Тема урока: «Личные местоимения»
Цель: - познакомить с личными местоимениями;
Планируемый результат:
Личностные умения:
- воспитывать интерес к русскому языку;
- формировать чувство языка;
- воспитывать целеустремленность, навыки самостоятельности;
- формировать готовность к саморазвитию и к самообучению, к самоконтролю и самооценке;
- формировать умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ёё участниками
- формировать бережное отношение к природе;
Метапредметные умения:
- регулятивные: развивать умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; способность к организации и планированию различных видов действия;
- коммуникативные: формировать умение высказывать собственную точку зрения, организовать совместную деятельность, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать связную речь;
- познавательные: формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать информацию, структурировать полученные знания;
Предметные умения:
- учить умению распознавать местоимения в речи, правильно употреблять местоимения. формировать умение различать местоимения по лицам;
- формировать умение заменять существительные личными местоимениями в определенной форме.
Ход урока
I. Организационно - мотивационный момент.
Начать урок я хотела бы с пожелания, которое зашифровано в ребусе. (УСПЕХОВ) Я желаю вам успехов во всем: в учебе, быть любознательными, не уставать совершать открытия, так как это делают ученые, путешественники, исследователи.
Сегодня на уроке мы, как всегда, будем исследователями.
II. Выявление зоны актуального развития.
1. Ребята, а кого называют исследователями? Что означает это слово? (тот, кто занимается научными исследованиями)
Какая орфограмма в этом слове?
2. На минутке чистописания мы напишем согласную букву, обозначающую непарный звонкий звук (л). Запишите буквосочетания с гласными.
3. Образуйте от слова исследователь однокоренной глагол, имя прилагательное, употребите с предлогом.
4. Составьте предложение о себе, употребив любое из однокоренных слов.
Я читал книгу об исследователях.
III. Объяснение нового материала.
1. Создание проблемной ситуации.
- Определите часть речи слова «я».
Обозначает ли слово «я» конкретный предмет?
Замените «я» другими словами.
Я — ученик, я — школьник, я — мальчик, я - Матроскин и т. д.
- Слово «Я» указывает на предмет, употребляется вместо имени существительного.
- К какой части речи относится слово «я»?
-Итак, тема нашего урока…
- В ходе исследований мы должны:
1. Ответить на вопрос: «Что называется местоимением?»;
2. Уметь определять местоимения в предложении:
3. Правильно использовать местоимения в речи.
Сбор информации о местоимении.
Исследователи очень много работают, что же помогает им узнавать как можно больше об изучаемых вещах. Я предлагаю открыть учебники на стр. 92.
- Мы начинаем новый раздел «Местоимения», изучая его мы будем учиться…
- Что вы знаете о местоимениях?
- Прочитайте местоимения в упр.156.
- Что же такое местоимение? Прочитаем определение.
- Почему эти местоимения называют личными?
(они указывают на лицо: 1 лицо - я сам, 2 лицо — собеседник, 3 лицо — не участвующий в разговоре.)
- В связи с этим местоимения делятся по лицам.
Личные местоимения
Ед.ч. Мн.ч.
1 лицо я мы
2 лицо ты вы
3 лицо он, она, оно они
IV. Этап первичного закрепления.
1. - Выполним упр.157. Определите лицо и число местоимений, использованных в стихотворении.
2. - Знаете ли вы, что исследования можно проводить в разных областях науки, в том числе и в литературе? Прочитайте текст.
Поднялась метель. Метель замела тропинки и дороги.
Дубы росли вдоль дороги. Дубы стояли большие и важные.
3.- Обсуждение текста.
-Какую же роль играют местоимения? (заменяют существительные. Чтобы речь была правильной, красивой, лаконичной необходимо избегать повторов, а для этого нам нужны местоимения.
4. – Спишите предложения, в которых есть местоимения. Подчеркните основу предложения. Какую роль в предложении играют местоимения? На какие вопросы отвечают?
5. Работа по карточкам.
- Местоимения чаще всего бывают подлежащим и второстепенным членом предложения.
6. Выборочный диктант.
В свободную минуту исследователи любят читать художественную литературу. И всегда из всего извлекают пользу. Я предлагаю отрывки из произведений. Вы называете автора и название произведения, а в тетрадь выписываете местоимения.
«Чем вы гости торг ведете,
И куда теперь плывете?»
А. Пушкин
«Не сумел ты взять выкупа с рыбки... »
А. Пушкин
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица... »
А. Пушкин
«Мы объехали весь свет:
За морем житье не худо... »
А. Пушкин
V. Обобщение
- Какую часть речи исследовали? Что называется местоимением? Вместо какой части речи используется? Чем отличается от существительного?
-Оцените себя.
VI. Инструктаж о домашнем задании
Дома рассказать о своих исследованиях. Выполнить упр. С. 94 упр.160
VII. Подведение итогов работы. Оценивание.