Урок русского языка предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащихся коррекционных школ VIII вида о местоимении как части речи, способствовать формированию навыков грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики, правильному и последовательному изложению своих мыслей в устной и письменной форме, обогащению словарного запаса учащихся. Тип урока – урок формирования знаний, умений и навыков учащихся. Элементы, характеризующие оригинальность методики изложения, - это обучение учащихся активным умственным действиям; использование различных методов обучения; смена видов деятельности на занятии; умелое сочетание различных форм обучения, дифференцированных заданий; индивидуальный подход к учащимся; необходимые для работы оборудование и наглядность, ИКТ; работа по систематизации упражнений и заданий по развитию устной и письменной речи; твист гимнастика с использованием музыкального сопровождения как оригинальная форма отдыха и восстановления сил.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №69 VIII вида»
Конспект урока русского языка в 9 классе
«Личные местоимения с предлогами»
подготовила
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Акбирова Гульназ Табрисовна
г. Набережные Челны
2015 год
Тема: «Личные местоимения с предлогами».
Цель: повторить правописание личных местоимений.
Задачи урока:
Образовательные:
повторить понятие «местоимение», личные местоимения, правописание личных местоимений; способствовать формированию умения правильно писать личные местоимения с предлогами, подбирать предлоги к местоимениям в словосочетании, определять лицо, число и падеж местоимений.
Коррекционно-развивающие:
работать над развитием и коррекцией воли, восприятия, речи, мышления, совершенствованием памяти учащихся; обогащать и активизировать словарь детей.
Воспитательные:
поддерживать интерес к изучению предмета; воспитывать аккуратность, прилежание.
Учебно-методическое обеспечение –
проектор (слайды), индивидуальные карточки с заданиями, учебник, музыкальное сопровождение для твист гимнастики.
Время реализации урока – 45 минут.
План урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Минутка чистописания. Словарная работа.
Актуализация знаний.
1. Работа обучающихся по индивидуальным карточкам.
Истязать – жестоко мучить (физически или нравственно). (Слайд 3)
Исцелять – вылечить. (Слайд 4)
(Учащиеся прописывают слова и объясняют их значения.)
- Устно составьте словосочетания или предложения с данными словами.
Актуализация знаний.
Работа обучающихся по индивидуальным карточкам.
Карточка №1.
Списать предложения, поставить в скобках вопросы.
Я иду лесом и смотрю на деревья, стоящие (…) надо мною. 2. Дед – лесовик провожает (…) меня. 3. И кажется (…) мне, что синему лесу нет конца-края. 4. Рано поутру (…) мы спускаемся к озеру. 5. Смотрю на озеру, где уплывают (…) от нас два лебедя.
Карточка №2.
Списать предложения, поставить в скобках вопросы.
Из года в год жили, кормились, вековали в лесу лоси. Их было восемь. Зимой забирались (…) они в молодой осинник. Тысячи лесных тайн для (…) них не были тайной. Рядом с (…) ними жили волки. Однажды стая волков пытались на (…) них напасть. Но ноги у лосей сильные, высокие – ноги и выручили (…) их.
Синтаксический разбор предложения. (Слайд 5)
Со школьных лет чувствовал я красоту русского языка. В нём меня привлекала его звучность, богатство слов и выражений.
- Найдите в предложениях местоимения, определите их синтаксическую роль.
- Вместо какого слова употреблено во втором предложении слово в нём? Для чего? (Употребляется местоимение для того, чтобы избежать повторения слова язык.)
- Поставьте местоимения этого предложения в начальную форму. (В нём – он, меня – я, его – он.)
- Какие ещё личные местоимения вы знаете? (Мы, ты, вы, она, оно, они.)
Проверочная работа.
- Определить лицо, число и падеж местоимений мне, нами, о тебе, вас, он, им. (Слайд 6)
Формирование знаний, умений и навыков учащихся.
Знакомство с темой, целями урока.
Наблюдение материала на странице 103 учебника.
- Рассмотрите запись в рамке.
- Объясните её.
- Подберите примеры местоимений с предлогами, используя все варианты вопросов.
Физкультминутка (Зарядка для глаз.)
Закрепление материала.
Упражнение 133 (письменно, с записью на доске).
Прочитайте письмо. Каким был офицер, написавший это письмо? Подберите слова, которые характеризуют его.
Выпишите личные местоимения с предлогами и без них. Поставьте вопрос и укажите в скобках лицо, число и падеж местоимений.
Кто? – Я (1 л., ед. ч., И. п.), кто? – ты (2 л., ед. ч., И. п.), кому? – мне (1 л., ед. ч., Д. п.), с кем? – с тобой (2 л., ед. ч., Т. п.), к кому? – к тебе (2 л, ед. ч., Д. п.), кто? – мы (1 л., мн. ч., И.п.), с кем? – со мной (1 л., ед. ч., Т. п.), о ком? – обо мне (1 л., ед. ч., П. п.), на кого? – на него (3 л., ед. ч., В. п.).
- Как пишутся местоимения с предлогами?
2. Физкультминутка. (Твист гимнастика с музыкальным сопровождением.)
Задание творческого характера (письменно, с комментированием «по цепочке»).
- Вставьте пропущенные предлоги в словосочетания.
Расставаться с вами, телеграмма для тебя, скучать по вам, песенка о нас, прийти ко мне, думать о тебе, уйти от нас, надежда на вас, облака над нами, погостить у нас, влюбиться в тебя, заботиться о тебе.
- Составьте со словосочетаниями предложения.
Итог урока.
- Как пишутся местоимения с предлогами?
- Приведите примеры.
Выставление и комментирование оценок.
VIII . Домашнее задание: страница 105 упражнение 136. Поставить личные местоимения в нужном падеже.
Список использованной литературы
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. Допущено МО РФ в качестве учебного пособия для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. - М.: «Просвещение», 1994.
Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка – М.: Просвещение, 1989.
Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982.
Галлингер И.В., Львова С.И. Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах. – М.: Просвещение, 1988.
Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. – М.: Просвещение, 1984.
Канакина Г.И. Уроки развития речи. Дидактические материалы для учащихся. – М.: Владос, 1999.
Кондрашов Н.А. Основные вопросы русского языка. – М.: Просвещение, 1985.
Михайловская Н.Г. Путь к русскому слову. – М.: Наука, 1986.
Соловьёва Н. Русский язык в задачах и играх. – М.: Материк Альфа, 2000.
Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1985.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «А ТЕМП», 2007.
Галунчикова Н.Г, Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено МО РФ. - М.: Просвещение, 2014.
Учебная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. Под редакцией В.В.Воронковой. Допущено МО РФ – М.: Владос, 2010.