kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Лексическое значение слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для участия в конкурсе "Учитель года"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Лексическое значение слова"»

Дать понятие лексики, лексического значения слова, способов словотолкования.

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями лексика, лексическое значение слова, способы словотолкования;

  2. Сформировать умение пользоваться толковым словарём и словарём синонимов;

  3. Повышение мотивации обучения.

Ход урока

1. Организационный момент.

2.

Объяснение нового материала.

1. Представление сказки.

Учитель:

Тема нашего урока “Лексическое значение слова”. Открыли свои тетради, записали число, классная работа, тему урока (ребята оформляют записи в тетрадях). Сегодня вы познакомитесь с понятиями лексика, лексическое значение слова, способы словотолкования,научитесь пользоваться толковым словарём.

И для начала... вам предлагается небольшая сказка. Не удивляйтесь! Помните, как оценил сказку А.С.Пушкин: "Сказка ложь, да в ней намёк!Добрым молодцам урок".

Вот и наша сказка, разумеется, с "намёком".Постарайтесь определить, найти его.

Итак, "Сказка о слове". [2]

1-й вариант: чтение сказки по ролям подготовленными ребятами.

2-й вариант: прослушивание магнитофонной записи.

3-й вариант: презентация. (Приложение1).

СКАЗКА О СЛОВЕ

Действующие лица:

С л о в о колобок.

Ф о н е т и к а.

Л е к с и к а.

С л о в о о б р а з о в а н и е.

М о р ф о л о г и я.

С и н т а к с и с.

Было это или не было, но говорят, что было:выпало из сказки (а из какой - догадайтесь сами)слово колобок и покатилось по дороге.

Катится колобок, катится, а навстречу ему Фонетика.

- Ты кто? - спрашивает.

- Я слово, - отвечает колобок.

- Какое слово?

- Ко-ло-бок!

- Вот теперь слышу, что ты слово: все твои звуки звучат, как им положено, и ударение на своём месте стоит. Звучи так и впредь! - напутствовала слово Фонетика, и колобок покатился дальше. Долго ли,нет ли он катился, но остановила его Лексика.

- Ты кто? - спрашивает.

- Я слово, - гордо отвечает колобок. - У меня есть свой звуковой облик. Вот послушайте, как я красиво звучу: ко-ло-бок!

- Ну, - улыбнулась Лексика, - для слова этого мало.Например, ло-ко-бок тоже звучит неплохо, но словом это звукосочетание не назовёшь, потому что оно бессмысленно. Слово непременно должно быть наполнено смыслом. Ты действительно слово,потому что обозначаешь небольшой круглый хлебец(в народных сказках) - ведь так?

- Так, - согласился колобок. - Как же вы догадались?

- Я много знаю и о тебе, и о других словах;приходи ко мне в гости - расскажу.

Поблагодарил колобок Лексику и отправился дальше, но вскоре дорогу ему преградило Словообразование:

- Ты кто? - спрашивает.

- Я слово колобок.

- А как ты устроено? И кто твои родственники?

- Не знаю, - растерялся колобок.

- Не огорчайся, это мы сейчас выясним, -проговорило Словообразование и надело очки.

- Так вот, приятель, ты образовано от старого слова колоб (круглый хлеб) с помощью суффикса - ок,который внёс в твою основу признак"маленький" (как в словах дымок, лесок,дубок). Вот почему ты обозначаешь "маленький круглый хлебец". Ну а колоб в свою очередь было образовано когда-то от слова коло (колесо). Теперь тебе понятно, кто твои предки?

Обрадовался колобок, что у него встарь были такие родственники, и весело продолжил свой путь.Вдруг видит: стоит на дороге Морфология.Остановился колобок, а Морфология спрашивает:

- Ты кто?

- Я слово колобок.

- А какая ты часть речи?

- Никакая. Я просто слово.

- Так не бывает, - строго заметила Морфология. -Каждое слово - непременно какая-то часть речи:есть слова самостоятельные, есть служебные, а есть и междометия. И у каждой части речи свои грамматические признаки. Без этих признаков тебя ни в одно предложение не примут - так и будешь в одиночестве по дорогам кататься.

- Что же мне делать? - огорчился колобок.

- А ты помни, что колобок - имя существительное со всеми полагающимися ему признаками. Есть у тебя и род, и число, и падеж...

Не успела Морфология договорить, как на дороге возник Синтаксис:

- Вы уж простите, но я слышал ваш разговор.Правильно Морфология сказала: грамматические признаки помогают словам включаться в предложение, в нём у каждой части речи свои роли.

- А у меня - какие роли? - робко спросил колобок.

- Ну, если ты имя существительное, то можешь быть и подлежащим, и дополнением, да и другая работа тебе не заказана. Так что возвращайся скорее в сказку, из которой выпало, да займись-ка делом.

И пошли Морфология и Синтаксис своей дорогой, а колобок не покатился дальше, а поспешил назад, в свою родную сказку, потому что каждое слово должно стоять на своём месте.

Тут и сказке конец.

Учитель: Итак, какой намек, какой урок содержит наша сказка? Для этого давайте посмотрим, кто является героями сказки? (Ребята дают ответы).

Учитель:

Как вы поняли, героями сказки являются разделы науки о языке. Слово настолько многогранно, что оказывается по-своему интересным для разных разделов языка.

2. Беседа о значении слова для разных разделов языкознания:

1. Как вы думаете, что является важным в слове для фонетики?

(Это соединение звуков,объединённых ударением).

2. А кто из вас может определить, как рассматривает слово словообразование?

(Интересуется тем, как образуются слова, из каких морфем они состоят.)

Для морфологии, ребята, слово - это часть речи со всеми грамматическими признаками, для синтаксиса- прежде всего член предложения, а в лексике слово называет и обозначает предметы, явления окружающего мира.

Ребята, мы можем сделать вывод, что каждая наука языка изучает слово и изучает его по-своему.

Чтобы наша речь была красивой, точной, понятной для других, мы должны правильно употреблять слова, знать их точное значение. Вот об этом мы и поговорим сейчас.

3. Чтение и пересказ лингвистического текста упр.234 на стр.77.

[4]

Учитель: Что такое лексика? (Это словарный состав языка). Обратите внимание из какого языка пришло к нам это слово, смотрим дополнительный материал, выделенный пунктирной линией на стр.77.

Учитель:

Как вы поняли, что такое лексическое значение слова? (Главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово).

Существует несколько способов объяснения лексического значения слова. Об этих способах рассказывается далее в упр.234. читаем текст под цифрой 3 (чтение текста учащимися). Рассмотрим способы толкования слов более подробно.

4. Беседа о способах толкования слов.

1-й способ

- краткое толкование, которое чаще всего используется в толковых словарях. В школьной библиотеке вы можете найти различные виды словарей: толковые, антонимов, иностранных слов, синонимов, этимологические,фразеологические, устойчивых сравнений и др. (Выставка толковых словарей, которые можно найти в школьной библиотеке).

Знакомство с историей словарей на основе лингвистического текста.

[3] (Текст может быть распечатан для каждого учащегося или показан через проектор).

Задание.

Выразительно прочитайте текст.Озаглавьте его. Объясните, как вы понимаете высказывание, которое служит эпиграфом к тексту.Спишите эпиграф.

Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке. (А.Франс)

Русские толковые словари имеют многовековую историю. Известны, например, словари 1282 года.Многие “азбуковники” толковали редкие слова,которые встречались в книгах религиозного содержания.

Первые печатные словари в России появились в конце ХVI века, они тоже в основном служили своеобразным пособием при чтении книг, в которых встречалось много непонятных, “нерусских” слов.

В конце ХVIII века выходят первые словари, авторы которых пытались включить как можно больше слов русского языка. Наиболее полным и интересным стал “Толковый словарь живого великорусского языка”, составленный в середине ХIХ века В.И.Далем.

В ХХ веке лингвисты составили и выпустили несколько толковых словарей. Самым полным является 17-томный словарь, в котором разъясняется лексическое значение 120 000 слов.Чтобы выпустить такой словарь, группа лингвистов работала более 20 лет.

И по сей день современные учёные ведут огромную работу, выявляя всё новые и новые слова,определяя и уточняя их лексическое значение.

(Ребята читают текст самостоятельно)

Работа с эпиграфом в начале текста (объяснение его значения и запись в тетрадях).

Работа со словарём в конце учебника.

Учитель:

В конце учебника [4] на стр. 279 тоже находится толковый словарик. В него включено,конечно, совсем немного слов, но это слова,значения которых стоит запомнить.

Чтобы быстро и легко найти слово в словаре, мы должны знать хорошо алфавит. Какое лексическое значение имеет слово “завистник”(завистливый человек). А теперь скажите мне, в каком из художественных произведений встречается такой завистливый человек. Обратите внимание, в словарях, кроме лексического значения слова даётся дополнительная информация– это правильное произношение и правильное написание слов.

Определите, пожалуйста, лексическое значение слова “золотой” (сделанный из золота). А теперь заглянем в толковый словарик и посмотрим,правильно ли вы определили лексическое значение данного слова. Посмотрите, оказывается, слово “золотой”имеет несколько значений. Первое значение то,которое мы с вами определили, и оно является главным. Кроме того, второе значение – цвета золота.

Такую пору изобразил художник Исаак Левитан на картине “Золотая осень”. Это пора, когда листья имеют жёлтый цвет, цвет золота, ярко светит солнце. Третье – переносное. Счастливый(золотая пора). Учёные считают, что в истории человечества был период, который называли золотой век. Подробнее об этом периоде вы узнаете на уроках истории. Четвёртое значение – тоже переносное. (Дорогой, любимый).

Слова, которые имеют более одного значения,называются многозначными. Подробнее с такими словами мы познакомимся на следующих уроках.

Итак, над каким способом словотолкования мы сейчас работали? (Краткое толкование, которое чаще всего используется в толковых словарях).

Не всегда мы можем обратиться к толковому словарю, иногда их просто не бывает под рукой, и тогда используются другие способы толкования.

2-й способ - подбор синонимов

Задание:

подберите синонимы к слову "красивый"(Прекрасный, пригожий, очаровательный,хорошенький, привлекательный, прелестный,обаятельный, симпатичный, приятный, милый,славный и т.д.).

Учитель:

Синонимы помогают не только уточнить значение слова, но и вспомнить другие слова с таким же значением. (Выполнение упр.236 на стр. 78 [4])

Беседа об антонимах.

Учитель:

Вспомните определение антонимов (антонимы– слова, противоположные по лексическому значению).

Различение синонимов и антонимов.

(Выполнение упр. 244 на стр. 80

[4]).

Заканчивая беседу об антонимах, можно предложить творческую работу (индивидуально или в парах): вставить пропущенные слова в рассказе о мальчиках Пете и Коле. [1]

Петя и Коля

Живут в нашем доме два одноклассника - Петя и Коля.

Они давно дружат, хотя эти мальчики совсем разные. Петя - разговорчивый, весёлый, а Коля - ...?И нередко ...?. Петя берётся за дело энергично,делает его быстро, а Коля, наоборот, - ...?, ...?.

Вот однажды вышли приятели во двор, сели на скамеечку.

- Как тепло сегодня! - сказал Петя.

- Нет, - возразил Коля, - сегодня вовсе не тепло, а ...?.

Помолчали. Потом Петя снова заговорил:

- Смотри: облака высоко поднялись; наверное, и завтра будет сухая погода.

- А мне кажется, - засомневался Коля, - что завтра погода будет ...?.

Приятели опять помолчали. Потом Петя предложил:

- Пойдём к ребятам на спортивную площадку:сегодня там интересная игра.

- Нет, - отказался Коля, - не пойду: эта игра,конечно, вовсе не интересная, а ...?.

Тогда Петя достал из кармана два румяных яблока и протянул одно товарищу:

- Подкрепись, может, тогда и играть захочешь, -улыбнулся он. - Яблоко спелое, сладкое.

- Откуда ты знаешь, - проворчал Коля. - Может быть,это яблоко как раз наоборот - ...? и ...?.

Петя укоризненно посмотрел на приятеля, а Коля надкусил яблоко и смущённо улыбнулся: оно действительно было сочное, вкусное!

Другой вариант.

Отгадать загадки –антонимы [1]

1. Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня - ... . (Прохлада).

3. Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я - ... .(Зима)

2. Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это ... . (Плач).

4. Не бываю без начала

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я ... . (Конец).

5. Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь ... . (Тишина)

3-й способ - подбор однокоренных слов.

Подбор однокоренных слов к слову "лесник"(лес, лесной, лесистый, лесничество, лесовик).Однокоренные слова помогают понять, почему именно так назван предмет. (Выполнение упр. 240 на стр. 81[4])

4-й способ

- рисунок, который часто используется при знакомстве с новым словом в книгах для маленьких детей и книгах, где разъясняются значения редко употребляющихся слов. (Выполнение упр. 238 на стр. 81 [4])

3. Подводятся итоги урока

.

Итак,

чтобы знанья были впрок,

Следует кратко повторить урок.

Мы с вами познакомились сегодня на уроке с лексикой.

Лексика - это... (словарный состав).

Каждое слово имеет... (лексическое значение).

Лексическое значение - это... (главный смысл слова).

Существует несколько способов объяснения лексического значения слов. Это... (краткое толкование, подбор синонимов, подбор однокоренных слов, рисунок).

Мы с вами также познакомились... (учитель показывает на словари)... (с толковыми словарями).

4. Домашнее задание

: & 32, упр.247 (1), 239. [4]




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Лексическое значение слова"

Автор: Копанева Ольга Владимировна

Дата: 02.12.2016

Номер свидетельства: 365142

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему: "Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова". "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-na-tiemu-lieksichieskoie-znachieniie-slova-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "161432"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422212839"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Краткосрочный план    Лексика. Лексическое значение слов"
    ["seo_title"] => string(56) "kratkosrochnyiplanlieksikalieksichieskoieznachieniieslov"
    ["file_id"] => string(6) "261398"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449132261"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Лексическое значение слова 2 класс"
    ["seo_title"] => string(37) "lieksichieskoieznachieniieslova2klass"
    ["file_id"] => string(6) "263291"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449507875"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Урок на тему "Лексическое значение слова" "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-na-tiemu-lieksichieskoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "165713"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422861872"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Лексическое значение слова" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-lieksichieskoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "232791"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442922161"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства