Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно и формируется.
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С каждым годом возрастает число практически не говорящих детей, одной из причин неправильной речи детей - недостаточный учет взрослыми потребностей ребенка к усвоению речи окружающих (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению).
Воспитание звуковой культуры речи, одна из важных задач дошкольных учебных учреждений, так как именно дошкольный возраст наиболее сензитивный.
Звуковая культура речи сочетает в себе:
развитие речевого дыхания,
голоса,
подвижности органов артикуляционного аппарата,
постановку и уточнение произношения звуков,
выработку нормального темпа, ритма речи,
развитие выразительности речи,
развитие фонематического слуха,
воспитание навыков звукового анализа и синтеза.
Звуковая культура речи является частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими.
Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель и родители.
Перед, педагогом стоят задачи:
воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка;
воспитание выразительности детской речи.
Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.
Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи. Процесс овладения звуковой стороной слова, звуковой культурой не осуществляется стихийно.
Работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации работы:
Работа должна проводиться систематически, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными;
Работа должна вестись поэтапно в течение дня во всех видах деятельности. Это, дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка;
При организации развивающей работы, должны учитываться индивидуальные особенности ребенка (темперамент, способности).
Речь - одна из линий развития ребенка. Одним из средств развития речи детей является игра.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль игры в воспитании культуры речи у детей»
Содержание:
1. Роль игр и игрушек в развитии речи…5
2.Виды игр для развития культуры речи
3.Включение игры и игрушки в процесс развития речи детей…14
4 .Примеры игр для развития культуры речи
Вывод
Список литературы
. Роль игр и игрушек в развитии культуры речи
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
В.А. Сухомлинский
Игра – ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми.
В воспитании у детей нравственно-волевых качеств большую помощь могут оказать игры, и прежде всего игры с правилами, в которых дети подчиняются правилам игры, учатся сдерживать свои желания, преодолевают трудности.
Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье.
Игра занимает огромное место в жизни детей младшего дошкольного возраста. Она совершенно необходима как для общего психического развития ребенка, так и конкретно для становления его самосознания
В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом народной педагогики. Ее образцы передавались самым маленьким детям из поколения в поколение через взрослых и старших детей
Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требования детей к себе самим.
Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно и формируется.
Речь - одна из линий развития ребенка. Одним из средств развития речи детей является игра.
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
Игра - это благодатное условие для речевых проявлений детей и эффективное средство воздействие на качество детской речи.
Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям. Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности
Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Неисчислимы те знания, умения, которые ребенок приобретает в игре
Игрушки — основная ценность
Конечно, играть можно и без игрушек, но это то же самое, что кушать сразу со сковородки, без тарелки, вилки и ложки — процесс одинаков, но с дополнительными элементами намного проще, а в случае с игрушками в разы интереснее и увлекательней.
Существует мнимое разделение игрушек на «девчачьи» и «мальчишечьи», но не стоит ограничивать ребёнка, не покупая девчонке конструктор, или запрещая мальчишке играть с куклами. У каждого малыша есть свой воображаемый мир, и он вправе выбирать те игрушки, которые ему по душе. Стоит каждый раз дарить ребёнку игрушки разных назначений, чтобы его внутренний мир обогащался, и детство становилось всё интереснее с каждым разом.
2.Виды игр для развития культуры речи
Ф. Фребель первый среди педагогов выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания. В основу своей классификации он положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры) внешних органов чувств (сенсорные игры) движений (моторные игры).
Принято различать два основных типа игр:
- игры с фиксированными и открытыми правилами;
- игры со скрытыми правилами.
Примером игр первого типа является большинство познавательных, дидактических и подвижных игр, а также развивающих (интеллектуальных, музыкальных, игры-забавы, аттракционы).
Ко второму типу относятся игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения или материальные объекты.
Обычно выделяются такие виды игр:
1.подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё;
2.строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;
3.дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения естественнонаучных знаний, и для развития тех или иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания);
4.сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры в школу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.
Развивающие игры занимают особенно важное место , так как обязательным элементом в них является познавательно — речевое содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Все игры и упражнения распланированы по лексическим темам, что даёт большую возможность обобщить, пополнить новыми знаниями детей в то или иной области.
Для дошкольников наиболее предпочтительны игры, направленные на развитие следующих познавательных процессов :
- развитие речи;
- памяти;
- мышления;
- логического мышления;
- внимания;
- воображения.
Для развития познавательной активности в процессе работы над речью применяю как классические, так и инновационные методы и приемы.
3.Включение игры и игрушки в процесс развития речи детей
Сюжетно-ролевые игры уже давно были выделены психологами и педагогами из других видов игр. Это игры, в которых дети берут на себя какие-либо роли и разыгрывают различные события из жизни людей, изображают их деятельность и взаимоотношения - и тем самым творчески отражают действительность. Творческая ролевая игра школьников имеет свое содержание, свои внутренние правила. Стремясь воплотить в игре реальную жизнь, школьники действуют по соответствующим правилами этой жизни, которые становятся для них внутренними правилами игры. Поэтому содержание игры заставляет школьников стремиться максимально приблизить её к обстоятельствам реальной жизни, внести в неё действительные трудности, в которых будут реально проявляться (тренироваться, воспитываться) лучшие человеческие качества.
Так, например , настольная игра «Из чего сделаны?» знакомит детей с материалами , из которых сделаны окружающие нас предметы, «Времена года» — с явлениями природы в разные времена года, «Профессии» — с предметами, которые необходимы людям разных профессий, «Когда это бывает?» — с частями суток, «Логокуб» — учит классифицировать предметы по категориям, «Мой дом» — с предметами домашнего обихода, «Помоги дежурному» — с предметами посуды и как накрыть стол к обеду и др.
В процессе игр на развитие дыхания дети также приобретают знания, например в игре «Подводный мир» узнают о предметах находящие на морском дне, в игре «Птичья столовая» — о зимующих птицах и как о них заботиться зимой , в игре «Собери ежику яблочки, а белочке орешки» — о том, чем питаются животные, в играх «Летний луг», «Сделай бурю» — о свойствах предметов: «лёгкий – тяжёлый», «тонет – не тонет», «плавает – летает». По теме «Фрукты» в играх на дыхание: «Понюхай фрукт», «Вкусные коробочки», «Прожорливые фрукты» дети угадывают фрукты по запаху, по форме и цвету.
Следующие игры позволяют уделить внимание каждому ребёнку – это словесные игры, игры с мячом: «Мяч бросай, деревья называй», «Съедобное — несъедобное», «Раз, два, три мячик прокати, части суток назови» и др. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игр дети знакомятся с понятиями, обязательно усваивают их словесное обозначение, закрепляют правильное произношение звуков.
Богатые возможности для познавательного развития детей содержат музыкальные игрушки (колокольчики, бубны, барабаны, металлоф и пр.) и звучащие предметы (погремушки, морские раковины, шуршащая бумага и т. д.), звуковые книги , диски «Звуки природы».
С ними можно проводить такие музыкальные игры: «Отгадай, что звучало?», «На чём играла?», «Повтори ритм», «Пропой слоги» и др. Игры со звуковыми предметами способствует формированию интереса детей к миру звуков, умению дифференцировать их, развитию мелкой моторики рук, артикуляционного аппарата и дыхания. Закрепляют знания детей по лексическим темам и в процессе развития мелкой и общей моторики.
На пальчиковой гимнастике и физ-минутках дети заучивают небольшие стихотворения и показывают движениями, изображая действия людей, животных, явления природы. Например, осенью по темам: «Лес» (деревья, грибы, ягоды), «Овощи и фрукты» проводились такие игры: «В огород пойдём, хоровод завёдём», «Дождик», «Мы капусту солим», «Компот» и др.
Работая с детьми в тетрадях или с бросовым материалом, беседуют на разные темы. Они обводят предметы по трафаретам, выкладывают по готовым образцам, создают картинку, затем рассказывают, что есть у предмета, какие, для чего нужны.
Для развития своих логопедических задач и ознакомления с разными временами года используют многофункциональное панно «Времена года». С помощью его проводят игры на дыхания, на артикуляцию, составление описательных загадок, сказок и рассказов.
Эффективным способом стимуляции познавательной активности ребёнка, является предъявление ему «загадочных» предметов. Высокая степень неопределенности требует большого разнообразия познавательных действий детей. Этот способ часто использую в качестве сюрпризного момента, когда дети достают предметы из чудесного мешочка, шкатулки, ищут в сухом бассейне и др. При этом даются разные задания: «Дед Мазай, загадку загадай!», «Найди на ощупь», «Послушай, чей голос» и др.
Широко использую на занятиях демонстрационный материал, на котором ребята учатся пересказывать, выражать свои мысли, получают новые знания.
Р.Н. Бунеева, А.А. Вахрушева «Наглядный и раздаточный материал», О.С. Ушакова серии сюжетных картинок «Рассказы про зверят», С. Вохринцева «Окружающий мир» , Т. Ю. Бардышева «Логопедические занятия в детском саду» и др. Каждый материал содержит не только картинки, но и предлагаются задания: стихи, загадки, игры, планы пересказа рассказов по схемам. Использование мнемотаблиц и схем помогает более детально рассмотреть предметы или явление природы, заучить стихотворение, составить рассказ. Например, такие как: на рассказы «Посуда» , «Птицы», «В огороде», на стихотворение «Ромашка» и др.
Большой интерес и эмоции у детей вызывают интерактивные игрушки, книги, плакаты, компьютерные игры. Книги: «Весёлый календарь», «Лесные животные», «Зайкина ферма», игра «Обучающий горшочек Винни», «Мой маленький чтец — собачка Шонни», плакаты «Подводный мир», «Говорящая азбука», компьютерные игры: «У бабушки в деревне», «Чей домик?», «В зоопарке», «Что из чего?» и др.
Эти пособия, вызывая положительные эмоции, имея объёмное изображение, анимации объектов, звуковое и музыкальное сопровождение делают занятия наглядными, привлекательными для детей, концентрируют внимание, облегчают усвоение и запоминание материала. И так, на познавательную активность детей в процессе работы над речью имеют положительное влияние игры развивающего характера.
Это обусловлено их особенностями — в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения представлений и знаний детьми. В играх ребенок, без нажима и нарочитой тренировки, учиться правильно говорить, наблюдать, дается возможность детям самим найти ответ, вспомнить, догадаться, сделать собственное умозаключение, используя свой прежний опыт и знания.
4. Примеры игр для развития речи
Хочу предложить вашему вниманию ряд речевых игр, которые можно использовать на занятиях с детьми.
Дыхательные игры и упражнения для развития речи
Лети, бабочка!
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Ветерок
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.
Осенние листья / Листопад
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.
- Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Дидактические игры для развития речи
Игра «Один – много»
Цель: учить детей правильному употреблению имен существительных и имен прилагательных именительного падежа во множественном числе, а также употреблению имен существительных и имен прилагательных множественного числа в родительном падеже.
Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм имен существительных и имен прилагательных.
Упражнения
Яблоко - яблочко
Груша – Слива – Лимон – Ананас – Апельсин – Добрый слон - добренький слоник Зубастый крокодил – Ленивый бегемот – Быстрая обезьяна – Страшный лев – Высокий жираф – Игра «Вершки и корешки»
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других – то, что растет в земле (корешки).
Вершки Корешки
Капуста
Морковь
Баклажан
Свекла Картофель Кабачок Помидор Репа Огурец
Игра «Съедобное – несъедобное»
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия.
Съедобный Несъедобный
Боровик
Поганка Лисичка
Мухомор
Масленок Рыжик Сыроежка Опенок
Игра: «Чье гнездо?», «Чьи перья?»
Цель: научить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Гнездо грача – грачиное гнездо Гнездо журавля – Гнездо скворца – Гнездо ласточки – Перо у гуся – гусиное Перо у курицы – Перо у утки – Перо у индюка –
Игра «Что из чего сделано?»
Цель: научить детей образовывать относительные имена прилагательные от имен существительных.
Шуба из меха – меховая шуба Платье из ситца – Носки из шерсти – Перчатки из кожи – Халат из шелка –
Игра «Посчитай: 1-2-5»
Цель: научить детей правильно согласовывать числительное с существительным. Автобус – один автобус – два автобуса – пять автобусов Самолет – Поезд – Лодка – Электричка – Машина – Трамвай –
Речевые игры для дошкольников
.
Игра «Чёрный ящик»
Ребёнок постепенно определяет, что лежит в ящике, задавая вопросы об определённых свойствах предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Её можно катать?» И так далее.
Игра «Пословицы, поговорки, скороговорки»
Ребёнок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки и произнести её выразительно:
— Скучен день до вечера, коли делать нечего.
-- Аккуратность человека красит.
-- Маленькое дело лучше всякого безделья.
-- За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Игра «Цепочка слов»
Дети составляют «цепочку» слов (последняя буква каждого слова должна стать первой буквой следующего слова): рак — кот — танк — корова — аист …
Игра «Ответь за одну минуту»
— Назови «самолёт» Хоттабыча. — Как зовут жену аиста.
— Что всё время теряет бабушка? -- В какой сказке герой сделан из муки?
— Как зовут жену селезня? -- Как называется наш детский сад?
— На какой улице ты живёшь? -- Берёза — это плодовое дерево?
— Как зовут твою маму? -- Какое сейчас время года?
Игра «Кто самый сообразительный?»
Задание «Составь предложение с союзом «а»
Взрослый называет пары предметов:
— газета и кастрюля -- расчёска и галстук -- вилка и ложка
-- лопата и ведро -- собака и кот -- карандаш и ручка
Например: «Газету читают, а в кастрюле варят суп».
Заключение
Игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности - все это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста, порождает у них и особенности поведения в игре.
Значение игры как ведущего всесторонне развивающего детей вида деятельности позволяет широко использовать игровые приемы в работе по развитию речи. А также выводит игру на первый план среди разнообразных методов при коррекционном воздействии. Посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Ведь основной нашей задачей является преодоление речевого недоразвития у ребенка. Значительным потенциалом в этом направлении обладает дидактическая игра, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. Немаловажную роль играет здесь и работа по привлечению к процессу развития речи детей их родителей. В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают чувства, а не мысли. Постепенно отношения взрослого и ребенка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и действий.
Таким образом, работа по развитию речи нуждается в использовании игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятий. А также подчеркивает особую роль дидактических игровых приемов.
Таким образом, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах нашей работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.
Список литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.
4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.
6. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .
7. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г.
8. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г.
9.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: 1991г.
10. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. - М.: 2010г.
11. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 2.
12. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983г