Внеклассное мероприятие на тему:
«Путешествие в мир русского языка»
Цели:
Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).
Развивать навыки правильного использования правил при выполнений заданий.
Корригировать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность воспитанников на основе выполнения заданий.
Воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование:карточки с заданиями, плакаты с высказываниями классиков русской литературы о русском языке:
«Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость» (К.Г. Паустовский);
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К.Г. Паустовский;)
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А.И. Куприн);
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием» (И.С. Тургенев);
проектор, компьютер.
Ход мероприятия:
1.Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели мероприятия.
- Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтоб отправиться в путешествие в «Мир русского языка».
III. Вступительная беседа.
-Ребята, как вы думаете, для чего в школе изучается такой предмет, как русский язык? (Воспитанники отвечают.)
-С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенком мы засыпаем под монотонное звучание бабушкиных сказок. А ведь сказка – это язык. Вы ходите в школу. В речах учителя, на страницах книг развертывается перед вами огромная Вселенная, отраженная в словах. Вы узнаете о том, что было сто и даже тысячу лет назад. И все это благодаря родному языку. На земном шаре насчитывается более 2000 языков. Есть языки, на которых говорит всего несколько человек; а есть языки, на которых говорят миллионы человек. И в этой большой семье языков русский язык занимает особое место. Русский писатель И.С. Тургенев назвал русский язык правдивым, могучим, а народ, у которого такой язык – великим. Русский язык знают и любят не только все народы, населяющие нашу прекрасную Родину, но и многие люди всех стран мира. Сбылись слова русского писателя А.Н. Толстого, который говорил, что «настанет время, когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». Но наша действительность превзошла предсказание Толстого. Русский язык звучит не только по всем меридианам земного шара, но и в космических просторах. Русский язык имеет большое международное значение. На нем создана богатейшая художественная литература. И чтобы любить русский язык, надо его знать. Ведь не зря говорят, что без грамматики не выучить и математики. И сегодня, ребята, вы сможете показать свою находчивость, смекалку и еще раз проверить свои знания по русскому языку.
Вы, наверное, знаете такого великого писателя,как И.С. Тургенева. Он написал замечательное стихотворение в прозе «Русский язык»: « Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Язык, на котором мы говорим, красивый и богатый, но и в то же время очень трудный. И мы должны знать и любить свой язык.
(Воспитанники читают стихи)
Наш язык- язык труда и света,
Славный и прекраснейший язык.
Слушает с волнением планета
Русский замечательный язык!
Я люблю свой язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч!
Учите русский- годы к ряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда в нём самом.
-Итак, сегодня мы проведём путешествие в мир Русского языка.
- Основная часть.
- Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”
Ответ:
Л
И
Н
Г
В
И
С
Т
И
К
А
- Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)
- Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся. Мы с вами будем путешествовать на поезде.
- Наш поезд приближается к станции. Ее название - раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?
1. СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА
- Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задания на этой станции “Оживи бабочку”.
- На крыльях бабочки напишите отгадки (учитель читает загадки).
Загадки.
- Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)
- Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)
- Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
- Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)
- Раскрасьте то слово, в котором звуков меньше, чем букв.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.
2. СТАНЦИЯ – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
- Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову “дом”.
Ответ: домик, надомник, домище, надомная, домашний
-Выделите корень в словах.
-Как называются эти слова?
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.
3. СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА
- Отгадайте шарады “Из волшебного короба”
Учитель читает шарады:
1.Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (До-ми-к)
2.Начало слова – лес, конец – стихотворение,
А целое – растет, хотя и не растение. (Бор-ода)
3.Начало – голос птицы, конец на дне пруда,
А целое в музее найдете без труда. (Кар-тина)
4.Начало деревом зовется, конец – местоимение.
Здесь, в книге, целое найдется, и в каждой строчке есть они. (Бук-вы)
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.
4. СТАНЦИЯ – ФРАЗЕОЛОГИЯ
Прочитай фразеологизмы и объясни их значение.
Точить лясы -;
душа уходит в пятки-;
набрать в рот воды-;
вставлять палки в колеса-;
заварить кашу-;
пудрить мозги-;
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.
5. СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ
Игра «Подбери проверочное слово»
(К словам : гриб, солнце, плод, совестливый, тропка подобрать проверочные слова)
Ча и ща, ча и ща-
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча-
С буквой а и ча, и ща.
Я грамотно писать хочк,
Слова на чу и щу учу:
Чудак, и щука, и ворчун
Кричу, ворчу, ищу, тащу-
Я пишу и чу, и щу.
Задание: подобрать слова с орфограммой ча-ща, чу-щу.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.
6. СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ
-Какая часть речи называется именем существительным?
-Какая часть речи называется именем прилагательным?
-А глаголом?
Снежное покрывало землю покрывало.
-Какой частью речи является выделенное слово?
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения.
- СТАНЦИЯ – СИНТАКСИС
Задание: Сделать синтаксический разбор данных предложений:
Солнце скрылось за горизонтом.
На опушке леса расцвели удивительные цветы.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и их постановку.
8. СТАНЦИЯ – ПУНКТУАЦИЯ
- Игра «Расставь знаки препинания»
Праздники на Руси проходили шумно весело широко.
Сорок лет я прослужил верой правдой силой.
Издавна лес человека согревал и кормил.
(сделать схему каждого предложения.)
IV . Заключительная часть.
- Итак, наше путешествие подошло к концу.
- Великие люди высоко ценили русский язык, восхищались его богатством, меткостью, силой и красотой. Мы, следуя их примеру, должны:
1) обогащать свой словарный запас;
2) укреплять грамотность;
3) повышать языковую культуру;
4) любить и беречь русский язык.
Учитель читает стихотворение Н. Белко «Русский язык».
На свете много стран больших
И много малых есть,
И для народностей любых
Язык свой – это честь.
А я судьбу благодарю,
Мне выше счастья нет,
Что вот по-русски говорю
Уже тринадцать лет.
Спокоен, весел и певуч,
Насмешлив и суров,
И беспощаден и могуч
И грозен для врагов.
Подведение итогов: объявление результатов, награждение победителей.
-Ребята, надо любить и уважать наш язык. Наше мероприятие заканчиваем такими стихами:
Если ты хочешь судьбу перестроить,
Если не ищешь отрады цветник.
Если нуждаешься в твердой опоре -
Выучи русский язык.
Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи -
Выучи русский язык.
Русское слово живет на страницах,
Мир окрыляющих детских книг.
Русское слово - свободы зарница -
Выучи русский язык.
-Спасибо за участие. Можете быть свободными.