| Начало урока. 7 мин.
 
 |    Организационный момент.  Деление на 6 групп по 4 человека «Найди своё место» (происходит во время перемены): на столах лежат картинки с изображением  звезды, планеты, звездной системы.    (Г) Эмоциональный настрой. Приветствие «Здравствуйте!» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    (К). Актуализация знаний. Стратегия «Прогнозирование»  Детям предлагается прослушать текст и ответить на вопросы:    Здорово, – тихо прошептал я, не отрывая глаз с железного человека, и протянул ему руку, - кто ты? Гдея?  Здравствуйте! Я – МР-262, – безжизненным голосом ответил тот, тоже протягивая свою руку.  Чего стоишь, как истукан? Ну и ручище у тебя! Садись и рассказывай, как я здесь оказался! А то я напрочь забыл, что делал и как сюдапопал!  Истукан, истукан... Слово с отрицательной эмоцией. У вас низкий уровень эмоционального тонуса? Напрочь, напрочь, ручище, ручище...Слованесовсем понятные. Примерные синонимы – «совсем, вообще», «рука». Пожалуйста, конкретизируйте свою речь.  Слушай, дружок, я просто жажду знать, чтопроисходит, - чуть ли не крикнуля.  Дружок, дружок... От слова «друг». Вы хотите, чтобы я стал вашим другом? Жажду, жаждать, жаждать... Вы хотите пить? Пожалуйста, конкретизируйте, что выхотите.  Вопросы:    Что происходит? Попробуйте прогнозировать.  Как вы думаете, почему диалог не состоялся?  
 
    (К) Знакомство с понятием. Стратегия «Третий лишний».  - Предлагает познакомиться с информационным блоком: на слайде дано понятие «Эмоционально - окрашенные слова»; определить эмоционально окрашенные слова из предложенной группы слов.  «Третий лишний!»  (Д): выбрать из предложенных слов в тройке лишнее (все учащиеся), пояснить (большинство), привести по одной паре слов, одно из которых нейтральное, а другое- Э.-О (некоторые).  -лодырь, лентяй, бездельник;    -напрочь, совсем, окончательно;  -хороший (друг), настоящий, отличный; -глаза, глазёнки, глазищи. |  Учащиеся, заходя в класс, получают карточки с соответствующей записью, находят свой столик и занимают место за столом.    
 
  Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) 
  
 
  
 
  Прогнозируют события: человек попал в будущее, очнувшись, увидел робота, попытался организовать диалог (не поняли друг друга, так как робот не владеет эмоционально-окрашенной лексикой: речь робота без эмоций, речь мальчика- эмоциональная)  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Знакомятся с информацией на слайде    
 
  
 
  
 
  Дифференциация  Учащиеся АВС - выделяют «третье лишнее»    Учащиеся АВ - поясняют свой выбор Учащиеся А - приводят примеры  
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ФО: наблюдения и похвала учителя | 
  Приложение 1.  Картинки: «Планета», «Звезда», «Звёздная система»  
 
 
 
 
 
 
 
 | 
  | Середина урока. 30 мин. 
 
 |   (Г-П) Работа с текстом. «Раздели эмоции» Мы ждали: что будет… Вдруг из корзины появилось небольшое существо с чёрным носом, любопытным лицом, умными глазами и стоячими ушами. Это был житель планеты Айрин, привезённый на космическом корабле из последней экспедиции. Какой же он был интересный! 
      |  Эмоционально-окрашенные слова |  
  Общеупотребительные слова |   |  С положительной оценкой |  С отрицательной оценкой |   |  -ушк, -еньк, -ик, -очк,-к... |  -ищ |   |  Образец:  ручка |  
  ручища |  
  рука |   |  ножка |  ножища |  нога |   |  богатырь |  пигмей |  человек |   
 
  (Д)Задание.  Найти в тексте общеупотребительные слова, соответствующие предложенным словам с эмоциональной окраской, и записать в соответствующиеячейки, опираясь на образец.  
 
  Слова для записи:корзинка, корзинища, носик, носище, личико, морда, глазки, глазёнки, глазищи, ушки, локаторы; занятный, отвратительный.  - Предлагается зачитать результаты одному ученику из каждой группы.  
 
  
 
  
 
    (И-Г) Стратегия «Поисковик» - пиши правильно!  Учащимся предлагается текст и задания к нему:      Списать в столбик (с помощью словаря или самостоятельно) слова с пропусками, вставив нужную букву, подобрать однокоренные слова и записать рядом.  Выписать предложения со скобками, раскрывая их, вспомнить правило.  Текст:    (Не)первый раз люди соб…раются пол…теть к дальним звёз(?)ым мирам. (Не) раз, и даже (не) пять раз, а много д…сятков и даже сотен лет они строят к…рабли для путешествий другие миры. В сказках даже пишут про «лес(?)ницы в небо». Возможно, что сказки и мечты станут былью, и тогда люди станут жить не только на Земле, но и на других планетах солнечной системы.  
 |  (Г) Учащиеся читают текст, определяют тему и его основную мысль, подбирают заголовок. Всем классом обсуждают и выбирают наилучший вариант, делают записи в тетрадь.  
  (Д) – (И)  Учащиеся (В,С) самостоятельно строят монологическое высказывание и доказывают, что прочитанное является текстом.  Учащиеся при помощи словаря доказывают, что данные слова являются синонимами, при этом должны отметить различия в значениях данных слов. Затем подбирают антонимы к данной группе слов (например, пассивный, ленивый, бесцельный). Определяют их роль в тексте.    ФО:    (Г) Учащиеся составляют вопросы, в группе обсуждают их и выбирают наиболее удачные.        
 
  ![]() (И) Учащиеся выписывают выделенное слово, находят корень слов и с помощью справочного материала объясняют правописание чередующихся гласных в корне слов. Краткое правило записывают в тетради. 
  На основе прочитанного учащиеся создают свой вариант текста, используя предложенные слова.  
 |  ФО: «От кулака до пяти пальцев»  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  ФО: «Комплимент»  
 
 
 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  ФО:«5П» - Полно? Правильно? Последовательно? Понятно?Примеры? (использование данных слов) |   Приложение 2.    Текст «Раздели эмоции» (для каждой пары)  Презентация – слайд 4.- таблица по Э.-О. словам в слайде, слова для записи выведены на слайд-    
 
  
 
  Приложение 3.    Слова для записи  Оценочные слова для группы А.  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Приложение 4. Листы взаимооценивания 1.  + таблица ответов    
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Приложение 5    Листы с заданиями.  
 
  Приложение 6.  Лист самооценивания, листы с ответами для самопроверки.  
 | 
  |  Конец урока.  3 мин.  
 |    (К - Г). Просмотр видеоролика «Жизнь в космосе»    Задание.Составить текст озвучивания, используя слова с эмоциональной окраской: перваягруппасоздаеттекстположительного содержания, то есть озвучивание в позитивном ключе. А вторая группа создает текст негативного содержания.    Затем включается ролик и спикер первой группы озвучивает его, после него спикер второйгруппытакжеозвучиваетвключенныйвидеоролик.    Какойтекстозвучиваниявампонравился,акакой нет?  Охарактеризуйте речь озвучивания с позиции «правильно/неправильно» (использование эмоционально-окрашенных слов).  
  Домашнее задание: |  Учащиеся просматривают ролик, озвучивают его.  
  
  
  
  
  
  
  
  Записывают домашнее задание |  ФО: «Жесты рукой». Комментарии.  Выберите лучший текст и аргументируйте свой выбор.  
  
 |  Видеоролик «Жизнь в космосе» (1:40)  Можно использовать видеоролик по этой ссылке https://www.youtube.com/watch?v=cwaLRwEL4G4.  
 |