Цель: Викторина по сказкам.
Образовательные задачи: Закрепление и систематизация знаний детей старшего дошкольного возраста о литературных произведениях; формирование звуковой выразительности речи у детей.
Развивающие задачи: Развитие речи и фонематического восприятия у детей; обогащение словаря.
Воспитывающие задачи: Повышение интереса к сказкам.
Методические рекомендации: Данную викторину рекомендуется проводить с детьми 6-7 лет; после ознакомления детей с устным народным творчеством (сказками); так же викторину можно провести и совместно с родителями детей, для приобщения их к совместному домашнему чтению сказок.
Ход занятия.
Сказочница: Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, гости дорогие! Я сказочница Василиса. А что это у меня в руках? Правильно, книга. Да не простая, а со сказками.
Человек с древних времён учился у природы. Но были такие явления, которые древние люди не могли объяснить. Они боялись грозы. Боялись темноты. И всё это люди объясняли проявлением сверхъестественных сил. И появились такие герои, как Илья Муромец, Никита Добрынич, Алёша Попович. Человек наделял силой птиц и рыб. Так появилась сказочная жар-птица. Появилась щука, которая помогла Емеле.
Так появились сказки. Эти сказки передавались от одного человека к другому, из уст в уста. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает добро, а зло всегда наказывается. Особенно сказки любят дети. А вы любите сказки? Много сказок вы знаете? Сейчас мы с вами проведём викторину по сказкам и проверим, кто из вас лучший знаток сказок. За каждый правильный ответ, вы получаете жетон. Кто наберёт больше всех жетонов, тот и самый лучший знаток сказок. Ну, что, вы готовы? Тогда начинаем викторину.
- «Сказочные загадки».
Я буду вам загадывать сказочные загадки, а вы будете называть сказку.
- Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.
Он сам, того не ведая, несёт её домой.
Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь
Названье этой сказки, чтоб вовремя успеть (Маша и медведь).
- Девочка хорошая по лесу идёт,
Но не знает девочка, что опасность ждёт.
За кустами светится пара злющих глаз,
Кто-то страшный встретится на её пути.
Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?
Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?
На загадку можете отвечать теперь? (Красная Шапочка)
- В этой сказке – именины. Много было там гостей.
А на этих именинах появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил.
Но коварному злодею кто-то голову срубил (Муха-Цокотуха).
- Столяр Джузеппе-Сизый Нос полено как-то в дом принёс.
Он начал что-то мастерить, полено стало говорить.
Кто в том полене говорил? Кого Джузеппе мастерил? (Буратино)
- Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь (Золушка).
Сказочница: Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А сможете ли вы узнать сказку по иллюстрации?
- «Знатоки сказок».
- Я на мольберт (доску) размещаю иллюстрацию к сказке («Гуси-лебеди»). А вы должны ответить на мои вопросы:
- Как называется эта сказка?
- Кто её написал?
- Почему Гуси-лебеди унесли братца?
- Почему Алёнушке помогли печка, яблонька и речка?
- Чтобы сделали бы вы, если оказались в такой ситуации?
- Чтобы рассмотреть следующую мою иллюстрацию к сказке, вам необходимо ответить на мой вопрос и выбрать из трёх ответов нужную иллюстрацию на обороте.
*Как Емеля рассмешил Царевну Несмеяну?
-Строил ей глупые рожицы;
-Защекотал до полусмерти;
-Въехал во дворец на печке.
Вывешивается следующая иллюстрация («По щучьему велению»), и задаются
вопросы:
- Как называется эта сказка?
- Назовите автора сказки?
- Что бы вы попросили у щуки, если бы вы её поймали?
- Следующую иллюстрацию к сказке («Курочка Ряба») нужно составить из частей и решить на каждой части пример. После этого ответить на мои вопросы:
- Когда вы первый раз услышали эту сказку?
- Кто вам её рассказал?
- Скажите, какое яичко лучше – простое или золотое? Почему?
2+2= 4+5= 3+6= 8-4= 6-3= 10-5=
- «Узнай сказку по героям».
Сказочница: Молодцы! А теперь самое сложное задание. Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.
- Царь, три сына, стрела, болото (Царевна-лягушка).
- Отец, мачеха, три дочери, туфелька, фея (Золушка).
- Очень маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка (Дюймовочка).
- Злая мачеха, дочь, падчерица, дед Мороз (Морозко).
- «Песенка героя сказки».
Сказочница: Молодцы! И с этим заданием вы справились. А сейчас я вам предлагаю послушать песни сказочных героев. Определить героя и назвать, из какой он сказки. Песенка «Буратино» и «Красной Шапочки».
- «Весёлые вопросы».
Сказочница: Ну, а теперь самый важный этап викторины. За этот этап вы можете набрать большое количество баллов. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них быстро отвечать. Кто быстрее даёт ответ, зарабатывает балл.
1. Девушка с рыбьим хвостом? (Русалочка).
2. В какой сказке волк испугался зайца? («Заяц–хваста»).
3. Мальчик-луковка? (Чиполино).
4. Героиня, какой сказки в награду получила кусок льда? («Морозко»).
5. Девочка с голубыми волосами? (Мальвина).
6. Как называется сказка, в которой есть дом, где поселилось много зверей? («Теремок»).
7. Герой джунглей? (Маугли).
8. Где хранилась Кощеева смерть в сказке «Царевна-лягушка»? (На конце иглы).
9. Какая птица спасла Дюймовочку? (Ласточка).
10. В какой сказке главная героиня превратилась в облачко? («Снегурочка»).
11. Деревянный мальчик? (Буратино).
- «Мой любимый герой сказки».
У каждого из вас есть самая любимая сказка. Правда? Перед вами листочки бумаги и разные материалы. Нарисуйте мне своего любимого сказочного героя из вашей сказки. А потом все вместе попробуем их отгадать. После выполнения задания проводится дидактическая игра «Кто, и от куда?»
Сказочницы: Молодцы, ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки.
В мире много сказок – грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может всё случится,
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к вам стучится,
Скажем сказке: «Приходи!»
И самому лучшему знатоку сказок я вручаю новую большую книгу сказок. С которой, ты сможешь познакомиться сам или вместе с родителями. Остальным участникам вручаются памятные призы за участие в викторине. Ну а сейчас, до свидания, ребята! До новых встреч!
Конкурс 1 «Узнай сказку по началу».
- «Давно- давно жил на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на наряды все свои деньги…»( Новый наряд короля)
- « Жил однажды принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жёны принцессу, да не какую-нибудь, а самую настоящую» (Принцесса на горошине)
- «Жила одна женщина, и не было у неё детей. А ей очень хотелось маленького ребёночка. Вот пошла она к старой колдунье» (Дюймовочка)
- «Далеко-далеко в той стране, куда улетают на зиму ласточки, жил король. У него было 11 сыновей и 1 дочь.»(Дикие лебеди)
- «В Китае, как ты, верно, знаешь, и сам император китаец, и все кругом китайцы. Давным-давно это было, потому-то и стоит рассказать эту историю, пока она ещё не забылась совсем. »(Соловей)
- «Хорошо было за городом. Стояло лето. На полях золотилось рожь, овёс зеленел, сено было смётано в стога; по зелёному лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски- этому языку он выучился у своей матери.»(Гадкий утёнок.)
Замечательно! Мы выяснили, что вы прекрасно знаете сказки Андерсена.
Конкурс 2. Ромашка- викторина.
На лепестках написаны задания.
- « Весь дом сбежался посмотреть на замечательного путешественника. Его поставили на стол. Каких только чудес не бывает на свете…» (Стойкий оловянный солдатик).
- «А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он вспомнил то время. Когда все смеялись над ним и гнали его ». (Гадкий утенок)
- « Каждый день обманшики требовали от своей работы тончайшего шелку и чистого золота»( Наряд короля.)
- « Я всю ночь не смогла сомкнуть глаз. Бог знает. Что за постель у меня была» ( Принцесса на горошине)
- « Она встала с постельки, сплела из сухих былинок большой ковер, пошла в подземный ход и прикрыла ковром мертвую птичку». ( Дюймовочка)
- « Всю ночь плела последнюю рубашку. Мыши, бегавшие по подземелью, сжалились над ней и, чтобы хоть немножко помочь ей, стали собирать и приносить к ее ногам разбросанные стебли крапивы…» (Дикие лебеди.)
Конкурс 3. Загадки.
- Хоть верь, хоть не верь :пробегал по лесу зверь,
Нес на лбу он не спроста два развернутых куста.( Олень. « Снежная королева»)
- Окраской сероватая, повадкой- вороватая, крикунья- хрипловатая- известная персона. Кто она? ( Ворона. « Снежная королева»).
- Растёт зелёный кустик, дотронешься- укусит.(крапива. «Дикие лебеди»).
- Удивительный ребёнок, только вышел из пелёнок, может плавать и нырять, как его родная мать.(утёнок. «Гадкий утёнок»).
- Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистее, звончей… Кто же это?(соловей. «Соловей»).
- В одежде богатый, да сам слеповатый, живёт без оконца, и не видевши солнца.(крот. «Дюймовочка»).\
Конкурс4 домашнее задание.
Девочки подготовили небольшие сценки по отрывкам из сказок Андерсена.
Выступление команд
Подведение итогов, награждение команд и самых активных участников.