Просмотр содержимого документа
«Куда "сбежали" О и Е?»
Куда "сбежали" О и Е?
Вид урока: лабораторная работа
Тип урока: объяснение нового материала.
Задачи:
обучающая: знакомство с понятием беглые гласные;
развивающая: развитие умения работать с научным текстом; опережающее знакомство с правописанием суффиксов -ек, -ик;
воспитательная: воспитание бережного отношения к русскому языку, умения работать в группе, воспитание чувства ответственности за результат выполняемой работы.
Цель: проанализировать изложенный лингвистический материал, сделать выводы о языковых явлениях, составить устный текст научного жанра.
Ход урока.
1. Приветствие.
2. Мотивация.
Сегодня мы работаем в группах, но каждая группа будет выполнять часть общего задания, потому что вместе вы составляете единую команду.
3. Разминка.
Мы несколько уроков назад закончили изучение темы "Лексика", поэтому я хочу задать вам вопрос, какие слова называют синонимами?
Подберите синонимы к слову "беглый"?
4. Организация наблюдений, которое позволит определить тему, цель и задачи урока.
1) Сегодня мы проведём лингвистическое исследование. Проводили ли вы когда-нибудь исследование? Какие процессы оно в себя включает? (наблюдение, сравнение, сопоставление, выводы и открытия).
Учёные-лингвисты сделали множество открытий. Сегодня вы можете тоже совершить для себя открытие, побывать в роли исследователей и поделиться с одноклассниками тем, что узнаете.
2) Определение темы урока через наблюдение.
Теперь внимание на доску. (На доске записаны пары слов лоб-лба, день-дня, сынок-сынка, вобрать-вбирать).
Что необычного вы заметили в склонении этих слов? (гласные то появляются, то исчезают).
Как называются такие гласные? (Беглые)
Сформулируйте тему урока? Запишите в ваших листах для лабораторной работы.
3) Подготовка вопросов.
Как вы думаете, какие вопросы можно решить, изучая тему "Беглые гласные"? Каждая группа должна посоветоваться в течение минуты и записать вопрос на доске.
4) Обобщение вопросов, предложенных учащимися.
Вопросы:
1. Почему "убежали" гласные?
2. Какие гласные могут "убегать"?
3. В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?
4. С каким орфографическим правилом связана беглость гласных?
5) Задание по группам.
Вы помните, что мы проводим лингвистическое исследование, и каждая группа, изучая тему "Беглые гласные", выполняет часть общего задания. Каждой группе предлагается своя лингвистическая задача. Вам необходимо распределить, кто за что отвечает: секретарь. докладчик, генератор идей, диктор. Ответы запишите в своих листах наблюдений.
6) Выступление групп.
Сейчас предлагаю каждой группе вывести свои ответы на доску, а остальные дополнят свои записи в листах наблюдений. Начинать ответ нужно с фразы, которая ставит перед вами вопрос.
Мы с вами нашли ответы на все вопросы, поставленные в начале рока, а теперь представим результаты нашего исследования в виде устного текста научного стиля.
Кто желает обобщить то, что мы узнали, воспользовавшись материалом на доске.
Устный ответ в научном стиле.
Беглость гласных связана с процессом особых изменений в языке, который называется падением редуцированных. Беглыми могут быть О и Е. Наблюдается беглость гласных в разных частях слова: В суффиксе, корне, приставке.
7. Закрепление: выполнение упражнения учебника.
8. Домашнее задание.
Упражнение №
или
написать статью в научном стиле "Куда "сбежали" О и Е?" для научного журнала
8. Рефлексия.
Скажите, что удивило вас сегодня на уроке? Почему у нас получилась лабораторная работа?