kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса по русскому языку "Культура речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к учебному курсу для 9-11 классов «Культура русской речи» Курс «Культура русской речи» предназначен для 9—11 классов средней школы и ориентирован на учащихся, желающих совершенствовать умения свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владеть нормами русского литературного языка, соблюдать этические нормы общения. Значение и актуальность данного курса в современном школьном образовании определяется, с одной стороны, ключевой ролью речевой культуры в формировании мыслительной и общей культуры личности, а с другой — серьезным снижением уровня речевой культуры общества и внимания к проблемам нормативности речи. Это делает курс «Культура русской речи» актуальным в системе развития языковой (речевой) личности учащихся. Цель курса — развитие речевой личности учащихся путем совершенствования нормативности и целесообразности их речи. Задачи курса: — ориентировать преподавание на интенсивную интеллектуальную работу культуры мышления; — способствовать приобщению учащихся к национальным культурным традициям, вырабатывать отношение к собственной речи как к производной этой культуры; — формировать отношение к языковой культуре как фактору утверждения и укрепления российской государственности; — помогать становлению культуросообразной речевой личности, способной к самореализации в высказывании; — воспитывать у школьников уважение к нормам речевого этикета, личностной адаптированности этих норм; — развивать коммуникативные навыки; — способствовать формированию умения продуцировать и воспринимать целесообразные речевые структуры на основе норм языка, а из вариантов выбирать более приемлемые с целью их последующего закрепления в речевом поведении. Программа рассчитана на 64 часа. Принципы, обеспечивающие преподавание курса: 1. Научность: практикум и выполнение разных видов упражнений курса ориентированы на владение обширной теоретической базой, знание тезауруса, лингвистической, психологической и педагогической специфики речепорождения и речевосприятия. 2. Системность: курс делится на блоки, каждый из которых имеет структуру, обусловленную методически оправданным углублением и усложнением трактовок понятий и категорий. 3. Природосообразность: учитель исходит из сложившихся ценностных ориентаций и приоритетов учащихся, из зоны ближайшего и актуального развития, из наличных и проектируемых возможностей каждого из них. Сведения по курсу преподносятся с учетом готовности класса их воспринимать; в любом случае начинать преподавание следует, разъяснив значение культуры речи в жизни учащихся, в их самореализации. 4. Культуросообразность: курс преподносится в контексте русской культурно-языковой традиции. У учеников воспитывается отрицательное отношение к элементам повседневного общения, выходящим за пределы нормативной и целесообразной речи. Так, при разговоре о маргинальных явлениях русской речи педагогу важно рассказать об их происхождении в языке, вторжении в речь, аргументировать суждения об их недопустимости в речи нашего современника. 5. Креативность: в основе преподавания-изучения курса находится педагогика творческого взаимодействия учителя и учеников, предполагающая следующую реализацию принципа: — диалогичность в работе над материалом; — импровизационность — возможность ролевого интерпретирования заданий в соответствии с их спецификой; — чередование индивидуальной и совместной работы с деятельностью в составе творческих групп; — творческий характер заданий — например, предлагается увидеть явление с разных сторон, преподнести в разных ролевых интерпретациях, дописать и отредактировать тексты; — компактность тем: в конце каждого блока предлагаются вопросы для письменных и устных самостоятельных работ, интегрирующие полученные знания и предполагающие работу с литературой. 6. Последовательность: сначала у учащихся формируется и закрепляется представление о нормативности речи, затем о целесообразности, то есть о качествах оптимальной речи и возможности организовать высказывание, исходя из требований нормы, но сообразно коммуникативной ситуации для достижения необходимого эффекта общения. По завершении курса «Культура русской речи» учащиеся должны иметь следующие умения и навыки: 1. Строить речь в соответствии с языковыми нормами и качествами оптимальной речи (точность, логичность, уместность и т. д.), подчиняя сказанное требованиям этики и специфики ситуации. 2. Исправлять речевые ошибки и недочеты в устной и письменной речи, умея аргументировать свою позицию требованиями современного русского языка, а при необходимости — и фактами исторического языкознания. 3. Вести себя соответственно понятию языковой (речевой) личности; уметь строить грамотный монолог и участвовать в диалоге, достигая коммуникативного эффекта и, при ситуационном запросе, коммуникативного лидирования. 4. Исключить из своей речи элементы ненормативной лексики и грамматики, умея объяснить, почему целесообразность употребления слова и фразы невозможна вне их нормативной кодифицированности. 5. Уметь использовать необходимые источники информации для полного и корректного аргументирования или опровержения суждения. 6. Привлекать лексические и стилистические резервы языка при строении речи; в целях максимально точного и полного изложения мысли приводить в конгруэнтность элементы вербального и невербального общения. 7. Владеть вербальными и невербальными средствами общения в разнообразных речевых ситуациях. 8. Владеть правилами письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях, тематических чатах Интернета. Наконец, учащиеся, освоившие курс «Культура русской речи», приобретают умение грамотно и целесообразно строить высказывание, устное и письменное, что обусловливает высокое качество жизни и возможность реализовать себя в будущей профессиональной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по русскому языку "Культура речи" »

Пояснительная записка

к учебному курсу для 9-11 классов

«Культура русской речи»


Курс «Культура русской речи» предназначен для 9—11 классов средней школы и ориентирован на учащихся, желающих совершенствовать умения свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владеть нормами русского литературного языка, соблюдать этические нормы общения.

Значение и актуальность данного курса в современном школьном образовании определяется, с одной стороны, ключевой ролью речевой культуры в формировании мыслительной и общей культуры личности, а с другой — серьезным снижением уровня речевой культуры общества и внимания к проблемам нормативности речи. Это делает курс «Культура русской речи» актуальным в системе развития языковой (речевой) личности учащихся.

Цель курса — развитие речевой личности учащихся путем совершенствования нормативности и целесообразности их речи.

Задачи курса:

— ориентировать преподавание на интенсивную интеллектуальную работу культуры мышления;

— способствовать приобщению учащихся к национальным культурным традициям, вырабатывать отношение к собственной речи как к производной этой культуры;

— формировать отношение к языковой культуре как фактору утверждения и укрепления российской государственности;

— помогать становлению культуросообразной речевой личности, способной к самореализации в высказывании;

— воспитывать у школьников уважение к нормам речевого этикета, личностной адаптированности этих норм;

— развивать коммуникативные навыки;

— способствовать формированию умения продуцировать и воспринимать целесообразные речевые структуры на основе норм языка, а из вариантов выбирать более приемлемые с целью их последующего закрепления в речевом поведении.

Программа рассчитана на 64 часа.

Принципы, обеспечивающие преподавание курса:

1. Научность: практикум и выполнение разных видов упражнений курса ориентированы на владение обширной теоретической базой, знание тезауруса, лингвистической, психологической и педагогической специфики речепорождения и речевосприятия.

2. Системность: курс делится на блоки, каждый из которых имеет структуру, обусловленную методически оправданным углублением и усложнением трактовок понятий и категорий.

3. Природосообразность: учитель исходит из сложившихся ценностных ориентаций и приоритетов учащихся, из зоны ближайшего и актуального развития, из наличных и проектируемых возможностей каждого из них. Сведения по курсу преподносятся с учетом готовности класса их воспринимать; в любом случае начинать преподавание следует, разъяснив значение культуры речи в жизни учащихся, в их самореализации.

4. Культуросообразность: курс преподносится в контексте русской культурно-языковой традиции. У учеников воспитывается отрицательное отношение к элементам повседневного общения, выходящим за пределы нормативной и целесообразной речи. Так, при разговоре о маргинальных явлениях русской речи педагогу важно рассказать об их происхождении в языке, вторжении в речь, аргументировать суждения об их недопустимости в речи нашего современника.

5. Креативность: в основе преподавания-изучения курса находится педагогика творческого взаимодействия учителя и учеников, предполагающая следующую реализацию принципа:

— диалогичность в работе над материалом;

— импровизационность — возможность ролевого интерпретирования заданий в соответствии с их спецификой;

— чередование индивидуальной и совместной работы с деятельностью в составе творческих групп;

— творческий характер заданий — например, предлагается увидеть явление с разных сторон, преподнести в разных ролевых интерпретациях, дописать и отредактировать тексты;

— компактность тем: в конце каждого блока предлагаются вопросы для письменных и устных самостоятельных работ, интегрирующие полученные знания и предполагающие работу с литературой.

6. Последовательность: сначала у учащихся формируется и закрепляется представление о нормативности речи, затем о целесообразности, то есть о качествах оптимальной речи и возможности организовать высказывание, исходя из требований нормы, но сообразно коммуникативной ситуации для достижения необходимого эффекта общения.

По завершении курса «Культура русской речи» учащиеся должны иметь следующие умения и навыки:

1. Строить речь в соответствии с языковыми нормами и качествами оптимальной речи (точность, логичность, уместность и т. д.), подчиняя сказанное требованиям этики и специфики ситуации.

2. Исправлять речевые ошибки и недочеты в устной и письменной речи, умея аргументировать свою позицию требованиями современного русского языка, а при необходимости — и фактами исторического языкознания.

3. Вести себя соответственно понятию языковой (речевой) личности; уметь строить грамотный монолог и участвовать в диалоге, достигая коммуникативного эффекта и, при ситуационном запросе, коммуникативного лидирования.

4. Исключить из своей речи элементы ненормативной лексики и грамматики, умея объяснить, почему целесообразность употребления слова и фразы невозможна вне их нормативной кодифицированности.

5. Уметь использовать необходимые источники информации для полного и корректного аргументирования или опровержения суждения.

6. Привлекать лексические и стилистические резервы языка при строении речи; в целях максимально точного и полного изложения мысли приводить в конгруэнтность элементы вербального и невербального общения.

7. Владеть вербальными и невербальными средствами общения в разнообразных речевых ситуациях.

8. Владеть правилами письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях, тематических чатах Интернета.

Наконец, учащиеся, освоившие курс «Культура русской речи», приобретают умение грамотно и целесообразно строить высказывание, устное и письменное, что обусловливает высокое качество жизни и возможность реализовать себя в будущей профессиональной деятельности.















































Календарно-тематическое планирование к учебному курсу

«Культура русской речи»


п/п

Тема

Количество часов

Формы работы

1.

Культура речи, ее предмет и задачи. Основные аспекты культуры речи.

1

Лекция с элементами беседы

2.

Культура речи и современное состояние русской речи; пути преодоления кризиса. Культура речи - фактор мыслительной культуры.

1

Мониторинговая работа, практикум

3.

Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности. Критерии языковой нормы.

1

Практикум, работа со словарями

4.

Ситуация речевого общения и ее основные компоненты.

1

Практикум

5.

Условия речевого общения.

1

Лекция-беседа

6.

Коммуникативные качества речи.

1

Ролевые игры, лекция-беседа

7-8.

Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.

2

Практикум, тестирование

9.

Этико-социальные аспекты культуры речи

1

Лекция-беседа

10.

Речевой этикет в представлении различных народов. Из истории речевого этикета.

1

Защита рефератов по теме

11.

Речевой этикет как правила речевого общения.

1

Практическая работа, составление памятки; анализ пословиц и поговорок, отражающих правила речевого поведения

12.

Речевая ситуация и употребление этикетных формул.


1

Ролевые игры, этимологические сообщения

13.

Жесты и мимика. Использование их в общении.

1

Работа с карточками, групповые тренинги

14.

Невербальное общение как фактор точной, краткой и действенной речи.

1

Практикум

15.

Особенности устной речи.

1

Лекция с элементами беседы

16.

Разновидности устной речи

1

Анализ текстов

17-18.

Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения

2

Семинар

19.

Основные речевые правила общения посредством телефона


1

Практикум, составление памятки

20-21.

Уроки симпосиарха (занятие, посвященное искусству говорить тосты и составлять поздравления)

2

Этимологический экскурс, практикум

22.

Защита творческих работ.

1

Презентации работ


23.

Роль орфоэпии в устном общении между людьми.



1

Лекция с элементами беседы, работа с таблицей

24.

Московская и Ленинградская произносительные традиции. Изменения в произношении слов, обусловленные динамичностью нормы.

1

Лекция с элементами беседы

25-26

Фонетические явления, их роль в поддержании языковых норм: ассимиляция, диссимиляция, эпентеза, диереза, метатеза; стяжение звуков.

2

Лекция с элементами беседы, анализ текстов

27.

Русская акцентология. Фонетические компоненты ударения.

1

Лекция с элементами беседы

28.

Логическое ударение, его роль в коммуникативной валентности сказанного.

1

Лекция с элементами беседы, практикум

29.

Тенденции, намечающие акцентологические изменения.

1

Семинар

30.

Интонация, её основные элементы. Этикетные функции интонации в речевом общении.


1

Выразительное чтение текстов

31.

Контрольный тест по теме: «Орфоэпические нормы современного русского языка»

1

Тестирование, решение орфоэпических задач

32.

Анализ контрольного теста

1

Практикум, работа над ошибками

33-34.

Культура монологической речи

2

Лекция с элементами беседы, практикум

35.

Виды речи. Приветственная речь.

1

Составление памятки для выступающего, практикум

36.

Виды речи. Информационная речь.

1

Практикум.

37.

Виды речи. Агитационная речь.

1

Практикум, составление памятки

38-39.

Практикум. Использование основных риторических фигур речи для создания собственного выступления.

2

Творческая работа

40.

Публичные выступления учащихся

1

Защита творческих работ

41-42.

Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

2

Лекция с элементами беседы, практикум

43.

Контрольный диктант

1

Диктант с грамматическим заданием

44.

Анализ контрольного диктанта.

1

Работа над ошибками

45.

Возникновение и развитие письма как средства общения

1

Устные выступления

46-47.

От приказного языка эпохи Петра 1 к официально-деловому стилю современной России.

2

Доклады учеников, практикум

48-49.

Формы письменных высказываний и их признаки

2

Семинар

50.

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета

1

Составление тезисов, составление памятки

51.

Практикум. Пишем электронное письмо.

1

Практикум.

52.

Язык SMS

1

Практикум, работа с таблицами


53-54.

Русский язык в мире рекламы.

2

Лекция с элементами беседы, практикум

55-56.

Провожают по уму.. А как встречают? (Как создать о себе приятное впечатление?)

2

Составление рекомендаций, практикум

57-58.

Словарный запас человека: резервы развития

2

Анализ текстов, редактирование

59-60.

Что может рассказать визитная карточка о ее владельце?

2

Доклады, практическая работа

61-62.

Деловое письмо. Создаем себе репутацию.

2

Лекция с элементами беседы, практикум

63-64.

Презентация проектов.

2

Защита проектов





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Программа элективного курса по русскому языку "Культура речи"

Автор: Галанова Алена Александровна

Дата: 18.12.2014

Номер свидетельства: 145407

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Элективный курс "Русский язык. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика. Подготовка к ГИА" "
    ["seo_title"] => string(112) "eliektivnyi-kurs-russkii-iazyk-formirovaniie-iazykovykh-kompietientnostiei-tieoriia-i-praktika-podghotovka-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "226999"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440571342"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Элективный курс по русскому языку "Культура русской речи" 11 класс. "
    ["seo_title"] => string(68) "eliektivnyi-kurs-po-russkomu-iazyku-kul-tura-russkoi-riechi-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "149323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420130060"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Программа элективного курса  Орфоэпия в современном русском  литературном языке. По русскому языку для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(120) "proghramma-eliektivnogho-kursa-orfoepiia-v-sovriemiennom-russkom-litieraturnom-iazykie-po-russkomu-iazyku-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "169177"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423383082"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА по английскому языку для 10 и/или 11 класса  «Successful Writing».  Совершенствование умений письменной речи на уровне ЕГЭ». "
    ["seo_title"] => string(159) "programma-eliektivnogo-kursa-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-10-i-ili-11-klassa-successful-writing-soviershienstvovaniie-umienii-pis-miennoi-riechi-na-urovnie-iege"
    ["file_id"] => string(6) "113625"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1410634178"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "программа элективного курса по русскому языку "Практикум по русской словесности" (9 класс) "
    ["seo_title"] => string(91) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-praktikum-po-russkoi-sloviesnosti-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "192264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427441135"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства