kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассная грамматика "Путешествие в космос"

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Внеклассное занятие по русскому языку поможет учителю  в интересной форме путешествия на "космическом корабле" по планетам солнечной системы расширить словарный запас учащихся, дать им элементарные представления о науке, изучающей космическое пространство, о космическом оборудовании, привить интерес к русскому языку. Учащимся в процессе "полёта" и "приземления" предлагаются занимательные задания по разделам русского языка от самой маленькой единицы речи"звука-буквы" на самой маленькой планете солнечной системы Меркурии до единицы речи "Предложение" на самой большой планете  Юпитере. Выполнение заданий предполагает развитие внимания, мышления, памяти, мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации, сравнение и т.д. Необычное начало занятие привлекает внимание детей. Учащиеся не просто проходят в класс, они приобретают билеты в форме ракет но не за деньги, а за правильные ответы. Обстановка непринужденности, новизны и духа соревнования способствуют активной коллективной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внекл. Грамматики Путешествие в космос»

Внеклассная грамматика «Путешествие в космос»

Классы: 5-б и 6-б

Форма проведения: путешествие-соревнование

Цель: расширить представления детей о науке и космосе, о героях космоса, о празднике, увеличить запас слов, закреплять умения отвечать на вопросы, тренировать память.

Задачи:

Обучающая: познакомить с новыми словами и терминами, обозначающие явления и предметы, связанные с космосом;

Развивающая: обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе, расширить словарный запас; развивать устойчивое внимание, логическое мышление; развивать память, воображение и эстетические чувства.

Воспитывающая: воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, фрагмент фильма о первом полете Ю. Гагарина, раздаточный материал (карточки с заданиями, ракеты-билеты, звезды-бонусы на звездном небе, картинки космонавта, космического корабля, солнечной системы.

Ход занятия.

  1. Организация начала.

Здравствуйте, ребята и гости. Прошу всех занять свои места. Дети рассаживаются по классам-командам.

Ребята, какой приближается праздник? (ответы детей). А почему мы его отмечаем? (ответы детей).

12 апреля наша страна отмечает замечательный праздник День Космонавтики. В 1961 году 12 апреля впервые человек на космическом корабле совершил полет в космос. И этим человеком был гражданин нашей страны. Как его зовут? (ответы детей).

Просмотр ролика о первом полете. Посмотрите ролик этого исторического события.

  1. Сообщение темы. Сегодня, в преддверии праздника, мы тоже с вами совершим необычное путешествие в космос.

  2. Подготовка к занятию.

Эвристическая беседа.

Посмотрите на доску. Что вы видите? (ответы детей).

Наша школьная доска - это космос. Здесь расположилась солнечная система: солнце и 8 планет, а также другие звезды-планеты дальник галактик во Вселенной. Космический корабль готов, космонавт-пилот ждет нашей команды.

картинка космоса.

Но для того, чтобы путешествовать на каком-либо транспорте, что необходимо сделать? (купить билет на транспорт).

И сейчас участники путешествия тоже будут покупать билеты, но не за деньги, а выплняя задания.

Учитель называет слово «скворец», ученик называет это слово в уменьшительно-ласкательной форме: «скворушка», учитель называет слово "белый", а ученик - противоположное по значению, учитель называет слово в ед. числе, ученик – во мн.ч и т.д.

Учитель: Ребята, билеты куплены. Теперь необходим инструктаж.

Инструктаж. Наш космический корабль будет приземлятся на планеты, чтобы заправиться топливом. А топливо- это ваши знания и правильные ответы. Каждая команда за правильные ответы будет снимать звезду. А в конце путешествия по количеству звёзд определится команда-победитель.

Поехали!

4. Занятие. Разминка в пути. Пока наш корабль приближается к солнечной системе проведем с командами разминку.

Учитель: Что такое космос? (ответы детей).

картинка космоса и справка о значение слова и его происхождении.

КОСМОС - это мировое пространство за пределами земной атмосферы. Происходит от греческого языка и означает "порядок" "мир". Назовите родственные слова.

Какие качества необходимы человеку, чтобы полететь в космос? (ответы детей)

смелость, знания, мужество, отвага, сила, воля, здоровье.

Вы назвали слова – какая эта часть речи?

Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков.

В процессе выполнения последующих заданий используются слайды, а для команд задания напечатаны на листах.

Первая остановка.

Наш корабль приземляется на самую маленькую и самую близкую к Солнцу планету Меркурий. Она почти в три раза меньше Земли. И здесь нас ждут задания "ЗВУКИ и БУКВЫ" так как это тоже самые маленькие единицы нашей речи.

1. "Буквы заблудились". Расставь их в нужном порядке и узнаешь, как называется другие космические тела.

ИЕРОТМЕТ ТЕМОАК

Подчеркните звуки, которые произносятся не так как пишутся. Объясни, почему? (безударные гласные)

картинка метеорита и кометы.

2. Математическая грамматика "Зашифрованное слово".

Каждой букве в этом слове соответствует её порядковый номер в алфавите. Если вы знаете алфавит, то расшифруете фамилию русского конструктора, участвовавшего в создании космических спутников и ракет. Его именем назван город в Московской области.

12 16 18 16 13 7 3 (Королёв)

фото ученого К.Э. Циолковского и конструктора Королева Сергея Павловича и краткая справка.

СПРАВКА. Почти сто лет назад в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих научных книгах».

Его дело продолжили ученики- ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева. В 1933 году изготовили первый космический спутник.

Вторая остановка. Планета Венера. Эта планета почти такая же как Земля и расположена она второй от Солнца, соседка нашей планеты. Здесь нас ждут задания «СЛОВА».

1.«Космические ребусы» - слайды с аннимацией.

Какие новые слова связанные с темой космоса вы запомнили? Назовите ещё слова космической темы.

А теперь прочитайте слова на слайде. Какие для вас новые. Посмотр картинок и объясение значения.

2. Распредели на группы.

РАКЕТА, СПУТНИК, ЛУНОХОД, КОСМОНАВТ, ЗВЕЗДА, КОМЕТА, ПЛАНЕТА, СОЗВЕЗДИЯ, КОСМОДРОМ, АСТРОНАВТ, СКАФАНДР, САТУРН, МЕТЕОРИТ, ТЕЛЕСКОП, АСТРОЛОГ, АСТРОНОМ.

На какие группы можно распределить эти слова?

- Распределите слова по группам (космические тела и явления, космические техника и профессии человека, работа которого связана с космосом).

- Сосчитай, слов какого рода больше?

названия только групп: космические тела, космическая техника, человек, работа которого связана с космосом.

космическая техника,: ракета, спутник, луноход, космодром, скафандр, телескоп), космические тела и явления: звезда, комета, планета, созвездия, метеорит, Сатурн, профессии человека, связанные с космосом: космонавт, астролог, астроном, астронавт.

2. «Найди лишнее»

В каждой строчке найди лишнее слово и объясни свой выбор.

Солнце, Луна, лампа.

Звезда, планета, ракета.

Прилуниться, припоздниться, приземлиться

Третья остановка. Планета Сатурн. в 9 раз больше Земли

Кольцами себя окружила

И этим себя от других отличила. Задание "Словосочетание"

Что такое словосочетание? (ответы детей) Это зависимые между собой слова. Как кольца у этой планеты зависят от самой планеты.

1. Объясни крылатые выражения, заменив одним словом.

- Рукой подать.(рядом)

- В час по чайной ложке.(медленно)

- Морочить голову.(обманывать)

-Во весь дух.(быстро)

- Прикусить язык.(замолчать)

- Засучив рукава.(аккуратно, хорошо)

- Спустя рукава.(плохо)

2. Подчеркни словосочетания в переносном значении.

Горячее сердце.

Горячая вода.

Каменная стена.

Каменный взгляд.


Четвёртая остановка. Планета"Юпитер"

А эта планета гордится собой,

Поскольку считается самой большой.

Примерно в 11 раз больше Земли. Здесь задание "Предложение"

1. "Собери предложение".

Луна, это, Земля, спутник.

Луна, Земля, меньше.

Луна, вращаться, Земля, вокруг.

Слайд с правильным ответом.

2. Найди в предложении лишнее слово, вычеркни или исправь.

- У зайца длинные ноги и хвост.

- По дорожке бежал гладкий ёж.

- У гуся красные лапки, клюв и хвост.

- Поздно утром начался снегопад.

- Тело гуся покрыто шерстью.

Пятая остановка.

Эта планета нам всем дорога,

Нам жизнь подарила планета … Земля

Мы возвратились на планету Земля.

Какое задание приготовила наша планета? Читаем "Имена"

Да на Земле живут люди со своими именами, пострены города со своими названиями, текут реки тоже с именами, возвышаются горы - тоже с именами-названиями. Как называют часть речи, которая обозначает все, что существует на нашей планете? (Имя существительное)

1. Найди и подчеркни все имена существительное в стихотворении Я.Акима (проверка на слайде)

Есть одна планета-сад

 В этом космосе холодном.

 Только здесь леса шумят,

 Птиц скликая перелётных,

 Лишь на ней одной цветут

 Ландыши в траве зелёной,

 И стрекозы только тут

 В речку смотрят удивлённо…

 Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету! (Я.Аким)

Дополнительно. А какие имена делают нашу речь красивой, многогранной, точной? (Имена прилагательные) Назовите их устно.

А какая часть речи обозначает действие или состояние всех имен существительных? (Глагол). Найдите и назовите эти слова в тексе.


5. Подведение итогов.

Наше путешествие подошло к концу. Понравилось вам путешествовать в космос? Какие вы запомнили космические слова?

Посчитаем звёзды. Объявляется команда - победитель.

Но вы все сегодня были молодцы. Осторожно на своих билетах-ракетах оторвите на обратной стороне полоску и прочитайте соё слово. (на обратной стороне ракеты под полоской бумаги у каждого участника написаны разные слово-похвала: "умница"," молодец", "самый умный" и т.д.).

А домашнее задание - нарисовать рисунок ко Дню Космонавтики.

В оставшееся время просмотр док. о том, как готовился первый полет в космос.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
внеклассная грамматика "Путешествие в космос"

Автор: Андреева Елена Викторовна

Дата: 20.05.2015

Номер свидетельства: 213729

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Презентация для внеклассного мероприятия "КЮФ" "
    ["seo_title"] => string(55) "priezientatsiia-dlia-vnieklassnogho-mieropriiatiia-kiuf"
    ["file_id"] => string(6) "155192"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421250551"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Клуб Юных Физиков для 7ых классов "
    ["seo_title"] => string(37) "klub-iunykh-fizikov-dlia-7ykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "155162"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421248625"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства