Краткосрочное планирование урока
День
Класс 11 с казахским языком обучения
3 четверть
Название занятия:
Тема: Сложная судьба и взаимоотношения двух народов – кочевников и русских переселенцев в рассказе А.Платонова.
Общая цель:
Научить понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос произведения.
Ожидаемый результат:
-умеют понимать и формулировать тему, идею произведения.
-умеют характеризовать его героев, приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, уметь сопоставлять с духовно-нравственными ценностями других народов;
-умеют понимать проблему, поднятую в произведении; подбирать аргументы для подтверждения собственной точки зрения, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
-умеют уважать труд учителя
Тип урока:
Изучение нового материала.
Задания:
Работа в группах:
1 группа: Дать понятие сюжета, развитие действий и прототипа. Подготовьте характеристику главной героине.
2 группа : Составьте опорную схему по рассказу. В чем заключается сложная судьба и взаимоотношения двух народов.
3 группа: В чем заключается поступок главной героини? В чем смысл служения людям?
4 группа: Найти информацию о прототипе героини, если такая есть. Сделайте вывод по произведению. Чему оно учить?
Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:
Презентация, карточки, оценочные листы, словари, интернет.
Ход урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Вводная часть
( 10 мин)
Эмоциональный настрой.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
Деление на группы по карточкам.
Домашняя работа Составить хронологическую таблицу по А.Платонову.
Мозговой штурм
Как вы понимаете высказывание А.Платонова.
Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть, а на сердце и разум придет, а от разума и трудное легким станет.
Из сборника сказок А.Платонов
Учащиеся встают в круг и по очереди желают удачи на уроке и т д.
Проверят хронологическую таблицу по датам.
Ответы учащихся.
Презентация
(10
минут)
Сообщение цели урока учащимися.
Научить понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос произведения
Ожидаемый результат. -
умеют понимать и формулировать тему, идею.
-уметь характеризовать его героев, приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, уметь сопоставлять с духовно-нравственными ценностями других народов;
-уметь понимать проблему, поднятую в произведении, подбирать аргументы для подтверждения собственной точки зрения, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
-умеют воспитывать в себе уважительное отношение к русской литературе.
- Повторим правила работы в группе.
1 группа: Дать понятие сюжета, развитие действий и прототипа. Подготовьте характеристику главной героине.
2 группа : Составьте опорную схему по рассказу. В чем заключается сложная судьба и взаимоотношения двух народов.
3 группа: В чем заключается поступок главной героини? В чем смысл служения людям?
4 группа: Найти информацию о прототипе героини, если такая есть. Сделайте вывод по произведению. Чему оно учить?
Выполняют задания в группе. Обсуждают, анализируют текст, приводят доказательства. Во время работы пользуются интернетом.
Основная часть
20 мин)
1 группа: Дать понятие сюжета, развитие действий и прототипа. Подготовьте характеристику главной героине.
2 группа : Составьте опорную схему по рассказу. В чем заключается сложная судьба и взаимоотношения двух народов.
3 группа: В чем заключается поступок главной героини? В чем смысл служения людям?
4 группа: Найти информацию о прототипе героини, если такая есть. Сделайте вывод по произведению. Чему оно учить?
Физминутка
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где доска.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Рефлексия
А каков учитель ХХІ века? Изменился ли нравственный облик учителя? Что остается неизменным в учителе любой эпохи? Каким, по-вашему, должен быть настоящий учитель? Какие черты в учителе нежелательны?
Сюжет - система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность. Ход событий, составляющий содержание художественного произведения; динамический аспект художественного произведения.
Развитие действия – это структурный элемент сюжета:
система событий, вытекающих из завязки. По ходу Р. д. конфликтобостряется, а противоречия между действующими лицами углубляются и обостряются.
Прототип – реальный человек, послуживший автору.
Характеристики главной героини.
Опорная схема:
- Назначение в Хошутово.
- Дети не ходят в школу.
- Посадки шелюги уничтожены кочевниками.
- Учить кочевников культуре песков.
-Она отдала свои молодые годы и всю свою жизнь служению людям, добровольно отказавшись от личного счастья.
-Если человек отдает себя служению людям, его жизнь имеет смысл.
-Такие люди, как Мария, нужны. Героиня достигает результатов, но какой ценой! «Постараюсь приехать к вам старушкой… приеду не по песку, а по лесной дороге». В этих словах героини выражается ее оптимизм.
В 1922 г. Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой, которая стала прототипом заглавной героини рассказа «Песчаная учительница».
-Содержание рассказа Платонова напоминает роман Кобо Абэ «Женщина в песках». Это та же история о борьбе женщины с песчаной пустыней, но в отличие от японки, которая приспосабливается к жизни в песках, Мария Никифоровна пытается всеми силами одержать победу над пустыней.
-Молодая учительница принадлежала к поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации безграмотности.
Подведение итогов
(5 мин)
Словесная оценка групп.
Домашнее задание
Напишите эссе на тему “Роль учителя на селе”.
Возвращаемся к целям и ожидаемому результату
Спасибо за урок. Вы все хорошо работали.
-дают оценку группам
Обсуждают, что получилось на уроке, чего достигли и что умеют делать.