kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краткосрочный план А.Платонов "Песчаная учительница "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочное планирование урока

День 

 Класс  11  с казахским языком обучения

3 четверть

Название занятия:

 Тема: Сложная судьба и взаимоотношения двух народов – кочевников и русских переселенцев в рассказе А.Платонова.

Общая цель:

 Научить понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос произведения.

Ожидаемый результат:

-умеют понимать и формулировать тему, идею произведения.

-умеют характеризовать его героев, приобщаться к духовно-нравственным ценностям  русской литературы и культуры, уметь сопоставлять с духовно-нравственными ценностями других народов;

-умеют понимать проблему, поднятую в произведении; подбирать аргументы для подтверждения собственной точки зрения, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

-умеют  уважать  труд учителя

Тип урока:

Изучение  нового материала.

Задания:

 Работа в группах:

1 группа: Дать понятие сюжета, развитие действий и прототипа.  Подготовьте характеристику главной героине.

2 группа : Составьте опорную схему по рассказу. В чем заключается сложная судьба и взаимоотношения двух народов.

3 группа: В чем заключается поступок главной героини? В чем смысл служения людям?

4 группа: Найти информацию о прототипе героини, если такая есть.  Сделайте вывод по произведению. Чему оно учить?  

Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:

 Презентация, карточки, оценочные листы, словари, интернет.

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Вводная часть

( 10 мин)

Эмоциональный  настрой.    

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

Деление на группы по карточкам.

Домашняя работа  Составить хронологическую таблицу по А.Платонову.

Мозговой штурм

Как вы понимаете высказывание А.Платонова.

Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть, а на сердце и разум придет, а от разума и трудное легким станет.

Из сборника сказок А.Платонов

Учащиеся встают в круг и по очереди желают удачи на уроке и т д.

Проверят  хронологическую таблицу по датам.

Ответы учащихся.

Презентация

(10

минут)

Сообщение цели урока учащимися.

Научить понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос произведения

Ожидаемый результат. -

умеют понимать и формулировать тему, идею.

-уметь характеризовать его героев, приобщаться к духовно-нравственным ценностям  русской литературы и культуры, уметь сопоставлять с духовно-нравственными ценностями других народов;

-уметь понимать проблему, поднятую в произведении, подбирать аргументы для подтверждения собственной точки зрения, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-умеют  воспитывать в себе  уважительное отношение к русской литературе.

- Повторим правила работы в группе.

1 группа: Дать понятие сюжета, развитие действий и прототипа.  Подготовьте характеристику главной героине.

2 группа : Составьте опорную схему по рассказу. В чем заключается сложная судьба и взаимоотношения двух народов.

3 группа: В чем заключается поступок главной героини? В чем смысл служения людям?

4 группа: Найти информацию о прототипе героини, если такая есть.  Сделайте вывод по произведению. Чему оно учить?  

 Выполняют задания в группе. Обсуждают, анализируют текст, приводят доказательства.  Во время работы пользуются  интернетом.

Основная часть

20 мин)

1 группа: Дать понятие сюжета, развитие действий и прототипа.  Подготовьте характеристику главной героине.

2 группа : Составьте опорную схему по рассказу. В чем заключается сложная судьба и взаимоотношения двух народов.

3 группа: В чем заключается поступок главной героини? В чем смысл служения людям?

4 группа: Найти информацию о прототипе героини, если такая есть.  Сделайте вывод по произведению. Чему оно учить?

Физминутка

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где доска.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Рефлексия

А каков учитель ХХІ века? Изменился ли нравственный облик учителя? Что остается неизменным в учителе любой эпохи?  Каким, по-вашему, должен быть настоящий учитель? Какие черты в учителе нежелательны?

Сюжет - система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность. Ход событий, составляющий содержание художественного произведения; динамический аспект художественного произведения.

Развитие действия – это  структурный элемент сюжета:

 система событий, вытекающих из завязки. По ходу Р. д. конфликтобостряется, а противоречия между действующими лицами углубляются и обостряются.

Прототип – реальный человек, послуживший автору.

Характеристики главной героини.

Опорная схема:

  1. Назначение в Хошутово.
  2. Дети не ходят в школу.
  3. Посадки шелюги уничтожены кочевниками.
  4. Учить кочевников культуре песков.

-Она отдала свои молодые годы и всю свою жизнь служению людям, добровольно отказавшись от личного счастья.

-Если человек отдает себя служению людям, его жизнь имеет смысл.

-Такие люди, как Мария, нужны. Героиня достигает результатов, но какой ценой! «Постараюсь приехать к вам старушкой…  приеду не  по песку, а по лесной дороге». В этих словах героини выражается ее оптимизм.

              В 1922 г. Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой, которая стала прототипом заглавной героини рассказа «Песчаная учительница».

-Содержание рассказа Платонова напоминает роман Кобо Абэ «Женщина в песках». Это та же история о борьбе женщины с песчаной пустыней, но в отличие от японки, которая приспосабливается к жизни в песках, Мария Никифоровна пытается всеми силами одержать победу над пустыней.

-Молодая учительница принадлежала к поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации безграмотности.

Подведение итогов

(5 мин)

Словесная оценка групп.

Домашнее задание

Напишите эссе  на тему “Роль учителя на селе”.

Возвращаемся к целям и ожидаемому результату

Спасибо за урок. Вы все хорошо работали. 

-дают оценку группам

Обсуждают, что получилось на уроке, чего  достигли и что умеют делать.




 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный план А.Платонов "Песчаная учительница "»

Краткосрочное планирование урока

День

Класс 11 с казахским языком обучения

3 четверть

Название занятия:

Тема: Сложная судьба и взаимоотношения двух народов – кочевников и русских переселенцев в рассказе А.Платонова.

Общая цель:

Научить понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос произведения.

Ожидаемый результат:


-умеют понимать и формулировать тему, идею произведения.

-умеют характеризовать его героев, приобщаться к духовно-нравственным ценностям  русской литературы и культуры, уметь сопоставлять с духовно-нравственными ценностями других народов;

-умеют понимать проблему, поднятую в произведении; подбирать аргументы для подтверждения собственной точки зрения, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

-умеют  уважать труд учителя

Тип урока:

Изучение нового материала.

Задания:



 Работа в группах:

1 группа: Дать понятие сюжета, развитие действий и прототипа. Подготовьте характеристику главной героине.

2 группа : Составьте опорную схему по рассказу. В чем заключается сложная судьба и взаимоотношения двух народов.

3 группа: В чем заключается поступок главной героини? В чем смысл служения людям?

4 группа: Найти информацию о прототипе героини, если такая есть. Сделайте вывод по произведению. Чему оно учить?

Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:

Презентация, карточки, оценочные листы, словари, интернет.

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Вводная часть

( 10 мин)


Эмоциональный настрой .

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

Деление на группы по карточкам.

Домашняя работа Составить хронологическую таблицу по А.Платонову.

Мозговой штурм

Как вы понимаете высказывание А.Платонова.

Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть, а на сердце и разум придет, а от разума и трудное легким станет.

Из сборника сказок А.Платонов

Учащиеся встают в круг и по очереди желают удачи на уроке и т д.






Проверят хронологическую таблицу по датам.


Ответы учащихся.


Презентация

(10

минут)


Сообщение цели урока учащимися.

Научить понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос произведения

Ожидаемый результат. -

умеют понимать и формулировать тему, идею.

-уметь характеризовать его героев, приобщаться к духовно-нравственным ценностям  русской литературы и культуры, уметь сопоставлять с духовно-нравственными ценностями других народов;

-уметь понимать проблему, поднятую в произведении, подбирать аргументы для подтверждения собственной точки зрения, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-умеют воспитывать в себе  уважительное отношение к русской литературе.

- Повторим правила работы в группе.

1 группа: Дать понятие сюжета, развитие действий и прототипа. Подготовьте характеристику главной героине.

2 группа : Составьте опорную схему по рассказу. В чем заключается сложная судьба и взаимоотношения двух народов.

3 группа: В чем заключается поступок главной героини? В чем смысл служения людям?

4 группа: Найти информацию о прототипе героини, если такая есть. Сделайте вывод по произведению. Чему оно учить?




















Выполняют задания в группе. Обсуждают, анализируют текст, приводят доказательства. Во время работы пользуются интернетом.

Основная часть

20 мин)


1 группа: Дать понятие сюжета, развитие действий и прототипа. Подготовьте характеристику главной героине.










2 группа : Составьте опорную схему по рассказу. В чем заключается сложная судьба и взаимоотношения двух народов.




3 группа: В чем заключается поступок главной героини? В чем смысл служения людям?









4 группа: Найти информацию о прототипе героини, если такая есть. Сделайте вывод по произведению. Чему оно учить?

Физминутка

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где доска.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Рефлексия

А каков учитель ХХІ века? Изменился ли нравственный облик учителя? Что остается неизменным в учителе любой эпохи? Каким, по-вашему, должен быть настоящий учитель? Какие черты в учителе нежелательны?

Сюжет - система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность. Ход событий, составляющий содержание художественного произведения; динамический аспект художественного произведения.

Развитие действия – это  структурный элемент сюжета:

 система событий, вытекающих из завязки. По ходу Р. д. конфликтобостряется, а противоречия между действующими лицами углубляются и обостряются.

Прототип – реальный человек, послуживший автору.

Характеристики главной героини.

Опорная схема:

  1. Назначение в Хошутово.

  2. Дети не ходят в школу.

  3. Посадки шелюги уничтожены кочевниками.

  4. Учить кочевников культуре песков.


-Она отдала свои молодые годы и всю свою жизнь служению людям, добровольно отказавшись от личного счастья.

-Если человек отдает себя служению людям, его жизнь имеет смысл.

-Такие люди, как Мария, нужны. Героиня достигает результатов, но какой ценой! «Постараюсь приехать к вам старушкой… приеду не по песку, а по лесной дороге». В этих словах героини выражается ее оптимизм.


В 1922 г. Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой, которая стала прототипом заглавной героини рассказа «Песчаная учительница».

-Содержание рассказа Платонова напоминает роман Кобо Абэ «Женщина в песках». Это та же история о борьбе женщины с песчаной пустыней, но в отличие от японки, которая приспосабливается к жизни в песках, Мария Никифоровна пытается всеми силами одержать победу над пустыней.

-Молодая учительница принадлежала к поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации безграмотности.


Подведение итогов

(5 мин)


Словесная оценка групп.

Домашнее задание

Напишите эссе на тему “Роль учителя на селе”.

Возвращаемся к целям и ожидаемому результату

Спасибо за урок. Вы все хорошо работали. 

-дают оценку группам




Обсуждают , что получилось на уроке, чего достигли и что умеют делать.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Краткосрочный план А.Платонов "Песчаная учительница "

Автор: Онайбекова Гульмира Рысбаевна

Дата: 28.09.2016

Номер свидетельства: 346489


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства