Открытый урок по русскому языку по теме повторение.Материал позволит закрепить минимальные знания по звукам и буквам в игровой форме.Расширит знания детей об освоении космоса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважение к мнению других;
- продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.
Оборудование: собачки Белка и Стрелка, корзина, карточки с загадками, презентация (музыкальная пауза), звёздочки.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Да здравствует Юрий Гагарин,
Наш первый пилот - космонавт,
Он в космос открыл нам дорогу,
Ракеты к планетам летят.
А сколько еще несравненных,
Мы поднимем в космос ракет!
А сколько еще неизвестных
Откроем мы планет.
2.Мотивация учебной деятельности.
Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт … (Гагарин)
Слово учителя: Ребята, вы догадались чему будет посвящён наш урок?
-Сегодня у нас необычный урок, а космическое путешествие на планету Грамматики.
В путешествие отправятся 5 экипажей: «Восток», «Восход», Союз», «Салют», «Мир». В каждом из них есть капитан.
Их задача оценивать работу каждого члена экипажа и вносить результаты в бортовой журнал. Помогать капитанам будут их смелые помощники. В бортовых журналах рядом с каждым заданием нарисована звездочка, капитан экипажа оценивает задание не оценкой, а количеством звездочек.
Прежде, чем отправиться в путешествие, нужно подготовить свои космические корабли. Откройте свои бортовые журналы, запишите сегодняшнее число, классная работа.
Путешествие - дело довольно трудное, тут нужна подготовка.
- Ой, ребята, посмотрите, вы узнали, кто это? (Собаки Белка и Стрелка из мультфильма).
- Чем они знамениты? Они решили собрать корзину звезд, чтобы подарить их маме на день рождения. Но эти звезды живут на разных планетах и нам необходимо отправиться туда с нашими друзьями в космическое путешествие и справиться со всеми трудностями на каждой планете для завоевания звезды. Поможем Белке и Стрелке?
2. Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.
Работа в тетрадях. Чистописание.
Мы приближаемся к планете Сатурн. Злой волшебник рассыпал буквы. Выберите среди них все буквы, в которых есть элемент длинная или короткая петелька, и запишите их по две вместе.
№ 1. а с ф е л т в р у н я м о д В ы т з и ц н щ Н о ё ж ч А
ее вв уу дд ВВ зз цц щщ НН ёё АА
- Какие из этих букв гласные? Докажите.
-Сколько всего гласных звуков в русском языке? (6). А букв? (10).
Что вы знаете о буквах е,ё,ю,я? Приведите примеры слов.
-Молодцы! Справились с заданием, получаете звездочку.
-А пока мы летим к следующей планете Уран, я расскажу вам о собаках-космонавтах.
(Рассказ учителя или читают дети с карточек).
Для полетов в космос использовали беспородных и бездомных собак. У дворняжек были отмечены крепкое здоровье, смекалка, неприхотливость в еде, хорошее отношение к человеку.
Собак отбирали по особым размерам. Это было связано с особенностями исследовательского оборудования и размерами пассажирских кабин ракет. Требовались животные не тяжелее 6 кг и ростом не выше 35 см. Для правильного расположения датчиков более всего подходили короткошёрстные собаки. Их отправляли в полет попарно. Исследования полетов собак в космос были тщательно засекречены. Конструкторы, ученые и иногда даже собаки были под вымышленными именами. Поэтому у некоторых собак могло быть несколько разных кличек.Главный конструктор ракетной техники Сергей Павлович Королев очень любил собак, каждый день лично справлялся об их здоровье и самочувствии.Дезик и Цыган стали первыми живыми существами, которые совершили полет на баллистической ракете в верхние слои атмосферы до условной границы с космосом.Полет состоялся 22 июля 1951 года и продолжался 20 минут. Полет прошел успешно. Цыган при приземлении оцарапал кожу на животе, больше он в полетах не участвовал.
Словарная работа.
-Отгадайте загадки. Запишите отгадки, разделите их на слоги, поставьте ударение.
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной…(Комета)
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.(Космос)
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.( Космонавт)
Чудо-птица-алый хвост
Прилетела в стаю звезд.( Ракета)
Космонавт, проверив трос,
Что-то надевает,
Та одежда припасет
И тепло, и кислород.( Скафандр)
Бегают вкруг огонечка Шесть сыночков и две дочки, Промелькнут года и дни, Но не встретятся они...(Планеты)
Планете с нее не свернуть. Как тот называется путь?(Орбита) № 2. Комета, космос, космонавт, ракета, скафандр, планета, орбита.
- Как определить, сколько в слове слогов?
-Прочитайте по транскрипции слова:
№ 3. [з’ и м л’ а], [с т а н ц ы й’ а], [к а р а б л’]
- Какое из этих слов лишнее? Почему? ( земля, оно состоит из 2-х слогов, остальные из 3-х, это слово не словарное, его можно проверить: земля – земли).
Восемь планет нашей Солнечной системы названы в честь римских и греческих богов. Слово же «Земля» происходит от древнеславянского корня «зем», что переводится как «низ», «пол», и никак не связан с мифами Древней Греции. В других языках слово «Земля» обозначает «почва», хотя 72% площади Земли занимает вода. Это 3/4 поверхности планеты.
- Отлично! Вы справились с заданием и получаете звезду.
- Ребята, а что мы сейчас делали? (повторяли, то, что изучили) А зачем? (Чтобы лучше запомнить, показать знания).
На какие две группы можно разделить слова? По какому признаку?
– Почему все слова написаны с большой буквы?
(1. жи-ши. 2. Заканчиваются на гласный и согласный. 3. Все твердые согл. и с мягк.согл.).
Подчеркните «опасные места», какие из них можно проверить? – Какие надо запомнить?
Молодцы! Еще одна звезда у вас в корзине.
За время нашего путешествия мы успели проголодаться, поэтому нам необходимо подкрепиться. Давайте сварим щи.
Физминутка.
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
Посолили, поперчили
И в кастрюлю положили.
Впереди планета Венера.
Составьте из отдельных звезд созвездие. Из слов – предложение.
№ 5. Юрий, Земли, был, Алексеевич, первым, Гагарин, космонавтом.
- Почему с большой буквы написаны слова?
- Как правильно записать предложение? Что такое предложение?
- Найдите слово-действие. А кто выполнял это действие?
Юрий Алексеевич Гагарин был первым космонавтом Земли.
Первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин.
- Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв. (Юрий, Алексеевич)
- Составьте схему предложения.
Рассказ о Гагарине. (Читает учащийся или рассказывает учитель).
- Составьте схему слова Юрий, дайте характеристику звукам.
- Отлично справились с заданиями! Вот вам еще звезда!
Наши космические корабли приближаются к планете Юпитер. На ней живёт Звездочёт. Послушайте стихотворение:
На луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Меркурий – раз, Венера – два-с,
Три – Земля, четыре – Марс,
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восемь – Нептун.
- В названиях каких планет есть звук Р?
- Названия каких планет состоят из одного слога? (Марс)
- Двух слогов? (Земля, Сатурн, Нептун, Уран)
- Трех слогов? (Венера, Меркурий, Юпитер)
- Какая планета находится между Венерой и Марсом? (Земля)
- Какая планета находится перед Юпитером? (Марс)
- Какая планета находится после Меркурия? (Венера)
Космонавты – мужественные люди. Они наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, проводят научные опыты.
Игра «Конструктор»
- Давайте составим как можно больше слов из слова КОСМОНАВТ.
(кот,ток,Москва,мост…)
- Молодцы! Вот вам звезда!
- Ребята! Вы большие молодцы! Собрали все звезды. Белка и Стрелка очень вам благодарны за помощь. Теперь мы должны проводить своих гостей на планету Нептун, где живет мама Белки и Стрелки.
- А нам пора возвращаться на свою планету. Как она называется?
Вот и закончилось наше путешествие.
- Какие знания помогли нам справиться с заданиями?
- Что вы нового узнали и запомнили?
Если вам понравилось наше путешествие, нарисуйте на звездочке улыбочку. Если вам было немного трудно и не все получалось, нарисуйте нейтральный смайлик на звездочке. Надеюсь, что грустных звездочек у вас не будет. Все экипажи хорошо работали. Главное вместе и дружно, поэтому у вас все получилось. Молодцы! Спасибо за урок!