Данная методическая разработка по дисциплине "Русский язык и культура речи" разработана для студентов медицинского колледжа, обучающихся на базе 11 классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лексика. Богатство речи.»
Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровский государственный медицинский колледж»
Министерства здравоохранения Хабаровского края
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Тема:«ЛЕКСИКА. БОГАТСТВО РЕЧИ»
Дисциплина: «Русский язык и культура речи»
Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
г. Комсомольк-на-Амуре
2017
Рассмотрено
на заседании ЦМК - 3
Протокол № ______
«______»_________________2017 г.
Председатель ЦМК ________
Утверждаю
Зам. директора по УМР
________________________
« ___»_______________2017г.
ЛЕКСИКА. БОГАТСТВО РЕЧИ.
Цели:
- показать роль и значение родного языка для самосовершенствования и саморазвития личности; повторить материал, изучаемый ранее; научить студентов самостоятельно работать с учебной и справочной литературой.
- расширить представление о возможностях родного языка и научить этими возможностями пользоваться.
- постараться привить студентам интерес к родному языку.
Место проведения: учебная комната
Дидактическая база занятия:
опорные слова;
листы с заданиями по теме;
мультимедиа;
толковые словари;
кроссворд
Межпредметные связи:
литература;
устное народное творчество
Внутрепредметные связи:
лингвистика;
стилистика;
лексика;
культура речи
Студент должен знать:
способы обогащения речи;
что такое синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, многозначные и однозначные слова
Студент должен уметь:
-определять принадлежность слова к определённому пласту русского языка;
находить и устранять лексические и стилистические ошибки, связанные с неправильным употреблением языковых средств;
пользоваться толковыми словарями
Ход урока
Организационный момент – 3 минуты.
Мотивация данного занятия – 2 минуты.
Новая тема – 80 минут
обратимся к нашей речи;
многозначность;
задание «За чем пойдёшь, то и найдёшь»;
работа с толковыми словарями;
задание «Свои слова»;
омонимия;
работа с толковыми словарями;
задание «Найди различие»;
задание «Коротко, но ясно»;
омоформы;
задание «Кто лучше»;
омофоны;
задание «Найди омофон»;
задание «Дело мастера боится»;
омографы;
задание «Объясни омограф»;
синонимия;
задание «Подбери синоним»;
задание «На загадку дай отгадку»;
физкультминутка;
антонимы;
проверка домашнего задания;
задание «Найди антоним»;
задание «Быстрей, смелей»;
паронимия;
задание «Федот, но не тот»;
задание «Найди пару»;
шутке минутка (для сильной группы);
кроссворд (для сильной группы);
вывод
Подведение итогов – 3 минуты
Домашнее задание – 2 минуты
ХОД ЗАНЯТИЯ
Действия преподавателя
Действия студентов
Обоснование методических приёмов
1.Организационный момент:
-приветствие студен-
тов
-обратить внимание на внешний вид
-проверка готовности к занятию
-отметить значение данного занятия в будущей деятельности учащегося
-приветствуют преподавателя
-занимают рабочие места
- записывают дату и тему занятия в тетрадь
-осмысливают план занятия
-организует и дисциплинирует студентов
-воспитывает аккуратность к себе и своим товарищам
-создаёт рабочую обстановку, активизирует внимание, настраивает на целенаправленную деятельность, формирует познавательный интерес к учебной деятельности
2.Введение нового материала
-работа с однозначными и многозначными словами (Приложение 1,2)
-выполнение заданий по данной теме
- работа с омонимами и разновидностями омонимов; выполнение заданий по данной теме
Приложение 3,4,5,6,7,8
- работа с синонимами, выполнение заданий по данной теме (Приложения 9,10)
-работа с антонимами, выполнение заданий по данной теме (Приложения 11,12,13,14)
- работа с паронимами, выполнение заданий по данной теме
- шутке – минутка
( для сильных групп)
-кроссворд
(для сильной группы)
-вспоминают определение однозначных и многозначных слов, работают с толковыми словарями
-овладевают навыками самостоятельной работы
-вспоминают определения омонимов, офоморм, омофонов, омографов, работают с толковыми словарями, учатся отличать омонимы и многозначные слова
-вспоминают определения синонимов
-вспоминают определения антонимов, антитезы, работают с домашним заданием
- знакомятся с паронимами
-отвечают на вопросы-шутки
- разгадывают кроссворд
-частично-поисковый метод (поиск однозначных и многозначных слов, стимулирует познавательный процесс)
-побуждает к коллективному и групповому сотрудничеству, стимулирует познавательный интерес, способствует овладению практическими умениями и навыками по данной теме
-осваивают последовательность предлагаемых заданий, побуждает учащихся к самостоятельной работе
осваивают последовательность предлагаемых заданий, побуждает учащихся к самостоятельной работе
- настраиваются на самостоятельную работу, вызывается познавательный интерес к выполнению домашней работы
- стимулирует познавательный интерес, способствует овладению практическими умениями и навыками
активизирует внимание, развивает познавательный интерес
-отрабатываются поисковые умения
3.Подведение итогов
-сами оценивают себя, слушают преподавателя, обращают внимание на замечания
-воспитание самокритичности и справедливости, выдержанности; размышление над фактами, выводы, обобщения; выявление уровня усвоения учебного материала
4.Домашнее задание
-записывают темы сочинений в тетрадь(темы предлагаются на выбор)
-осмысление домашнего задания, воспитание ответственности и добросовестности при выполнении домашнего задания
Задание 1. «Кто лучше? Замените выделенное слово другим, более точно передающим данное понятие, и объясните свою замену.
Мы пересаживали рассаду в землю. 2. Невдалеке от стада овец сидел пастух. 3. Доярка перелила молоко из ведра в бидон. 4. После оттепели ударил мороз, и на снегу образовалась ледяная корка. 5. Ребята забрели в самую гущу леса. 6. В лунную ночь зайцы пробираются в сад и грызут кору. 7. Из-под ног разбегались быстрые ящерицы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание 2. «За чем пойдёшь, то и найдёшь.»
Выпишите из стихотворения В.Остена «Дорога» все значения этого слова. Составьте свои примеры с каждым из этих значений.
Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче –
К вершине, упрятанной в тучах.
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами…
И вот уж пополнилось новым
Значеньем привычное слово.
Представьте: готова ракета
К прыжку на другую планету.
Прощаясь с её экипажем.
Стоящим у звёзд на пороге,
Мы просто и буднично скажем:
До встречи! Счастливой дороги!
Подумайте только: как много
Значений у слова «дорога»!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Я вам называю слово. Ваша задача за определённое время составить с эти словом как можно больше словосочетаний. Постарайтесь подобрать такие значение слов, которые не встречались бы у ваших товарищей.
Например6 крутой – маршрут, яйцо, нрав, обрыв…
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Задание 12.
Прочитайте лексические значения слов, взятых из словаря. Где многозначное слово, а где омонимы? Докажите.
Кавалер – человек, награждённый орденом;
мужчина, танцующий в паре с дамой, а также (устар.)
занимающий её в обществе, на прогулке, ухаживающий за ней.
Камень – Твёрдая горная порода кусками или сплошной массой, а также
кусок, обломок такой породы; твёрдое отложение солей во
внутренних органах.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Задание 3. «Коротко, но ясно.»
Объясните очень коротко, но в то же время точно смысловые различия между омонимами. Составьте примеры на каждую пару омонимов. Каждый правильный ответ и пример оцените в 4 балла. В конце игры подсчитаем баллы и назовём победителя.
Я – синоним к слову гостеприимный; само значение моих корней указывает на старинный обычай встречать гостей хлебом-солью.
Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года.
ПРИЛОЖЕНИЕ 13
Задание 10.
Прочитайте стихотворение В.Полторацкого «Слово о словах» На каком приёме построено стихотворение? Найдите и выпишите антонимы.
Слова бывают разные – то дельные, то праздные.
То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть слово – утешение, и слово – удушение.
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие - душу вытравить.
Есть речь огнём горящая, есть тлением смердящая.
Слова высокой доблести, и самой низкой подлости…
Поэт, тебе назначено засеять душу зёрнами.
Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.
Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,
Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 14
«По цепочке» я буду называть слова. Вы на них подбираете антоним. В случае задержки ответа говорит следующий. За каждый правильный ответ ставьте себе по одному баллу.
Задание 11. «Федот, да не тот». Прочитайте предложения. Найдите в них ошибки и исправьте. Задание выполняем «по цепочке».
1.Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте. 2. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнения. 3. Гоголь смело уличал пороки крепостнического права. 4. Помещик был груб со своими придворными. 5. Дыхание больного стало отрывистым. 6. Учитель нам представил полную свободу выбора. 7. За последние годы наш город очень преобразовался. 8. Товарищ ответил мне дружественным пожатием руки. 9. Врач взял ланцетом кусочек ваты. 10. У него были невыразимые черты лица. 11. Обладая острым обаянием, он сразу уловил запах только что испечённого пирога. 12. Мы вывели новый сорт семян, не подверженный грибным заболеваниям. 13. Он был резок и нестерпим в своих суждениях. 14. Они не сумели основать свои требования. 15. Дело это хлопотливое, требует большого терпения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 16
проводить
производить
укрывать
скрывать
одеть
надеть
командировочные
командированные
абонент
абонемент
главную
заглавную
добрый
добротный
благородный
благодатный
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Предмет «Русский язык и культура речи» рассчитан на 56 часов (28 часов в каждом семестре). Здесь нет теоретических занятий, а только практические. Поэтому во многом приходиться опираться на знания студентов, полученные ими ранее.
Данная подгруппа имеет средние возможности. Группа эта сборная. Качество знаний данной группы составляет приблизительно 50%. Сегодня подгруппа присутствовала не во полном составе. Нет….. человек. Но всё равно, пришедшие студенты работали хорошо.
Выбранная мною тема соответствует требованиям государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки студентов в специальных медицинских учебных заведениях. Знания, полученные на этом занятии, тесно связаны с такой темой как «Практическая стилистика» и «Культура общения». Эта тема поможет в работе над научными и публицистическими статьями.
Тип урока – усовершенствование знаний и умений. Вид урока – практическое занятие.
К уроку мною были поставлены следующие цели: 1.учебная: показать роль родного языка для самосовершенствования и саморазвития личности; повторить материал, который изучался студентами ранее; научить студентов самостоятельно работать с учебной и справочной литературой. Развивающая: расширить представление о возможностях русского языка и научить этими возможностями пользоваться. Воспитательная: на примере художественной литературы постараться привить студентам.