Одной из проблем настоящего времени является речевой этикет-это особенно касется подросткового возраста. В современном мире молодежь в основном предпочитает общаться языком СМС., и не отдаёт предпочтение живому слову, потому что с детства испытывается дефицит речевого этикета. Приобщить детй к чтению, наполнить их жизнь содержанием, заставить задуматься над собственной речью и речью друзей- одна из задач педагога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Знать: нормы русского языка, основные качества речи, выразительные средства языка.
Уметь: применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
Цели урока:
Образовательная: совершенствовать речевую культуру студентов; установливать зависимость между речевой культурой и общей культурой.
Развивающая: развивать навыки поиска информации из различных источников, отбирать и систематизировать найденный материал, обобщать данные; формировать у студентов представления о необходимости соблюдения норм литературного языка;
Воспитательная: воспитывать культурно-ценностные отношения к русской речи, чувство патриотизма.
Методы, используемые на уроке: иллюстративный, репродуктивный, проблемно поисковый.
Формы работы: работа в группе, работа в парах, индивидуальная Оборудование: компьютеры, интерактивная доска; проектор, карточки- задания для индивидуальной работы; задания для работы в парах;
Использование современных образовательных технологий: игровые, компьютерные и культуровоспитывающие технологии
Организационный момент.
Приветствие группы и гостей.
Здравствуйте. Усаживайтесь поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
А когда уроки проходят быстро?
Наверное, когда урок проходит интересно и у вас всё получается, когда вы всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.
Итак , мы начинаем наш урок.
Не знаю я, куда мне «бечь»,
Мы засорили нашу речь.
Живем то клево, то в прикиде,
Но в основном на жизнь в обиде.
« Блины» висят на языке,
И грубые слова,
И без конца из уст летит
Хула, хула, хула.
И чтобы жизнь нам изменить,
Научиться надо говорить.
Очистим нашу речь от скверны,
Это поможет душе и нервам.
Это излечит наше состояние,
Огромного требует речь внимания.
А коль начнем за языком следить,
Богатство мира сможем сохранить.
Не знаю, как вы, а я часто сталкиваюсь с такой ситуацией, когда человек не может не только выразить точно, правильно и красиво свои мысли, но и не совсем понимает речь своего собеседника. Правильная речь- это основа речевой культуры, т.е. умение владеть языковыми нормами и использовать выразительные средства языка.
Хотите, чтобы вас внимательно слушали, понимали, а не затыкали уши, не морщились, как от зубной боли? Для этого нужно, чтобы ваша речь была ясной, выразительной, логически стройной и убедительной, чистой и живой. Вспомните, как писал А.С. Пушкин о своей героине в « Сказке о царе Салтане»? « А как речь- то говорит, словно реченька журчит».
С раннего детства и до глубокой старости, вся жизнь человека связана с языком. Вы помните сказки, которые читали вам ваши мамы и папы или рассказывали бабушки? Как учились произносить первые звуки, слова, строить предложения ?А вас часто поправляли, учили правильно говорить. Но шли годы и многие из вас, повзрослев, перестали следить за своей речью, стали небрежно обращаться со словом. Не существует таких волшебных таблеток, вложив в уста которые, мы стали бы красноречивыми. Это работа и прежде всего над собой. Ну, а теперь настало время объявить тему урока.
2. Самоопределение в деятельности.
-Прочитайте высказывания великих людей и попробуйте самостоятельно определить тему нашего урока (слайд 1)
«Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело» (Д. С. Лихачев)
« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предками»( И.С. Тургенев)
«Будет величайшим преступлением перед культурой, передсвоей Родиной, перед
человечеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его.»
( К. Г. Паустовский.)
Для самопроверки предлагаю подсказку: вставьте недостающие слова во фразеологизмы, которые являются украшением нашей речи, и из первых букв этих слов получите искомое.(слайд 2)
1) Денег( кот) наплакал
2)(Устами) младенца глаголет истина.
3) А (ларчик) просто открывался
4)(Тришкин ) кафтан.
5) Двух зайцев разом (убить).
6) (Рог) изобилия.
7)(Ахиллесова) пята.
8) На скорую (руку).
9)Держать в (ежовых) рукавицах.
10) Растет не по дням, а по (часам).
11) (Ищи) ветра в поле)
- Итак, тема урока: «Культура речи» (слайд 3)
- Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать». Мы всегда должны помнить, что речь человека – это его визитная карточка. Значит, чтобы тебя высоко оценили, твоя речь должна быть соответствующей. На Руси принято было говорить : « По одежке встречают, по уму провожают». А умственные способности человек может выразить только через речевое творчество.
- Как вы думаете, зачем нужно нам с вами говорить об этом, какую цель мы должны поставить на этом уроке? ( совершенствовать культуру речи слайд 4)
- Как, по-вашему, какую речь можно назвать культурной?
(студенты высказывают свое мнение)
- Все, что вы сказали, правильно. Давайте вместе четко определим признаки культурной речи и одновременно попытаемся проанализировать свою и чужую речь с точки зрения ее культуры.
3. Учебно-познавательная деятельность и интеллектуально-преобразовательная деятельность.
-В культуре речи имеют значение три составные: кто говорит, как говорит, что говорит.
( слайд 5)
-Популярен тот оратор, у которого речь звучит интересно по форме при неплохом содержании. Такая речь воспринимается легко и с доверием.
Задание 1. Предлагаю вам рассмотреть 2 текста. Сравните их по содержанию, по объему, по теме, по основной мысли. Основное задание: сжать тексты. Напоминаю, что при сжатии не должен потеряться смысл текста, все микротемы должны сохраниться.
(слайд 6)
Текст 1. Ну, значит, я вот сегодня утром просыпа-а-юсь, смотрю будильник. Господи, будильник-то! Рано еще. А, думаю, покемарю еще. Вста-а-ла, говорю: ой,как неохота вставать такую рань!. Все равно встала кое-как. Ну ладно, пока завтрак, туда-сюда, конфорочку зажгла. Так, ну что? Яишенку, что ли, сделать? Толи два яйца разбить, толи одно? Разбила три. Думаю, зря, наверно, не съем ведь. А спать хочется… Яишенку приготовила, поела, а все равно спать хочу. Проклятый будильник!
(слайд 7)
Текст 2. Писатели, журналисты и копирайтеры прекрасно знают - для того, чтобы текст был живым, автор должен "рисовать словами", как бы показывать читателю картинку, которую тот сможет себе представить. Использование же большого количества "слов без образа" - общих, неконкретных, нейтральных - делает текст "мёртвым", "картонным".
( варианты сжатого текста:
Текст 1. Проснулась рано, вставать неохота, но встала, приготовила яишенку из трех яиц, поела.
Текст 2. Писатели, журналисты, копирайтеры знают – чтобы текст был живым, нужно рисовать словами, показывать картинку. Использование большого количества общих, нейтральных слов делает текст мертвым.)
(студенты делают выводы)
Выводы: 1 текст больше по объему, но при сжатии стал меньше, так как он менее содержателен, в нем меньше важной информации, меньше мысли. Он не интересен для адресата.
- Итак, хорошая речь должна быть интересной для адресата, нести важную информацию, т.е. быть содержательной (слайд 8 Качества хорошей речи. Содержательность)
- Если речь не соответствует этому критерию, она становится пустословием, болтовней
(слайд 9. Пустословие -)
Задание 2. «Выбери меня!»
Выберите из двух словосочетаний одно, объясните свой выбор.(слайд 10)
Предоставить отпуск ввиду болезни.
Предоставить отпуск вследствие болезни
(Предлог ввиду предполагает что-то предстоящее, а предлог вследствие что-то уже случившееся, поэтому правильным является второе предложение.)
Одеть на встречу смокинг.
Надеть на встречу смокинг.
( если кого-то , то одеть, если на себя, то надеть)
Может быть, помогут стихи Новеллы Матвеевой:
«Одень», «надень»… Два слова Мы путаем так бестолково! Морозный выдался рассвет, Оделся в шубу старый дед. А шуба, стало быть, надета. «Одень», «надень»… Давай глядеть: Когда одеть и что надеть. Я полагаю, что на деда Три шубы может быть надето. Но я не думаю, что дед На шубу может быть надет!
-Какая особенность хорошей речи сейчас была проиллюстрирована вами? (точность подбора слов, логичность)
Итак, следующее качество культурной речи: точность , логичность(слайд 11)
Довольно часто словесная неточность связана с употреблением синонимов.
( слайд12) Например, Реконструировать сельский клуб должен сельский зодчий
(В этом предложении явно неверно выбрано русское слово « зодчий», которое синонимично заимствованному «архитектор», оно обычно употребляется в текстах возвышенного характера для обозначения великих архитекторов).
Задание 3.
Представьте ситуацию: жена говорит мужу: (слайд 12)
«Я ускоренными темпами обеспечила восстановление порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования.
В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров»
- Проанализируйте высказывание, что вас смущает?( неуместность данных выражений в этой ситуации) Измените высказывание в соответствии с обстановкой.
Какой признак культурной речи здесь представлен? (слайд 13. Уместность)
Задание 4
Исправьте ошибки, объясните, чем они вызваны. ( слайд14)
Этот фильм обречен, без всякого сомнения, на редкий успех.
Большая половина студентов хорошо подготовилась к зачету.
Многие москвичи уделяют лыжному спорту свой досуг
( студенты делают выводы)
( В первом предложении неверно употреблено словосочетание «обречен на успех», т.к. глагол « обречь» требует от зависимого слова негативного значения( обрек мечам и пожарам). Во втором предложении неверно сочетание « большая половина». т.к. слово
« половина» предполагает деление на равные доли. В третьем предложении неверно словосочетание «уделять досуг». т.к. слово «досуг» употребляется с глаголом «посвящать».
А теперь работа в парах ( задание на карточках)
1.Вот с таких мелочных инцидентов и начинаются войны.
2.Через весь роман проходит фабула патриотизма.
3.Он сидел, облокотив лицо на руку.
4.Работа не была мною закончена благодаря болезни.
5. Большое значение в нашей группе уделяется внеклассной работе.
6. Я расскажу о моменте,который произошел во время олимпийских игр.
7. Черный бант поддерживал пышно уложенную груду волос.
8. Взаимопомощь благотворно сказывалась на простое станков.
9. Молодые ученые выступают зачинщиками многих хороших дел.
10.Он рано приобрел знаменитость.
-Распространенными нарушениями точности и уместности речи являются плеоназм и тавталогия (слайд 15)
Тавтология – (в переводе с греч. – «то же самое») – неуместное употребление однокоренных слов. Например,Он рассказывал о достижениях, которые достигла странаПлеоназм – (в переводе с греч. – «излишество») – употребление ненужных уточняющих слов. Например, юный вундеркинд, памятный сувенир, прейскурант цен.
Задание 5.
Найдите плеоназм или тавтологию в данных примерах (слайд 16)
1.Он упал навзничь лицом вниз.( плеоназм)
2.Реформа проводится при одновременном сосуществовании старых и новых структур.( плеоназм)
4.Он бросил камень, но промахнулся мимо.( плеоназм)
5.Я с трудом решил трудную задачу.( тавталогия)
6.В свободное от занятий время дети занимаются в кружках.( тавталогия)
( объяснения студентов)
-Если мы заглянем в БСЭ, то увидим такое определение культуры речи (слайд 17)
«Культура речи – это степень соответствия речи нормам литературного языка»
- Итак, мы видим, что понятие «культура речи» тесно связано с понятием «норма литературного языка». Следовательно, чем больше наша речь соответствует языковым нормам, тем она более грамотна и культурна.
Следующее качество культурной речи – правильность (слайд 18)
- Какие нормы литературного языка вы знаете?
(слайд19)Орфоэпические- нормы постановки ударения и произношения слов(«свёкла», а не «свекла», « тОрты», а не « тортЫ»)
(слайд 20)Грамматические - правила образования слов («надетый», а ненадёванный») и форм слов («инженеры», а не «инженера»), употребления частей речи и их форм (нельзя: «Проходя по улице, у меня слетела шляпа»), построения синтаксических конструкций (нельзя: «Он застал крестьян в лесах, кравших у него дрова»)
(слайд 21)Лексические- правила употребления слов в соответствии с их значением и сочетания слов в речи (нельзя: «Низкий старик», « быть в поле внимания», «заплатить проезд»)
(слайд 22) Стилистические- определяет выбор речевых средств в соответствии с ситуацией общения Неуместны высокопарные слова в обстановке, требующей скромности. Например, Олег Кошевой, Ульяна Громова. Александр Матросов! Нет смысла перечислять далее имена героев войны. Вас было слишком много.
(слайд 23)Пунктуационные- определяют правила постановки знаков препинания.
- Основные нормы языка отражены в словарях.
Какие вы знаете словари?
В каком словаре лучше всего искать ответ на каждый из следующих вопросов, мы сейчас и узнаем
Задание 6. : (слайд 24)
Установите соответствие и запишите правильно ответы
Как не следует употреблять данное слово?
Орфографический словарь
Где нужно ставить ударение в различных формах слова?
Словарь синонимов
Как следует написать данное слово?
Толковый словарь
Каково значение слова?
Орфоэпический словарь
Каким словом можно заменить данное слово в речи
Словарь грамматических трудностей
Задание 7.
-Послушайте диалог (студенты читают по ролям)
1 студент: Димка, ну чё, прочитал?
2 студент: Прочитал.
1 студент: Прикольно или стрёмно?
2 студент Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему всё по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашёл себе дружбана. Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой. Не всякий, типа, Вас, как я, поймёт».
1 студент: Вот лох!
2 студент А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.
1 студент: Ух ты!
Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега...
-О каком произведении идет речь? Можно ли назвать речь этих собеседников культурной? Почему? (Чрезмерное и неуместное употребление сленговых выражений)
- Что такое сленг?
(слайд 25)ЖАРГОН — разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профессией, родом занятий, составной частью которого является сленг.
(слайд 26)СЛЕНГ – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы.
- К сожалению, современного подростка невозможно представить совсем без сленга. Но помните, что сленговая лексика ограничена интересами людей, сленг сводит общение к примитивной коммуникации! Из-за чего русский язык теряет свою красоту и выразительность.
Чтобы доказать, что сленг обедняет русский язык, послушайте один монолог:
«Не впадло вам стрематься за невъездом в тусовую феню. Спешел-фор-ю заморочилась профа из под кликухи Никита и не хилую букварилу замутила(«сабо-самой», не без нашего хелпаря). Так что вяжите крошить батон на уши про непрохилую и недотопу. Втыкайтесь в нашу батву, зарубайте фишку, и давайте не будем гнать картину. А за свой бэзер мы пишемся.»
- Очевидно, что литературная речь гораздо богаче и выразительней, а молодёжный сленг больше напоминает речь уголовников, а не культурных людей.
Лично мне в этом тексте непонятна большая половина слов. Предлагаю вам стать переводчиками подобного текста (работа в группах)
Текст для первой группы:
« Онегину все стало в лом. Он начал грузиться как ботаник,- читать. А тут Жэкин фазер откинул ласты и оставил прайсов в обрез, даже меньше, чем долгов. Жэка почти приуныл, да тут крякнул богатенький дядя, и Онегину обломился целый колхоз.»
Текст для второй группы: « Две сестры Ларины там жили. Меньшая – Ольга, дура с фейсом. И ботанка Таня с задвигом на французских романах. Её маман раньше от них тоже крезу ловила, а как вышла замуж за вояку, так выпала из системы, уехала на дачу, ушла в бизнес- и зажлобела слегка»
Текст для третьей группы
«Я по типу все ж не ламер,
Я рулезный, клевый, модный.
Я на клаве текст фигачу,
Тэги трудные вставляю.
Я для вас же, блин, ишачу.
Я вэбмастер, понимаешь?
Я страницу залудил, блин.
Гостевую, чат повесил.
А мне гости замутили,
Мол отстой тут и невесел
( группы знакомят присутствующих со своими переводами текста)
- Я думаю, что вы согласитесь с тем, что подобный текст будет понятен и интересен далеко не всем. Поэтому, чтобы не выглядеть вычурно, нелепо или смешно, необходимо следить за чистотой речи.
Итак, еще одним качеством хорошей речи является чистота. (слайд 27)
Задание 6. Мы с вами обозначили признаки хорошей речи. Это правильность, логичность, точность, содержательность.
Но все ли качества речи мы перечислили?
- Однажды я получила во время своего отпуска вот такое сообщение от знакомого студента.
(слайд 28). «Лето. Море. Жара. Чудесно!»
Казалось бы, он обладает всеми качествами культурной речи: содержит необходимую информацию, точно передает факты, в нем нет языковых ошибок, он логичен и не засорен словами-сорняками.
Но интересен ли он нам, вызывает ли какие-то эмоции, переживания, дает ли полное представление о настроении автора? (нет) Почему? (в нем не хватает выразительности) Действительно, речь, чтобы положительно влиять на слушателя, должна быть выразительной. (слайд 29 «Выразительность»)
Предлагаю вам устранить этот недостаток. Используя различные художественные приемы, образные средства, фигуры речи, сделайте этот текст более выразительным, чтобы мы увидели яркую картину, наполненную вашими чувствами. Я думаю, что эта мелодия поможет вам настроиться на нужную волну. Вперед! К творчеству!
Под шум моря студенты пишут мини-сочинение на тему « Летом на море» (Слайд 29)
4. Итоги
Наш урок подошел к концу. И я хочу закончить его отрывком из стихотворения
В .Полторацкого
Слова бывают разные – то дельные, то праздные,
То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть слово – утешение и слово – удушение.
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.
Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.
Слова высокой доблести, и самой низкой подлости…
- Язык – орудие человека. Он необходим, чтобы люди могли полноценно общаться. Каждый, кто несет ответственность за свои высказывания, стремится взвешивать свои слова, понимая, что они являются сильнейшим раздражителем. Слово может оказать огромное воздействие на человека, слово может убить, слово может спасти.
Нам чаще всего не хватает именно слова, и мы пытаемся найти его, это единственно нужное, правильное, точное. И порой это бывает трудно сделать. Нам мешают многие факторы, в том числе и словарный запас.
Мы часто говорим об экологии окружающей среды и природы. Среда же созданная самим человеком- это его культура, которая отчасти проявляется через речь. И все мы видим, что наш родной язык нуждается в охране и защите от всего, что грозит ему уничтожению.
Вы сегодня проявили творческую активность и я надеюсь, что наш урок прошел быстро и интересно. (выставление оценок).
5.Домашнее задание:
Продолжите начатую мной сказку, используя основные качества речи.
«Жили- были счастье и радость. И было им вместе невыносимо тоскливо и тошно, а врозь скучно…»