Начало урока. 7 мин. | Организационный момент. Деление на 6 групп по 4 человека «Найди своё место» (происходит во время перемены): на столах лежат картинки с изображением звезды, планеты, звездной системы. (Г) Эмоциональный настрой. Приветствие «Здравствуйте!» (К). Актуализация знаний. Стратегия «Прогнозирование» Детям предлагается прослушать текст и ответить на вопросы: Здорово, – тихо прошептал я, не отрывая глаз с железного человека, и протянул ему руку, - кто ты? Гдея? Здравствуйте! Я – МР-262, – безжизненным голосом ответил тот, тоже протягивая свою руку. Чего стоишь, как истукан? Ну и ручище у тебя! Садись и рассказывай, как я здесь оказался! А то я напрочь забыл, что делал и как сюдапопал! Истукан, истукан... Слово с отрицательной эмоцией. У вас низкий уровень эмоционального тонуса? Напрочь, напрочь, ручище, ручище...Слованесовсем понятные. Примерные синонимы – «совсем, вообще», «рука». Пожалуйста, конкретизируйте свою речь. Слушай, дружок, я просто жажду знать, чтопроисходит, - чуть ли не крикнуля. Дружок, дружок... От слова «друг». Вы хотите, чтобы я стал вашим другом? Жажду, жаждать, жаждать... Вы хотите пить? Пожалуйста, конкретизируйте, что выхотите. Вопросы: Что происходит? Попробуйте прогнозировать. Как вы думаете, почему диалог не состоялся? (К) Знакомство с понятием. Стратегия «Третий лишний». - Предлагает познакомиться с информационным блоком: на слайде дано понятие «Эмоционально - окрашенные слова»; определить эмоционально окрашенные слова из предложенной группы слов. «Третий лишний!» (Д): выбрать из предложенных слов в тройке лишнее (все учащиеся), пояснить (большинство), привести по одной паре слов, одно из которых нейтральное, а другое- Э.-О (некоторые). -лодырь, лентяй, бездельник; -напрочь, совсем, окончательно; -хороший (друг), настоящий, отличный; -глаза, глазёнки, глазищи. | Учащиеся, заходя в класс, получают карточки с соответствующей записью, находят свой столик и занимают место за столом. Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) Прогнозируют события: человек попал в будущее, очнувшись, увидел робота, попытался организовать диалог (не поняли друг друга, так как робот не владеет эмоционально-окрашенной лексикой: речь робота без эмоций, речь мальчика- эмоциональная) Знакомятся с информацией на слайде Дифференциация Учащиеся АВС - выделяют «третье лишнее» Учащиеся АВ - поясняют свой выбор Учащиеся А - приводят примеры | ФО: наблюдения и похвала учителя | Приложение 1. Картинки: «Планета», «Звезда», «Звёздная система» |
Середина урока. 30 мин. | (Г-П) Работа с текстом. «Раздели эмоции» Мы ждали: что будет… Вдруг из корзины появилось небольшое существо с чёрным носом, любопытным лицом, умными глазами и стоячими ушами. Это был житель планеты Айрин, привезённый на космическом корабле из последней экспедиции. Какой же он был интересный! Эмоционально-окрашенные слова | Общеупотребительные слова | С положительной оценкой | С отрицательной оценкой | -ушк, -еньк, -ик, -очк,-к... | -ищ | Образец: ручка | ручища | рука | ножка | ножища | нога | богатырь | пигмей | человек | (Д)Задание. Найти в тексте общеупотребительные слова, соответствующие предложенным словам с эмоциональной окраской, и записать в соответствующиеячейки, опираясь на образец. Слова для записи:корзинка, корзинища, носик, носище, личико, морда, глазки, глазёнки, глазищи, ушки, локаторы; занятный, отвратительный. - Предлагается зачитать результаты одному ученику из каждой группы. (И-Г) Стратегия «Поисковик» - пиши правильно! Учащимся предлагается текст и задания к нему: Списать в столбик (с помощью словаря или самостоятельно) слова с пропусками, вставив нужную букву, подобрать однокоренные слова и записать рядом. Выписать предложения со скобками, раскрывая их, вспомнить правило. Текст: (Не)первый раз люди соб…раются пол…теть к дальним звёз(?)ым мирам. (Не) раз, и даже (не) пять раз, а много д…сятков и даже сотен лет они строят к…рабли для путешествий другие миры. В сказках даже пишут про «лес(?)ницы в небо». Возможно, что сказки и мечты станут былью, и тогда люди станут жить не только на Земле, но и на других планетах солнечной системы. | (Г) Учащиеся читают текст, определяют тему и его основную мысль, подбирают заголовок. Всем классом обсуждают и выбирают наилучший вариант, делают записи в тетрадь. (Д) – (И) Учащиеся (В,С) самостоятельно строят монологическое высказывание и доказывают, что прочитанное является текстом. Учащиеся при помощи словаря доказывают, что данные слова являются синонимами, при этом должны отметить различия в значениях данных слов. Затем подбирают антонимы к данной группе слов (например, пассивный, ленивый, бесцельный). Определяют их роль в тексте. ФО: (Г) Учащиеся составляют вопросы, в группе обсуждают их и выбирают наиболее удачные. (И) Учащиеся выписывают выделенное слово, находят корень слов и с помощью справочного материала объясняют правописание чередующихся гласных в корне слов. Краткое правило записывают в тетради. На основе прочитанного учащиеся создают свой вариант текста, используя предложенные слова. | ФО: «От кулака до пяти пальцев» ФО: «Комплимент» ФО:«5П» - Полно? Правильно? Последовательно? Понятно?Примеры? (использование данных слов) | Приложение 2. Текст «Раздели эмоции» (для каждой пары) Презентация – слайд 4.- таблица по Э.-О. словам в слайде, слова для записи выведены на слайд- Приложение 3. Слова для записи Оценочные слова для группы А. Приложение 4. Листы взаимооценивания 1. + таблица ответов Приложение 5 Листы с заданиями. Приложение 6. Лист самооценивания, листы с ответами для самопроверки. |
Конец урока. 3 мин. | (К - Г). Просмотр видеоролика «Жизнь в космосе» Задание.Составить текст озвучивания, используя слова с эмоциональной окраской: перваягруппасоздаеттекстположительного содержания, то есть озвучивание в позитивном ключе. А вторая группа создает текст негативного содержания. Затем включается ролик и спикер первой группы озвучивает его, после него спикер второйгруппытакжеозвучиваетвключенныйвидеоролик. Какойтекстозвучиваниявампонравился,акакой нет? Охарактеризуйте речь озвучивания с позиции «правильно/неправильно» (использование эмоционально-окрашенных слов). Домашнее задание: | Учащиеся просматривают ролик, озвучивают его. Записывают домашнее задание | ФО: «Жесты рукой». Комментарии. Выберите лучший текст и аргументируйте свой выбор. | Видеоролик «Жизнь в космосе» (1:40) Можно использовать видеоролик по этой ссылке https://www.youtube.com/watch?v=cwaLRwEL4G4. |