"И преграды нас не остановят!
Новые миры к себе манят,
Нам оставить след в науке стоит
И внести в открытия свой вклад! "
Из песни школьников
Цели и задачи мероприятия:
1.Показать использование знаний и умений учащихся, приобретенных на уроках физики, через индивидуально-дифференцированный подход.
2. Заинтересовать учащихся изучением предмета физики.
3. Сформировать потребность к углублению и расширению знаний.
4. Приобщать учащихся к экспериментальным заданиям.
5.Воспитание самостоятельности, внимательности.
Ведущий:
"Мы уже прожили 13 лет и еще почти ничего не успели. А нам предстоит запускать космические корабли к звез¬дам, исследовать проблемы наследственности, раскрыть тайну рака.
Мы не умеем получать и собирать знания. Мы не всегда даже знаем, что хотим знать, а к учебе относимся подчас, как к пе¬чальной необходимости.
Стойте! Одумайтесь! Тратить впустую годы - самые юные, самые плодотворные - преступление! Во имя наших будущих профессий и свершений - в бой за знания!"
Учитель: сейчас мы совершим экскурсию и познакомимся с выдающимися учеными физиками. Имена некоторых из них вам уже знакомы.
Класс заранее разбит на две команды, в каждую из которых входят учащиеся с различной учебной мотивацией. Одни учащиеся готовят мини-сообщения об ученых физиках, другие учащиеся - презентации (портреты ученых, используя интернетресурсы).
Слайд - 4 (Портрет Галилео Галилея)
Великий итальянский ученый Г.Галилей после окончания университета занялся исследованиями в области механики и астрономии. Им открыт принцип относительности движения и закон инерции. Главное достижение ученого в области оптики – создание оптической трубы (одного из первых телескопов). Ученый обессмертил свое имя рядом астрономических открытий, сделанных с помощью телескопа: обнаружил горы на Луне, открыл 4 спутника у Юпитера.
Слайд – 5 (Портрет Исаака Ньютона)
Однажды вечером в 1665 году молодой человек двадцати трех лет сидел в фруктовом саду родительского замка и раздумывал. Среди тишины вечера яблоко, говорят, упало перед ним. Этот факт, такой простой, который мог бы пройти незамеченным для всех других, поражает и возбуждает его внимание. Луна видна на небе. Молодой человек принимается размышлять о природе той единственной силы, которая толкает тела к Земле; он наивно спрашивает себя: почему Луна не падает? Думая об этом, он приходит к одному из наиболее прекрасных открытий, которыми может гордиться человеческий ум».
Исаак Ньютон – великий физик, открывший закон всемирного тяготения.
Слайд – 6 (Портрет Юрия Алексеевича Гагарина)
Юрий Алексеевич Гагарин – уникальный путешественник. Претендентов на это путешествие было около 3 тысяч, однако выбор пал на него. Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку. Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий, студент, курсант аэроклуба. Свой исторический полет в космос он совершил 12 апреля 1961 года на советском корабле – спутнике «Восток». Ю.А.Гагарин облетел нашу планету и вернулся на Землю; полет продолжался 1 час 48 минут.
Совершенное им прославило человеческий разум, его и его Родину. Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: «ПОЕХАЛИ».
Слайд – 7 (Портрет Архимеда)
Этот ученый жил в Сиракузах, на острове Сицилия. Великий инженер и конструктор своего времени. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия. Он помог своему царю Гиерону избежать обмана. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.
По легенде, ему принадлежит возглас «ЭВРИКА!», прозвучавший вслед за сделанным им открытием.
Слайд – 8 (Портрет Вильгельма Конрада Рентгена)
Фамилия этого ученого знакома всем: и школьникам, и артистам, и научным работникам. Инженер по образованию, он в 23 года защитил диссертацию на звание доктора философии. Его научные исследования посвящены электромагнетизму, физике кристаллов, оптике. Но главное его достижение относилось к совершенно неизвестной до тех пор области науки. Она то и прославила его имя. В.К.РЕНТГЕН – лауреат первой Нобелевской премии по физике (1901г.) Ему первому удалось увидеть строение части скелета живого человека.
Слайд – 9 (Портрет Михаила Васильевича Ломоносова)
Сын крестьянина-помора северной окраины России. Он рано научился грамоте, прочел все книги, какие мог достать, в 14 лет самоучкой изучил арифметику и грамматику. В 1730 году пешком ушел в Москву учиться. В 1731году ему удалось поступить в Словяно-греко-латинскую академию. По окончании, как один из способнейших учеников, был направлен в Петербургский университет. Тут заинтересовался серьезно химией и физикой.
В 1741 году Михаил Васильевич был назначен профессором химии Петербургской академии Наук. Благодаря его усилиям в Петербурге была создана прекрасно оборудованная лаборатория. По его инициативе и проекту был открыт Московский университет.
Ломоносов придерживался мнения, что химия должна быть неразрывно связана с физикой и математикой. Это соединение позволило Ломоносову заложить фундамент науки об атоме и молекулах, то есть создать новую отрасль знаний-физическую химию.
Взгляды и теории Ломоносова, далеко уходящие в будущее, оценили только ученые, живущие чуть ли не на два века позже.
Игра – конкурс.
Учитель: приглашается жюри.
Участники игры: две команды. Команды рассаживаются вокруг столов (на столе – название команды, девиз, эмблема).
I. КОНКУРС ЭРУДИТОВ.
В этом конкурсе принимают участие все участники команд. Ответить на легкие вопросы предоставляется возможность слабым учащимся, а на более сложные вопросы отвечают учащиеся с высокой учебной мотивацией.
Вопросы для I-ой команды: Каждый ответ-1 балл
1.Как называется самое распространенное вещество в природе? (вода)
2.Что тяжелее тонна соломы или тонна железа? (они одинаковы)
3. В какой комнате запах распространяется быстрее в теплой или холодной? (теплой)
4. Как звали Ломоносова? (Михаил Васильевич)
5.Назовите наибольшую единицу времени.
а) век; б) год; в) минута; г) час.
6. Какое из приведенных слов не является явлением?
а) инерция; б) диффузия; в) дождь; г) капля воды.
7. При резкой остановке автобуса человек, стоящий в нем отклонится:
а) влево; б) вперед; в) назад; г) вправо.
8. В каких единицах измеряется масса?
а) метр; б) секунда; в) килограмм; г) час.
Вопросы для II-ой команды:
1. Как называется маленькое количество жидкости? (капля)
2. Одно яйцо варят при нормальных условиях до состояния «крутое» 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 минуты)
3. Чем отличаются молекулы воды, пара, льда? (ничем, это молекулы одного вещества)
4. Кто говорит на всех языках? (эхо)
5. Какой прибор служит для измерения скорости?
а) термометр; б) спидометр; в) ареометр; г) вольтметр.
6. Какое из приведенных слов означает вещество?
а) книга; б) линейка; в) свинец; г) мензурка.
7. Что из приведенного является физической величиной?
а) инерция; б) взаимодействие; в) молния; г) масса.
8. Какая из единиц массы самая большая?
а) тонна; б) грамм; в) центнер; г) кг.
II. КОНКУРС «ЗАГАДКИ»
Данный конкурс проводится для учащихся с разной учебной мотивацией.
1. «ЗАГАДКИ С ПОДСКАЗКАМИ» - для более эрудированных учащихся:
Загадка первая
Сейчас вам предстоит перебрать в памяти некоторые изобретения, но ос¬тановиться на одном из них. Подсказки:
1. Как орудие войны это изобретение упоминается в источниках XIII в., XV в., в конце XVIII и середине XX в.(10 баллов)
2. Данное изобретение используется и в мирных целях. (8 баллов)
3. Предполагается, что родина этого изобретения Китай. (6 баллов)
4. В Европе (XIII в.) его разновидность получила название «летающий огонь», или «огненный волан», а в середине XX в. — имя милой девушки. (4 балла)
5. Это изобретение — основной дви¬гатель космических кораблей. (2 балла)
(Ответ: ракета.)
Загадка вторая
В природе очень много веществ. Об одном из них пойдет сейчас речь. Что это за вещество? Подсказки:
1. Из этого вещества на 65% состоит организм взрослого человека.(10 баллов)
2. Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встре¬чаемся. (8 баллов)
3. Его можно использовать для умень¬шения трения. (6 баллов)
4. Его используют в системах нагрева и охлаждения. (4 балла)
5. Это вещество называют «соком жизни» на Земле. (2 балла)
(Ответ: вода.)
Загадка третья
Что это? Подсказки:
1. Сначала он плавал, потом стал и летать.(10 баллов)
2. Он многим, будучи их проводни¬ком, спас жизнь. (8 баллов)
3. Он не любит большую жару и силь¬ную тряску. (6 баллов)
4. Он всегда целенаправлен. (4 балла)
5. Он безразличен к драгоценным ме¬таллам и алмазам, но волнуется при вза¬имодействии с железом. (2 балла)
(Ответ: компас)
Загадка четвертая
1. Агрегат моментальной съёмки. .(10 баллов)
2. Есть у каждого в доме, «и языка нет и правду скажет». (8 баллов)
3. Стекло- с одной стороны имеющее серебристую поверхность. . (6 баллов)
4. Девчонки часто смотрятся в него. (4 балла)
5. Легко увидеть своё отражение. (2 балла)
(Ответ: зеркало)
2. «ЗАГАДКИ»- для учащихся, слабомотивированных на учебную деятельность (данные загадки учащиеся подбирают самостоятельно для команды соперников (задание с опережением)). Одновременно с загадками участникам команд предлагается решить задачи различной степени сложности.
Болельщикам:
Загадка первая
На рояль он не похожий,
Но педаль имеет тоже,
Кто не трус и не трусиха,
Покатается он лихо,
У него мотора нет,
Его зовут …. (велосипед)
Команде
Задача. Мальчик на велосипеде, двигаясь прямолинейно, проехал 800 м за 4 мин. Определить скорость велосипедиста в м/с
Загадка вторая
Крыльев нет, но эта птица,
Пролетит и прилунится
Чудо-птица, алый хвост,
Пролетела в стаю звезд,
Хороша, как чудо света
Что ж летит, ответь? (ракета)
Команде
Задача. Ракета движется со скоростью 7 км/с. За какое время она пролетит путь в 280000 м?
Загадка третья
Кто далеко живет,
Тот пешком не пойдет.
Наш приятель тут как тут,
Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись не зевай,
Отправляется ….(трамвай)
Команде
Задача. Трамвай прошел первые 200 м со скоростью 5м/с, а следующие 600м со скоростью 10 м/с. Определите его среднюю скорость на всем пути
Загадка четвертая
Чтобы он тебя повез,
Ему не нужен овес,
Накорми его бензином
На копыта дай резину,
И тогда поднявши пыль,
Побежит…(автомобиль)
Задача. Автомобиль проехал первую половину пути со скоростью 10 м/с, а вторую половину со скоростью 15 м/с. Определить среднюю скорость на всем пути.
III. КОНКУРС – РАЗМИНКА
Данный конкурс рассчитан на сообразительных учащихся.
В жизни многих животных трение играет положительную роль. Нет ли «лишнего» в этом перечне слов?
1. хобот слона
2. хвост обезьяны
3. тело змеи
4. лапки птиц
5. панцирь черепахи
Ответ:5 (1балл)
Bce ли эти пословицы роднит одно физическое явление?
1. Ученье и труд все перетрут
2. Сухая ложка - рот дерет.
3. Идет как по маслу.
4. Скрипит как несмазанная телега.
5. Скользкий как налим.
Ответ: 1 (1балл)
IV. КРОССВОРД
Конкурс на быстроту выполнения, кроссворд отгадывают все участники команд.
По горизонтали:
4. Назовите первого космонавта облетевшего земной шар.
6. Назовите вид движения падающей снежинки.
7.Что представляет собой вода в твёрдом состоянии?
9. Прибор для измерения длины.
10. 0 веществе известно, что оно не сохраняет свой объём. В каком состоянии находится тело?
По вертикали:
1.Что хранится в г.Севре (близ Парижа)?
2.Как называется мельчайшая частица вещества?
З.Как называется явление, при котором молекулы одного вещества проникают между молекулами другого вещества?
5.Тело хорошо сохраняет свою форму. В каком состоянии оно находится?
8. Какое слово было введено в русский язык Михаилом Васильевичем
Ломоносовым?
Демонстрация опытов:
1. Вареное яйцо
2. Стакан и монетка
Подведение итогов урока.
Учитель:
Вот, закончился урок,
Знания пошли вам впрок.
Я хочу совет вам дать:
Надо физику читать,
Чтоб задачи все решались
И ответы получались,
И тогда оценки «пять»
Будешь на уроках получать.
Задача. Мальчик на велосипеде, двигаясь прямолинейно, проехал 800 м за 4 мин. Определить скорость велосипедиста в м/с
Задача. Ракета движется со скоростью 7 км/с. За какое время она пролетит путь в 280000 м?
Задача. Трамвай прошел первые 200 м со скоростью 5м/с, а следующие 600м со скоростью 10 м/с. Определите его среднюю скорость на всем пути
Задача. Автомобиль проехал первую половину пути со скоростью 10 м/с, а вторую половину со скоростью 15 м/с. Определить среднюю скорость на всем пути.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.