перси (грудь), десница (правая рука), шуйца (левая рука), зеница (зрачок), лик (лицо), ланиты (щеки), длань (ладонь).
Задание 2. (проводит учитель)
– Докажите, что архаизмы «живут» в современном языке. Уста, перст, очи, тщание, шелом,алкать(Учащиеся подбирают однокоренные слова: устный, перстень, очки, тщательный, ошеломить и др.)
Лексика
Каждый день мы по несколько раз произносим "Здравствуйте!" и интересуемся "Сколько времени?". "Тебе, Сидоров, единица!" - грозно произносит учитель. "Огласите, пожалуйста, весь список!" - просит задержанный на 15 суток герой фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика".
А ведь в каждом из примеров есть старославянизмы – слова, не возникшие непосредственно в русском языке, а пришедшие в него из языка другого - старославянского. "Мечты, мечты! Где ваша сладость?/ Где, вечная к ней рифма, младость?", писал Пушкин в романе "Евгений Онегин", употребив старославянизмы «сладость, младость».
Старославянизм (читает)
.В старославянском языке был звук "щ", ему в русском языке соответствовал "ч". Так, со старославянским языком связан глагол "освещать", а слово "свеча" - русское по происхождению.
В середине слова в старославянском языке был звук "жд", ему соответствовал русский "ж», поэтому « русскому "чужой" соответствует старославянское "чуждый".
В старославянском, появились неполногласные сочетания "ра", "ла", "ре", "ле" между двумя согласными звуками, тогда как в восточнославянском языке развились полногласные "оро", "оло", "ере", "ело" ("оло"). Русскому слову "город" соответствует старославянизм "град", русскому "берег" - "брег". "Млечный Путь" - старославянизм, а "молочные берега" - русское. ("бремя" старославянизм - "беременный" – слово русское).
Русские сочетания "ро" и "ло" в начале слова соответствуют старославянским "ра" и "ла". К примеру, слово "лодка" - исконно русское, а "ладья" - старославянизм. Ученые называют старославянский язык "церковнославянским".
Создание старославянского языка связано с религиозными потребностями, поэтому понятно, что группа слов, связанных с христианскими понятиями, будет по происхождению старославянской. В этой группе будут такие понятия, как "грех" (а соответственно и все производные слова), "пророк", "воскресение", "святой", "ангел".
Задание Игра “ Из глубины веков ”(проводит учитель).
Подберите к старославянизмам русские соответствия : врата, здравый, хлад, власы, сладкий, мрак, град, глава, горящий, стоящий, агнец,ограда. Подобрать родственные слова к старославянизмам: врата, здравый, хлад, млад.
Лексика Прибыла принцесса Фразеология!
Фразеология Мои владения населяют фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов с переносным значением, они характеризуют все стороны жизни человека и придают высказыванию выразительность.
Читает стихотворение, а учащиеся должны обнаружить в нем и назвать фразеологизмы.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры здесь можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой , да детство прошло,
С тех пор уж немало воды утекло…
О смелом мы вправе сказать наперед:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет.»
А гуси и утки сухие всегда:
Заметили люди: как с гуся вода.
Случалось с тобою – ты правил не знал,
Молчал при опросе : воды в рот набрал?
Лентяй отдыхает, а время идет-
Под камень лежачий вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно лить воду, ты дело давай!
Работать впустую ты скажешь потом»
«Не дело, мол, воду носить решетом,
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали : «А в стихах-то вода!»
Фразеология читает фразеологизмы, а учащиеся определяют их значения :
когда рак на горе свистнет, после дождичка в четверг, надуться как мышь на крупу, брать быка за рога, блоху подковать, крутить баранку, водить за нос.
Лексика.
Я хочу представить вам Стили русского литературного языка.
Учащиеся выходят с карточками в руках, на которых - названия стилей.
1 ый ученик – Разговорный стиль
Артисты говорят в гримерной,
Твой друг беседует с тобой,
Стиль этот просто разговорный,
А не какой-нибудь другой.
2-ой ученик – Публицистический стиль
Еще есть стиль публицистический –
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок - запомни также стиль и этот.
3-ий ученик - Художественный стиль
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму, пьесу –
Знай, в них художественный стиль,
Стиль очень интересный.
4-ый ученик – Научный стиль
А правила мы учим,
Употребляя стиль научный.
Лексика. Наш придворный бал заканчивается. Пожелаем нашим друзьям всего хорошего!
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет!
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет!
Рефлексия : устный опрос.Вопросы участникам и зрителям: 1) Что особенно понравилось и запомнилось на уроке? 2) Какую информацию вы считаете важной и интересной для себя?