КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕРИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ
Предмет: Русский язык
Класс: 5 класс
Дата проведения:
Грамматическая тема урока: Однозначные и многозначные слова. Прямое и лексическое значение слова
Лексическая тема урока: Осень
Цель (обучения): Формирование умений возможности использования слов в прямом и переносном смысле.
Цель (личностного развития): Обеспечить условия для эффективного осмысления нового материала через обсуждение проблемного вопроса и его решение в ходе совместной дискуссии.
Ожидаемые результаты:
А: Ученик обосновывает собственное мнение.
В: отвечает на вопросы высокого порядка, оценивает, рассуждает.
С: обсуждает проблемный вопрос, формулирует пути решения гипотезы, экспериментирует, приводит доказательства.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой на урок.
Учитель предлагает учащимся на перемене заполнить "Сундучок пожеланий":
Я вижу у вас желание узнать новое. Что вы пожелаете друг другу? А что хотите пожелать мне? Вдохните в себя свежесть осеннего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, красоту окружающего мира.
На перемене учащиеся записывают на интерактивной доске слова-пожелания и прячут в сундучок. Вынимаются и прочитываются пожелания, выясняется.
Проверка домашнего задания, применяя приём КМ «Идеальное домашнее задание».
Учитель предлагает учащимся в паре проверить дом. задание. Перед проверкой дом. задания вырабатываются критерии по оцениванию полученной продукции.
Ученики читают устное сообщение на вопросы осенней викторины:
1).Почему желтеют листья?
2). Какие птицы улетают на юг?
3.Эссе «Осенью в парке».
Стадия вызова.
Учитель организует работу для пробуждения интереса, используя прием критического мышления «Мозговой штурм».
Учитель читает стихотворение:
Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят.
- Какие значения у слова золотой в стихотворении?
- Как Вы думаете, какова лексическая и грамматическая темы нашего сегодняшнего урока?
- Обсудите в парах, какова будет цель нашего урока?
Ученики называют свои варианты ответов, в результате самостоятельно выходят на тему
урока и определяют цели урока, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.
Осмысление содержания.
Учитель дает задания для осмысления, применяя прием критического мышления «Проектная деятельность».
Учитель раздает карточки (приложение 1)
Объясните значение слова.
Найдите слово в толковом словаре.
Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа. Составьте предложения, употребив различные значения слова. Какие слова называются многозначными? Докажите правильность своего ответа. Подготовьте отчёт о работе по плану.
Учитель организует работу по составлению алгоритма для работы со словарём, применяя прием критического мышления «Идеал».
Алгоритм:
Шаг 1. Интересно, в чем проблема?
Шаг 2. Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!
Шаг 3. Есть ли какие-либо хорошие решения?
Шаг 4. А теперь сделаем выбор!
Шаг 5. Любопытно, как это осуществить на практике?
Учитель с помощью приема критического мышления «Спиной к спине» организует работу для осмысления.
Картинки: 1. Природа осенью; 2. Природа зимой. Сравните природу осенью и зимой.
Ученики сидят спиной к спине. Один ученик (ученик А) получает визуальный стимул, а второй (ученик В) получает листок бумаги и карандаш. Ученик А описывает картинку ученика В, который должен нарисовать ее как можно точнее, принимая во внимание размер, форму, детали и пояснения. После выделенного времени, ученики сравнивают свои рисунки.
Физминутка
Закрепление
Учитель организует письменную работу, с последующим озвучиванием, применяя прием критического мышления «Чтение со стопами».
Приложение 4
Учитель раздает карточки группам:
Прочитать. О чем текст?
Озаглавьте текст.
Определите основную тему текста.
Объяснить орфограммы.
Найдите слова, употребленные в переносном значении.
Домашнее задание
На выбор:
1.Упр.108, с.47
2.Понаблюдайте за листопадом в саду, в парке и напишите эссе от имени последнего зеленого листа, используя лексические возможности языка.
Рефлексия
Учитель раздает цветные лепестки для высказывания.
Итог урока
Учитель с учащимися обсуждает оценочные листы.
Приложение 1 Работа над проектом
Если вы ещё не уверены в своём умении определять лексическое значение слова, отличать однозначные и многозначные слова, правильно использовать многозначные слова в речи предлагаю принять участие в проекте.
Слова для групп
Группа № 1 «КОРЗИНА», группа №2 «КОРЕНЬ», группа № 3 «КОЛОКОЛЬЧИК»
Группа № 1 «КОСА», группа № 2 «КЛЮЧ», группа № 3 «КИСТЬ»
План отчёта группы
- Мы работали со словом (назвать слово).
- Это слово имеет____значений. Перечислить.
- Это слово многозначное ( однозначное), потому что________.
- Мы составили следующие предложения___________________.
Вывод: Многозначными называются слова ________________.
Приложение 2 Оценочный лист
Выполнили ли мы то, что задумали? __________________________________________
Получилось ли сделать то, что мы записали как главный результат проекта?
__________________________________________________________________________
Всё ли получилось так, как мы задумывали?
__________________________________________________________________________
Что было сделано хорошо?
__________________________________________________________________________
Что было сделано плохо?
__________________________________________________________________________
Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?
__________________________________________________________________________
- то мог бы сказать нам СПАСИБО за проект?