Урок русской речи в 5 «А» классе
Тема: Повторение изученного об имени прилагательном.
Лексическая тема: «Музыка – душа моя.»
Цели: 1. определить функцию прилагательного в речи; 2. развивать монологическую речь учащихся; 3. воспитывать эстетические чувства.
Оборудование: текст, оформленная доска, интерактивная доска, словари.
Тип урока: урок обобщения и ситематизация знаний.
Вид урока: урок-практикум.
Форма урока: традиционная.
Методы и приёмы: частично-поисковый, репродуктивный, творческий; коллективная, работа в паре, индивидуальная форма учебной деятельности, работа с раздаточным материалом.
Ход урока
- Мотивационно-целевой этап:
- Жизнь прекрасна и удивительна! Окружающий нас мир полон красок, эмоций, запахов, состояний. Он, то грустный, то веселый, то красный, то голубой. Он может быть толстым и тонким, кислым и сладким! Он такой разный, но такой прекрасный и любимый!
- Какая часть речи более точно может описать окружающий нас мир?
- Имя прилагательное.
- Какой проблемный вопрос вы бы поставили на сегодняшний урок?
Какова роль прилагательных в речи?
2) Сгруппируйте данные слова по принадлежности к части речи:
музыка, красивый, мелодичный, ритмичный, напев, творчество, песня, песенный, музыкальный, концертный.
А вы сможете определить, как связаны между собой все эти существительные и прилагательные? ( тема: музыка)
Значит мы должны будем ответим ещё на один вопрос:
Зачем нужна музыка?
- Операционно – деятельностный этап
!) Раздать маленькие тексты о музыке. (Приложение)
Итак, прежде чем ответить на наши проблемные вопросы, мы повторим сведения об имени прилагательном.
!) Для этого выпишите из предложенных вам текстов прилагательное и опишите все его признаки, пользуясь опорными схемами. (частично-поисковый метод)
2) Выпишите словосочетания с именем прилагательным из данных текстов.
3) Составьте словарь (выпишите слова и выражения), который пригодится вам для того чтобы описать ту или иную музыку. (репродуктивный метод)
4) (лингвистический эксперимент) Попробуйте карандашом вычеркнуть все прилагательные из текста. Прочитайте, что изменилось? (исследовательский метод)
5) Прослушайте музыкальный отрывок, постарайтесь запомнить чувства, мысли, которые возникнут при слушании.
6) Опишите свои чувства, мысли, используя слова и словосочетания, с которыми вы сегодня работали. (творческий метод)
7) Чтение текстов.
А) У каждого времени года своя музыка.
Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьюшиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливаются овсянки.
Б) На зеленой, усеянной цветами лужайке стоял замечательный замок со множеством зеркальных окон и золотых башен. Заиграла музыка, двери и окна распахнулись, и все увидели, что в залах прохаживаются крошечные, но очень изящно сделанные кавалеры и дамы в шляпах с перьями и в платьях с длинными шлейфами. В центральном зале, который весь так и сиял, под музыку плясали дети в коротких колокольчиках.
В) Вначале часы звучат звонко, радостно. Затем появляются хриплые, скрипучие звуки, мелодия становятся неровной, прерывистой. Часы словно жалуются, их пение прерывается стоном, просьбой о помощи, всхлипами. Композитор использует то резкие, громкие звуки, то хрупкие, еле слышные. Наконец мелодия совершенно меняется: звуки тяжелеет, становятся печальными, тихими. Вот наконец звуки словно тают. Наступает тишина.
Радостная мелодия
Г) В классе звучит музыка. Она очень быстрая? Похоже, кто-то бежит? В ней много движения. Веселая, шутливая, в некоторых местах встревоженная, она похожа на снежный ком, который летит с горы и становится больше и больше. В это время к непоседлевой музыке прибавляются мелкие, прыгучие акценты. Мелодия суетливая, как будто где-то началась большая суматоха; очень похожа на скороговорку. В этой скороговорке чувствуется восторг и волнение. Приближаясь к концу, мелодия ускоряется и кончается неожиданно, на самых высоких нотах.
Лесные музыканты
Д) Стояла ранняя весна. Мы шли в лесу по нашей любимой тропинке. Вдруг послышались тихие и очень приятные звуки. Мы заметили рыжих соек. Они сидели на деревьях, пели и щебетали. Сойки устроили настоящий концерт. Мы стали слушать чудную лесную музыку.
III. Рефлексивно – оценочный этап
В начале урока мы поставили перед собой цель. Вернемся к ним.
- Что нового узнали вы на уроке?
- Что вспомнили об имени прилагательном?
- Зачем мы использовали музыку на уроке?
- Что значит для вас этот урок?
- Что больше всего запомнилось, понравилось?
Выставление оценок.
Лист самооценки.
Коррекция оценок.
Ф. И. ученика
Критерии
Задания
Полнота
Правильное выполнение
1
2
3
IV. Домашнее задание:
Тема «Моя любимая музыка» (на выбор)
- придумать 3 предложения на эту тему;
- придумать и записать небольшой текст из 6 предложений, используя прилагательные;
- мини-сочинение.