Предмет: русский язык Урок № 21 | Класс 5 «А» Дата : |
Тема: Изложение «Друзья». Грамматическая тема: Определение суффикса. Умение выделять суффиксы существительных, прилагательных, определять их значение. Дополнительный материал: Е-ё после шипящих в суффиксах имен существительных, и после шипящих. |
Цель урока: Учить письменному пересказу; работать над композиционным строением текста; упражнять в составлении и редактировании текста; тренировать в нахождении орфограмм, в решении орфографических задач и выделении тех задач, которые пока учащиеся не могут решать Задачи: 1. Познакомить жизнью и творчеством Е. Чарушина. 2. Развивать орфографическую зоркость, монологическую и диалогическую речь, память. 3.Воспитывать самостоятельность, любовь к животным, интерес к чтению рассказов о животных. |
Результат обучения: научить письменному пересказу, работать в группах. |
Ключевые понятия: Е. Чарушин, антонимы, синонимы, фразеологизмы |
Ресурсы: стикеры, маркеры, выставка книг Е. Чарушина (учащиеся), сообщения учащихся, портрет Е Чарушина. |
Время | Вид работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
2 мин | Организационный момент. Психологический настрой через приветствие. Мотивационный этап. | Долгожданный дан звонок, Начинаем мы урок. Друг на друга посмотрите, улыбнитесь, И тихонечко садитесь. | |
3 мин. | Работа в группах. Правила работы в группе написаны на слайде, на флипчарте. (Слайд № 1) Распределение ролей для работы в группе: | Мы с вами знаем, как работать в группе. Есть правила работы в группе. Только нужно соблюдать эти правила. Руководитель группы (следит за тем, чтобы высказался каждый, за темой обсуждения, за порядком в группе) Спикер (внимательно слушает каждого и высказывает свое мнение) Оценщик ( оценивает работу каждого участника в своей группе) Дизайнер (художник-оформитель) Таймер (следит за временем работы в группе) | Повторяют правила работы в группе. ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ. 1. Говорить по –очереди, не перебивая друг друга. 2. Когда скажешь свое мнение, предложение, спроси остальных: «Вы согласны?» 3. Если то, что говорят, не совсем понятно, обязательно переспроси. 4. Высказывается обязательно каждый. 5. Уважать мнение каждого. 6. Выполнять задания вовремя. |
5 мин. | Мобилизующий этап Выставка книг а) беседа о Е. Чарушине и его книгах.
(портрет)
Чтение о писателе учащимися
Учитель:
| – Обратите внимание на выставку книг. Кто их автор? − Какие рассказы он написал?
– Ребята, что вы знаете о Евгении Чарушине?
Евгений Иванович Чарушин писал: «Я приучился с детства понимать животное - понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное". − Сегодня мы будем работать с отрывком одного из рассказов Е. Чарушина «Друзья». | − Е. Чарушин. «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли - птичий рай», «Животные жарких стран», "Разные звери", "Никитка и его друзья", "Моя первая зоология", "Про больших и маленьких", "Про Томку", "Медвежата", "Васька", "Про сороку". Сообщение и чтение о Евгении Чарушине на интерактивной доске. Евгений Чарушин - один из самых любимых детьми писателей, выдающийся художник мира животных. Его рассказы и рисунки проникнуты гуманизмом, тонким юмором и искренней любовью к природе. Доброе, человечное искусство Евгения Чарушина вот уже восемьдесят лет радует маленьких читателей и учит их любить удивительный мир зверей и птиц. и др. |
1 мин | Работа над изложением. Радиантый анализ текста (В.В. Лебедев) | 1.В центре листа запишите название текста, поместив его в ассоциирующуюся с ним рамку | |
4 мин | Ознакомление с текстом. Составление плана изложения. Словарная работа | 2. Бегло прочитайте текст. Выделите слова, наиболее обобщенно характеризующие название текста, а также выделите содержание их абзацы. 3. Расположите выделенные слова вокруг рамки, соединив их с ней стрелками. | Примерные ответы учеников: 1. вместе – расти вместе, играют вместе - рядом - спят рядом -друг на друга. 2. выросли - к осени выросли – расти -Лесник посадил лисёнка на цепь, с собакой ходил на охоту и стрелял зайцев, но лиса всё-таки убежала. 3. возвращение - вернуться- бегут рядом и смотрят друг на друга. |
5 мин | Анализ текста | 4. Для каждого слова в выделенных абзацах найдите слова, которые - его поясняют; - в совокупности доказывают его истинность; - является его частными случаями; - описывает контекст, в котором оно определено; - отвечает на вопросы что, где, когда, почему, зачем и т.д. 5. Найденные слова соедините с соответствующим и между собой с учетом взаимосвязей. 6. Если есть взаимосвязи между словами из разных групп, обозначьте их стрелками разного цвета и формы. | Содержание текста: Однажды лесник нашёл в лесу маленького лисёнка. А у него дома уже жил щенок. Тоже ещё совсем маленький. Стали лисёнок и щенок расти вместе. И спят они рядом, и играют вместе. Так прошло лето, а к осени оба выросли. Лесник посадил лисёнка на цепь. А с собакой ходил на охоту и стрелял зайцев. Но лиса всё-таки убежала. Однажды на охоте собака залаяла и побежала по следу. Лесник спрятался и ждёт. Вдруг выбежали из леса лиса и собака. Бегут рядом и смотрят друг на друга. Так лиса вернулась домой. |
7 мин | Орфографическая подготовка. | – Перечитайте первое предложение. Вставим буквы в окошечки. Однажды лес…ник нашёл в лесу мален…кого лисёнка. А у него дома уже ж...л щ…нок. Тоже ещё совсем маленьк... Стали лисёнок и щ…нок расти вместе. И спят… они рядом, и играют вместе. Так прошло лето, а к осени оба выр…сли. Лесник посадил лисёнка на цепь. А с собакой ходил на охоту и стрелял зайцев. Но лиса всё…таки убежала. Однажды на охоте собака зала…ла и поб…жала по следу. Лесник спрятался и ждёт. Вдру… выбежали из леса лиса и собака. Бегут рядом и смотрят… дру… на друга. Так лиса вернулас … д…мой.
- Какое встретилось слово с непроверяемым написанием? |
- Лесник, пишем без т, т.к. лес – корень, ник- суффикс. - Мален…кого пишем ь, звук н мягкий. - Жил, вставляю гласную «и», «жи-ши» пишу с «и». - Маленький, прилагательный, отвечает на вопрос какой? - Спят, смотрят - без ь, глагол 3 лицо. - Выросли, пишем о, написание гласного зависит от следующего за ним звука в корне. В корне раст//рос пишется а перед ст, щ, в остальных случаях – о. - Всё-таки, частицы таки, пишутся через дефис. - Залаяла, после гласных пишем я, слышим йа. - Побежала, домой - проверочные слова-бегать, дом. - Вдруг, друг- на конце слова- парная согласная по глухости-звонкости буква «г», проверочные слова-вдруг – наречие, друга. - Вернулась, сь, ся - частица - Собака, щенок непроверяемые безударные гласные «о», «е» в корне слов. Их надо запомнить. |
2 мин | Повторное чтение текста учителем Беседа по содержанию. | Кого нашёл в лесу лесник? Вместе с кем рос лисёнок? Что случилось осенью? Как лиса вернулась домой? | Ответы учеников выслушиваются и корректируются |
2 мин | Физминутка для глаз. | Включает музыку | Делают зарядку. |
9 мин | Самостоятельная работа учащихся над изложением. | а) письмо изложения (индивидуальная помощь учителя);
б) самопроверка Рекомендация может быть такой: П р о в е р ь! Прочитай как редактор. Поработай корректором | Учащимся необходимо прочитать текст не менее двух раз: с точки зрения содержания, построения предложений и выбора слов (всё ли написано, не пропущены ли мысли, правилен ли порядок предложений, не надо ли сказать лучше); с точки зрения грамотности. |
2 мин | Подведение итогов. Заполнение карточек | Задает вопросы Что мы знали? Что мы узнали сегодня на уроке? | Рефлексия. Учащиеся заполняют таблицу «+ - ?» отвечают на вопрос учителя |
1 мин. | Последующее задание | «Проверьте себя!» на стр. 84 -85 | Записывают в дневники |
Литература | 1. Бетенькова, Н. М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка / Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. – М.: АСТ-Астрель, 2004. 2. Блюз, С. М. Работа над ошибками / С. М. Блюз // Начальная школа. – 2004. – № 8. 3. Соловейчик, М. С. Как работать со словарными словами во втором классе? / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – М., 2004. 4. Русская речь. Сборник диктантов и тестов для изложений. 5 класс. Г.М. Байтасова, А.С. Сиымова. – Алматы «Атамұра» 2010 стр. 81 |
ЧАРУШИН Евгений Иванович (1901-1965)- родился 29 октября 1901 года в Вятке в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из известных архитекторов Урала. Семья Ивана Аполлоновича Чарушина жила очень дружно. В доме собирались музыканты, художники.
В этой книге замечательный художник Евгений Иванович Чарушин не только нарисовал иллюстрации, но и написал текст. Автор приглашает нас в настоящую звериную школу. Здесь утята учатся нырять, птенцы дятла - искать жучков в пеньке, а медвежата - собирать ягоды. И все звери, большие и маленькие, учат юных читателей бережно, по-доброму относиться ко всему живому.
Несколько лет подряд, каждый день и в любую погоду, рано утром, задолго до того, как появятся первые посетители, художник Никита Чарушин приходил в Ленинградский зоопарк - смотреть и рисовать. Потом он объездил зоопарки многих стран, исходил с собакой среднерусские леса и болота, приуральскую и мурманскую тундру, степи, посетил все крупнейшие заповедники. Так появились иллюстрации к книге "Моя первая зоология", написанной отцом Никиты Евгеньевича, знаменитым анималистом и писателем Евгением Чарушиным.
Эта "живая" книга - результат работы двух больших мастеров - стала для маленьких читателей проводником не только в мир природы, но и в мир искусства.
Однажды лесник нашёл в лесу маленького лисёнка. А у него дома уже жил щенок. Тоже ещё совсем маленький. Стали лисёнок и щенок расти вместе. И спят они рядом, и играют вместе.
Так прошло лето, а к осени оба выросли. Лесник посадил лисёнка на цепь. А с собакой ходил на охоту и стрелял зайцев. Но лиса всё-таки убежала.
Однажды на охоте собака залаяла и побежала по следу. Лесник спрятался и ждёт. Вдруг выбежали из леса лиса и собака. Бегут рядом и смотрят друг на друга. Так лиса вернулась домой.
(по Е. Чарушину)
Однажды лес…ник нашёл в лесу мален…кого лисёнка. А у него дома уже ж...л щ…нок. Тоже ещё совсем маленьк... Стали лисёнок и щ…нок расти вместе. И спят… они рядом, и играют вместе.
Так прошло лето, а к осени оба выр…сли. Лесник посадил лисёнка на цепь. А с собакой ходил на охоту и стрелял зайцев. Но лиса всё…таки убежала.
Однажды на охоте собака зала…ла и поб…жала по следу. Лесник спрятался и ждёт. Вдру… выбежали из леса лиса и собака. Бегут рядом и смотрят… дру… на друга. Так лиса вернулас … д…мой. (по Е. Чарушину)
Вопросы для беседы.