kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Куда "сбежали" О и Е?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в форме лабораторной работы: учащиеся знакомятся с понятием "беглые" гласные.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Куда "сбежали" О и Е?»

Куда "сбежали" О и Е?

Вид урока: лабораторная работа

Тип урока: объяснение нового материала.

Задачи:

  1. обучающая: знакомство с понятием беглые гласные;

  2. развивающая: развитие умения работать с научным текстом; опережающее знакомство с правописанием суффиксов -ек, -ик;

  3. воспитательная: воспитание бережного отношения к русскому языку, умения работать в группе, воспитание чувства ответственности за результат выполняемой работы.

Цель: проанализировать изложенный лингвистический материал, сделать выводы о языковых явлениях, составить устный текст научного жанра.

Ход урока.

1. Приветствие.

2. Мотивация.

Сегодня мы работаем в группах, но каждая группа будет выполнять часть общего задания, потому что вместе вы составляете единую команду.

3. Разминка.

Мы несколько уроков назад закончили изучение темы "Лексика", поэтому я хочу задать вам вопрос, какие слова называют синонимами?

Подберите синонимы к слову "беглый"?

4. Организация наблюдений, которое позволит определить тему, цель и задачи урока.

1) Сегодня мы проведём лингвистическое исследование. Проводили ли вы когда-нибудь исследование? Какие процессы оно в себя включает? (наблюдение, сравнение, сопоставление, выводы и открытия).

Учёные-лингвисты сделали множество открытий. Сегодня вы можете тоже совершить для себя открытие, побывать в роли исследователей и поделиться с одноклассниками тем, что узнаете.

2) Определение темы урока через наблюдение.

Теперь внимание на доску. (На доске записаны пары слов лоб-лба, день-дня, сынок-сынка, вобрать-вбирать).

Что необычного вы заметили в склонении этих слов? (гласные то появляются, то исчезают).

Как называются такие гласные? (Беглые)

Сформулируйте тему урока? Запишите в ваших листах для лабораторной работы.

3) Подготовка вопросов.

Как вы думаете, какие вопросы можно решить, изучая тему "Беглые гласные"? Каждая группа должна посоветоваться в течение минуты и записать вопрос на доске.

4) Обобщение вопросов, предложенных учащимися.

Вопросы:

1. Почему "убежали" гласные?

2. Какие гласные могут "убегать"?

3. В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?

4. С каким орфографическим правилом связана беглость гласных?

5) Задание по группам.

Вы помните, что мы проводим лингвистическое исследование, и каждая группа, изучая тему "Беглые гласные", выполняет часть общего задания. Каждой группе предлагается своя лингвистическая задача. Вам необходимо распределить, кто за что отвечает: секретарь. докладчик, генератор идей, диктор. Ответы запишите в своих листах наблюдений.

6) Выступление групп.

Сейчас предлагаю каждой группе вывести свои ответы на доску, а остальные дополнят свои записи в листах наблюдений. Начинать ответ нужно с фразы, которая ставит перед вами вопрос.

Мы с вами нашли ответы на все вопросы, поставленные в начале рока, а теперь представим результаты нашего исследования в виде устного текста научного стиля.

Кто желает обобщить то, что мы узнали, воспользовавшись материалом на доске.

Устный ответ в научном стиле.

Беглость гласных связана с процессом особых изменений в языке, который называется падением редуцированных. Беглыми могут быть О и Е. Наблюдается беглость гласных в разных частях слова: В суффиксе, корне, приставке.

7. Закрепление: выполнение упражнения учебника.

8. Домашнее задание.

Упражнение №

или

написать статью в научном стиле "Куда "сбежали" О и Е?" для научного журнала

8. Рефлексия.

Скажите, что удивило вас сегодня на уроке? Почему у нас получилась лабораторная работа?

9. Подведение итогов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Куда "сбежали" О и Е?

Автор: Гусейнов Роман Абдулович

Дата: 11.03.2019

Номер свидетельства: 502629

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "конспект урока по литературному чтению Обобщение по разделу "Писатели детям" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-obobshchieniie-po-razdielu-pisatieli-dietiam"
    ["file_id"] => string(6) "190263"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427126994"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Внеклассное мероприятие с учащимися и родителями из социально неблагополучных семей "Счастливая семья, какая она?" "
    ["seo_title"] => string(134) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-s-uchashchimisia-i-roditieliami-iz-sotsial-no-nieblaghopoluchnykh-siemiei-schastlivaia-siem-ia-kakaia-ona"
    ["file_id"] => string(6) "103758"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402629520"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Праздник первого звонка «Новые надежды» "
    ["seo_title"] => string(42) "prazdnik-piervogho-zvonka-novyie-nadiezhdy"
    ["file_id"] => string(6) "111099"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1407057431"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Конспект урока математики по теме: "Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число" "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-umnozhieniie-i-dielieniie-diesiatichnykh-drobiei-na-natural-noie-chislo-1"
    ["file_id"] => string(6) "124474"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414697031"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию детей в дошкольном учреждении"
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-zaniatiia-po-khudozhiestvienno-estietichieskomu-vospitaniiu-dietiei-v-doshkol-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "222774"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1436795619"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства