Программа элективного курса по русскому языку "Культура речи"
Программа элективного курса по русскому языку "Культура речи"
Пояснительная записка
к учебному курсу для 9-11 классов
«Культура русской речи»
Курс «Культура русской речи» предназначен для 9—11 классов средней школы и ориентирован на учащихся, желающих совершенствовать умения свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владеть нормами русского литературного языка, соблюдать этические нормы общения.
Значение и актуальность данного курса в современном школьном образовании определяется, с одной стороны, ключевой ролью речевой культуры в формировании мыслительной и общей культуры личности, а с другой — серьезным снижением уровня речевой культуры общества и внимания к проблемам нормативности речи. Это делает курс «Культура русской речи» актуальным в системе развития языковой (речевой) личности учащихся.
Цель курса — развитие речевой личности учащихся путем совершенствования нормативности и целесообразности их речи.
Задачи курса:
— ориентировать преподавание на интенсивную интеллектуальную работу культуры мышления;
— способствовать приобщению учащихся к национальным культурным традициям, вырабатывать отношение к собственной речи как к производной этой культуры;
— формировать отношение к языковой культуре как фактору утверждения и укрепления российской государственности;
— помогать становлению культуросообразной речевой личности, способной к самореализации в высказывании;
— воспитывать у школьников уважение к нормам речевого этикета, личностной адаптированности этих норм;
— развивать коммуникативные навыки;
— способствовать формированию умения продуцировать и воспринимать целесообразные речевые структуры на основе норм языка, а из вариантов выбирать более приемлемые с целью их последующего закрепления в речевом поведении.
Программа рассчитана на 64 часа.
Принципы, обеспечивающие преподавание курса:
1. Научность: практикум и выполнение разных видов упражнений курса ориентированы на владение обширной теоретической базой, знание тезауруса, лингвистической, психологической и педагогической специфики речепорождения и речевосприятия.
2. Системность: курс делится на блоки, каждый из которых имеет структуру, обусловленную методически оправданным углублением и усложнением трактовок понятий и категорий.
3. Природосообразность: учитель исходит из сложившихся ценностных ориентаций и приоритетов учащихся, из зоны ближайшего и актуального развития, из наличных и проектируемых возможностей каждого из них. Сведения по курсу преподносятся с учетом готовности класса их воспринимать; в любом случае начинать преподавание следует, разъяснив значение культуры речи в жизни учащихся, в их самореализации.
4. Культуросообразность: курс преподносится в контексте русской культурно-языковой традиции. У учеников воспитывается отрицательное отношение к элементам повседневного общения, выходящим за пределы нормативной и целесообразной речи. Так, при разговоре о маргинальных явлениях русской речи педагогу важно рассказать об их происхождении в языке, вторжении в речь, аргументировать суждения об их недопустимости в речи нашего современника.
5. Креативность: в основе преподавания-изучения курса находится педагогика творческого взаимодействия учителя и учеников, предполагающая следующую реализацию принципа:
— диалогичность в работе над материалом;
— импровизационность — возможность ролевого интерпретирования заданий в соответствии с их спецификой;
— чередование индивидуальной и совместной работы с деятельностью в составе творческих групп;
— творческий характер заданий — например, предлагается увидеть явление с разных сторон, преподнести в разных ролевых интерпретациях, дописать и отредактировать тексты;
— компактность тем: в конце каждого блока предлагаются вопросы для письменных и устных самостоятельных работ, интегрирующие полученные знания и предполагающие работу с литературой.
6. Последовательность: сначала у учащихся формируется и закрепляется представление о нормативности речи, затем о целесообразности, то есть о качествах оптимальной речи и возможности организовать высказывание, исходя из требований нормы, но сообразно коммуникативной ситуации для достижения необходимого эффекта общения.
По завершении курса «Культура русской речи» учащиеся должны иметь следующие умения и навыки:
1. Строить речь в соответствии с языковыми нормами и качествами оптимальной речи (точность, логичность, уместность и т. д.), подчиняя сказанное требованиям этики и специфики ситуации.
2. Исправлять речевые ошибки и недочеты в устной и письменной речи, умея аргументировать свою позицию требованиями современного русского языка, а при необходимости — и фактами исторического языкознания.
3. Вести себя соответственно понятию языковой (речевой) личности; уметь строить грамотный монолог и участвовать в диалоге, достигая коммуникативного эффекта и, при ситуационном запросе, коммуникативного лидирования.
4. Исключить из своей речи элементы ненормативной лексики и грамматики, умея объяснить, почему целесообразность употребления слова и фразы невозможна вне их нормативной кодифицированности.
5. Уметь использовать необходимые источники информации для полного и корректного аргументирования или опровержения суждения.
6. Привлекать лексические и стилистические резервы языка при строении речи; в целях максимально точного и полного изложения мысли приводить в конгруэнтность элементы вербального и невербального общения.
7. Владеть вербальными и невербальными средствами общения в разнообразных речевых ситуациях.
8. Владеть правилами письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях, тематических чатах Интернета.
Наконец, учащиеся, освоившие курс «Культура русской речи», приобретают умение грамотно и целесообразно строить высказывание, устное и письменное, что обусловливает высокое качество жизни и возможность реализовать себя в будущей профессиональной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по русскому языку "Культура речи" »
Пояснительная записка
к учебному курсу для 9-11 классов
«Культура русской речи»
Курс «Культура русской речи» предназначен для 9—11 классов средней школы и ориентирован на учащихся, желающих совершенствовать умения свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владеть нормами русского литературного языка, соблюдать этические нормы общения.
Значение и актуальность данного курса в современном школьном образовании определяется, с одной стороны, ключевой ролью речевой культуры в формировании мыслительной и общей культуры личности, а с другой — серьезным снижением уровня речевой культуры общества и внимания к проблемам нормативности речи. Это делает курс «Культура русской речи» актуальным в системе развития языковой (речевой) личности учащихся.
Цель курса — развитие речевой личности учащихся путем совершенствования нормативности и целесообразности их речи.
Задачи курса:
— ориентировать преподавание на интенсивную интеллектуальную работу культуры мышления;
— способствовать приобщению учащихся к национальным культурным традициям, вырабатывать отношение к собственной речи как к производной этой культуры;
— формировать отношение к языковой культуре как фактору утверждения и укрепления российской государственности;
— помогать становлению культуросообразной речевой личности, способной к самореализации в высказывании;
— воспитывать у школьников уважение к нормам речевого этикета, личностной адаптированности этих норм;
— развивать коммуникативные навыки;
— способствовать формированию умения продуцировать и воспринимать целесообразные речевые структуры на основе норм языка, а из вариантов выбирать более приемлемые с целью их последующего закрепления в речевом поведении.
Программа рассчитана на 64 часа.
Принципы, обеспечивающие преподавание курса:
1. Научность: практикум и выполнение разных видов упражнений курса ориентированы на владение обширной теоретической базой, знание тезауруса, лингвистической, психологической и педагогической специфики речепорождения и речевосприятия.
2. Системность: курс делится на блоки, каждый из которых имеет структуру, обусловленную методически оправданным углублением и усложнением трактовок понятий и категорий.
3. Природосообразность: учитель исходит из сложившихся ценностных ориентаций и приоритетов учащихся, из зоны ближайшего и актуального развития, из наличных и проектируемых возможностей каждого из них. Сведения по курсу преподносятся с учетом готовности класса их воспринимать; в любом случае начинать преподавание следует, разъяснив значение культуры речи в жизни учащихся, в их самореализации.
4. Культуросообразность: курс преподносится в контексте русской культурно-языковой традиции. У учеников воспитывается отрицательное отношение к элементам повседневного общения, выходящим за пределы нормативной и целесообразной речи. Так, при разговоре о маргинальных явлениях русской речи педагогу важно рассказать об их происхождении в языке, вторжении в речь, аргументировать суждения об их недопустимости в речи нашего современника.
5. Креативность: в основе преподавания-изучения курса находится педагогика творческого взаимодействия учителя и учеников, предполагающая следующую реализацию принципа:
— диалогичность в работе над материалом;
— импровизационность — возможность ролевого интерпретирования заданий в соответствии с их спецификой;
— чередование индивидуальной и совместной работы с деятельностью в составе творческих групп;
— творческий характер заданий — например, предлагается увидеть явление с разных сторон, преподнести в разных ролевых интерпретациях, дописать и отредактировать тексты;
— компактность тем: в конце каждого блока предлагаются вопросы для письменных и устных самостоятельных работ, интегрирующие полученные знания и предполагающие работу с литературой.
6. Последовательность: сначала у учащихся формируется и закрепляется представление о нормативности речи, затем о целесообразности, то есть о качествах оптимальной речи и возможности организовать высказывание, исходя из требований нормы, но сообразно коммуникативной ситуации для достижения необходимого эффекта общения.
По завершении курса «Культура русской речи» учащиеся должны иметь следующие умения и навыки:
1. Строить речь в соответствии с языковыми нормами и качествами оптимальной речи (точность, логичность, уместность и т. д.), подчиняя сказанное требованиям этики и специфики ситуации.
2. Исправлять речевые ошибки и недочеты в устной и письменной речи, умея аргументировать свою позицию требованиями современного русского языка, а при необходимости — и фактами исторического языкознания.
3. Вести себя соответственно понятию языковой (речевой) личности; уметь строить грамотный монолог и участвовать в диалоге, достигая коммуникативного эффекта и, при ситуационном запросе, коммуникативного лидирования.
4. Исключить из своей речи элементы ненормативной лексики и грамматики, умея объяснить, почему целесообразность употребления слова и фразы невозможна вне их нормативной кодифицированности.
5. Уметь использовать необходимые источники информации для полного и корректного аргументирования или опровержения суждения.
6. Привлекать лексические и стилистические резервы языка при строении речи; в целях максимально точного и полного изложения мысли приводить в конгруэнтность элементы вербального и невербального общения.
7. Владеть вербальными и невербальными средствами общения в разнообразных речевых ситуациях.
Наконец, учащиеся, освоившие курс «Культура русской речи», приобретают умение грамотно и целесообразно строить высказывание, устное и письменное, что обусловливает высокое качество жизни и возможность реализовать себя в будущей профессиональной деятельности.
Календарно-тематическое планирование к учебному курсу
«Культура русской речи»
№
п/п
Тема
Количество часов
Формы работы
1.
Культура речи, ее предмет и задачи. Основные аспекты культуры речи.
1
Лекция с элементами беседы
2.
Культура речи и современное состояние русской речи; пути преодоления кризиса. Культура речи - фактор мыслительной культуры.
1
Мониторинговая работа, практикум
3.
Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности. Критерии языковой нормы.
1
Практикум, работа со словарями
4.
Ситуация речевого общения и ее основные компоненты.
1
Практикум
5.
Условия речевого общения.
1
Лекция-беседа
6.
Коммуникативные качества речи.
1
Ролевые игры, лекция-беседа
7-8.
Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.
2
Практикум, тестирование
9.
Этико-социальные аспекты культуры речи
1
Лекция-беседа
10.
Речевой этикет в представлении различных народов. Из истории речевого этикета.
1
Защита рефератов по теме
11.
Речевой этикет как правила речевого общения.
1
Практическая работа, составление памятки; анализ пословиц и поговорок, отражающих правила речевого поведения
12.
Речевая ситуация и употребление этикетных формул.
1
Ролевые игры, этимологические сообщения
13.
Жесты и мимика. Использование их в общении.
1
Работа с карточками, групповые тренинги
14.
Невербальное общение как фактор точной, краткой и действенной речи.
1
Практикум
15.
Особенности устной речи.
1
Лекция с элементами беседы
16.
Разновидности устной речи
1
Анализ текстов
17-18.
Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения
2
Семинар
19.
Основные речевые правила общения посредством телефона
1
Практикум, составление памятки
20-21.
Уроки симпосиарха (занятие, посвященное искусству говорить тосты и составлять поздравления)
2
Этимологический экскурс, практикум
22.
Защита творческих работ.
1
Презентации работ
23.
Роль орфоэпии в устном общении между людьми.
1
Лекция с элементами беседы, работа с таблицей
24.
Московская и Ленинградская произносительные традиции. Изменения в произношении слов, обусловленные динамичностью нормы.
1
Лекция с элементами беседы
25-26
Фонетические явления, их роль в поддержании языковых норм: ассимиляция, диссимиляция, эпентеза, диереза, метатеза; стяжение звуков.
2
Лекция с элементами беседы, анализ текстов
27.
Русская акцентология. Фонетические компоненты ударения.
1
Лекция с элементами беседы
28.
Логическое ударение, его роль в коммуникативной валентности сказанного.