kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

“Культура речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Культура речи. Речевой этикет.

Цель урока: познакомить с определением “речевой этикет”; продолжить работу по развитию культуры речи учащихся, показать превосходство речи, в которой используются “вежливые” слова.

Оборудование: плакат с правилами речевого этикета, карточки с заданием на каждую парту, отпечатанное задание к упражнению “ Корректор”.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

Сообщение темы урока учащимся.

2.Орфографическая “пятиминутка”.

Прочитайте, спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их.

Вы живете среди людей. Пров…ряйте свои п…ступки сознанием: не прич…няете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими п…ступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было х…рошо.

(В. Сухомлинский).

- Ребята, как вы считаете, неудобства человеку можно причинить только поступками?

3. Словарная работа.

Этикет- установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.

Речевой этикет- важный элемент культуры народ, продукт и инструмент культурной деятельности человека.

Речевой этикет является составной частью культуры поведения и общения человека. Формулы речевого этикета закрепились в пословицах, поговорках, фразеологических выражениях.

Добро пожаловать! Милости прошу к нашему шалашу! С легким паром! Сколько лет, сколько зим!

Являясь элементом национальной культуры, речевой этикет отличается яркой национальной спецификой.

- Ребята, какие приветствия – благоположения вы знаете у русских? казахов?

4. Стихотворение “Как его зовут?”

Друзья, вот вам, на всякий случай,

Стихи о школьнике одном.

Его зовут… А впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

“Спасибо”,”здравствуйте”, “простите”

Произносить он не привык.

Простого слова “извините”

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече “Добрый день!”

Казалось бы, простое слово

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае ”здорово!”

Он вместо “здравствуйте”бубнит.

А вместо слова “до свидания”

Не говорит он ничего.

Или заявить на прощание:

“Ну, я пошел… Пока! Всего!”

Не скажет он друзьям по школе:

Алеша, Петька, Ванька, Толька.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но имя что? Ведь суть не в нем-

Вам это школьник не знаком?

- Давайте отныне более тщательно следить за языком, не засорять его ненужными словами. И вы сразу заметите, насколько красивой и грамотной станет ваша речь!

- Не бойтесь произносить вежливые слова. Вспомните, какие из них вы знаете?

5. Составьте вежливый диалог на темы: “Я в библиотеке”, “Я в гостях ”, “Телефонный звонок заболевшему другу”.

6. Учитель: Очень богат наш язык, есть из чего выбирать, но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, бережном отношении к собеседнику и уважении к самому себе.

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчет кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

7. Работа с текстом “Талант общения”.

Прочитать текст, выписать черты характера, говорящие о воспитанности человека. (Здоровается, умеет быть ровным, доброжелательным, не бросает хмурый взгляд, не закрывает демонстративно окно, вежлив.)

8. А интересно, как относились к языку в древние времена?

Перенесемся на минуту в древнюю Грецию и послушаем разговор рабовладельца Ксенона и его раба- первого баснописца Эзоппа:

- Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую вещь в мире, где она?

- Вот, мой господин, это – язык!

- Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?

- Да, мой господин. Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык- это первые слова ребенка:”мама”, “солнце”,”цветок”. Язык дает нам возможность понимать друг друга. Язык- это целый мир.

-Ну хорошо! Я велел тебе купить самую дешевую вещь в мире.

- Вот она, мой господин.

- Снова язык?

-Да. Язык- это самая дешевая вещь в мире, язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы.

Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому.

9. Упражнение “Корректор”.

Учитель:

А ты?

Входя в дома любые,-

И в серые, и в голубые,

Входя на лестницы крутые,

В квартиры, солнцем залитые

Прислушиваясь к звону клавиш,

И на вопрос даря ответ,

Скажи: какой ты след оставишь,

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или незримый прочный след

В чужой душе на много лет.

Л. Мартынов.

Истинный смысл сказанного заключается не только в словах, но и в том, как эти слова произносятся.

III. Обобщение материала.

Обращение к плакату “Правила речевого этикета”

IV. Задание на дом.

Упр.246; составить диалог на тему:”В общественном транспорте”

V. Подведение итогов урока.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«“Культура речи. »

Калиновская средняя школа.







Урок русского языка в 5 классе.

Культура речи.

Речевой этикет”



Учитель: Кабдрашева Гульсум Николаевна.















2013-2014г.

Тема урока: Культура речи. Речевой этикет.

Цель урока: познакомить с определением “речевой этикет”; продолжить работу по развитию культуры речи учащихся, показать превосходство речи, в которой используются “вежливые” слова.

Оборудование: плакат с правилами речевого этикета, карточки с заданием на каждую парту, отпечатанное задание к упражнению “ Корректор”.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

  1. Сообщение темы урока учащимся.

2.Орфографическая пятиминутка.

Прочитайте, спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их.

Вы живете среди людей. Пров…ряйте свои п…ступки сознанием: не прич…няете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими п…ступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было х…рошо.

(В. Сухомлинский).

- Ребята, как вы считаете, неудобства человеку можно причинить только поступками?

3. Словарная работа.

Этикет- установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.

Речевой этикет- важный элемент культуры народ, продукт и инструмент культурной деятельности человека.

Речевой этикет является составной частью культуры поведения и общения человека. Формулы речевого этикета закрепились в пословицах, поговорках, фразеологических выражениях.

Добро пожаловать! Милости прошу к нашему шалашу! С легким паром! Сколько лет, сколько зим!

Являясь элементом национальной культуры, речевой этикет отличается яркой национальной спецификой.

- Ребята, какие приветствия – благоположения вы знаете у русских? казахов?

4. Стихотворение “Как его зовут?”

Друзья, вот вам, на всякий случай,

Стихи о школьнике одном.

Его зовут… А впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

“Спасибо”,”здравствуйте”, “простите”

Произносить он не привык.

Простого слова “извините”

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече “Добрый день!”

Казалось бы, простое слово

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае ”здорово!”

Он вместо “здравствуйте”бубнит.

А вместо слова “до свидания”

Не говорит он ничего.

Или заявить на прощание:

“Ну, я пошел… Пока! Всего!”

Не скажет он друзьям по школе:

Алеша, Петька, Ванька, Толька.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но имя что? Ведь суть не в нем-

Вам это школьник не знаком?

- Давайте отныне более тщательно следить за языком, не засорять его ненужными словами. И вы сразу заметите, насколько красивой и грамотной станет ваша речь!

- Не бойтесь произносить вежливые слова. Вспомните, какие из них вы знаете?

5. Составьте вежливый диалог на темы: “Я в библиотеке”, “Я в гостях ”, “Телефонный звонок заболевшему другу”.

6. Учитель: Очень богат наш язык, есть из чего выбирать, но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, бережном отношении к собеседнику и уважении к самому себе.

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчет кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

7. Работа с текстом “Талант общения”.

Прочитать текст, выписать черты характера, говорящие о воспитанности человека. (Здоровается, умеет быть ровным, доброжелательным, не бросает хмурый взгляд, не закрывает демонстративно окно, вежлив.)

8. А интересно, как относились к языку в древние времена?

Перенесемся на минуту в древнюю Грецию и послушаем разговор рабовладельца Ксенона и его раба- первого баснописца Эзоппа:

- Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую вещь в мире, где она?

- Вот, мой господин, это – язык!

- Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?

- Да, мой господин. Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык- это первые слова ребенка:”мама”, “солнце”,”цветок”. Язык дает нам возможность понимать друг друга. Язык- это целый мир.

-Ну хорошо! Я велел тебе купить самую дешевую вещь в мире.

- Вот она, мой господин.

- Снова язык?

-Да. Язык- это самая дешевая вещь в мире, язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы.

Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому.

9. Упражнение “Корректор”.

Учитель:

А ты?

Входя в дома любые,-

И в серые, и в голубые,

Входя на лестницы крутые,

В квартиры, солнцем залитые

Прислушиваясь к звону клавиш,

И на вопрос даря ответ,

Скажи: какой ты след оставишь,

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или незримый прочный след

В чужой душе на много лет.

Л. Мартынов.

Истинный смысл сказанного заключается не только в словах, но и в том, как эти слова произносятся.

III. Обобщение материала.

Обращение к плакату “Правила речевого этикета”

IV. Задание на дом.

Упр.246; составить диалог на тему:”В общественном транспорте”

V. Подведение итогов урока.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
“Культура речи.

Автор: Кабдрашева Гульсум Николаевна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 167916

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Роль игры в воспитании культуры речи у детей"
    ["seo_title"] => string(48) "rol_ighry_v_vospitanii_kul_tury_riechi_u_dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "403322"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1490506265"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Формирование культуры речи младших школьников "
    ["seo_title"] => string(51) "formirovaniie-kul-tury-riechi-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "113310"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1409847567"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Программа элективного курса по русскому языку "Культура речи" "
    ["seo_title"] => string(65) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-kul-tura-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "145407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418912218"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ  РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ "
    ["seo_title"] => string(133) "ispol-zovaniie-eliemientov-tiekhnologii-razvitiia-kritichieskogo-myshlieniia-v-formirovanii-zvukovoi-kul-tury-riechi-dietiei-4-5-liet"
    ["file_id"] => string(6) "180725"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425228559"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "конспект урока русского языка по теме: Понятие культуры речи. Коммуникативные свойства речи "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-poniatiie-kul-tury-riechi-kommunikativnyie-svoistva-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "244675"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445971231"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства