~~На уроке русского языка, связанного с развитием речи учащихся – изложение с творческим заданием, использовались ключевые идеи 7 модулей Программы третьего (базового) уровня. Урок был построен по технологии критического мышления с 3-х этапной структурой: вызов – осмысление - рефлексия. На протяжении урока использовалась мультимедийная презентация.
Для того чтобы обучение было эффективным, необходимо создать комфортную, располагающую обстановку на уроке, поэтому при организации работы в группе я, в первую очередь, особое внимание уделила созданию положительного психологического настроя на урок, используя прием «Подари улыбку». Кроме этого данный метод позволил организовать новые группы (по цвету смайликов).
Посредством диалога на основе личных размышлений и социального взаимодействия ребятам было предложено высказать предположения - ассоциации к слову «МЫ». Таким способом ребята вышли на тему творческого изложения и далее попытались определить понятие одной из ассоциаций «друг» путем составления синквейна. Использованные приемы критического мышления позволили мне вызвать у ребят интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, к осмыслению понятия, а учащимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению.
При работе с текстом изложения учащимся было предложено определить стиль и тип текста, доказать, что данный текст представляет собой притчу, сформулировать основную мысль текста, придумать название. Данные виды заданий были направлены на знание, понимание и применение лингвистических и литературоведческих терминов, интерпретацию содержания притчи. Кроме этого по тексту изложения был организован взаимоопрос при помощи приема «Тонкие и толстые вопросы». Это помогло ученикам воспроизвести изученный текст в двух направлениях: на уровне знания, понимания и применения с односложным ответом и анализа, синтеза и оценки с формулированием обстоятельного развернутого ответа. Групповая работа по стратегии «Тонкие и толстые вопросы» позволила создать условия для формирования активной и осмысленной познавательной позиции учеников, а также для организация эффективной коммуникации как в группе, так и между группами при взаимоопросе.
На уроке была спроецирована и творческая деятельность учащихся, при которой ученики получили больше возможности самореализации в процессе обучения. Для поддержания неослабевающего интереса и активности учащихся, развития логического мышления было предложено спрогнозировать концовку притчи. Прием «авторский стул» при проверке размышлений, связанных с пониманием и оценкой такого понятия, как «настоящий друг» позволил пронаблюдать творческих и одаренных учащихся.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии, так как она связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. На данном уроке была использована рефлексия деятельности «Две звезды – одно желание». Она помогла ученикам осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, сформулировать полученные результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.