kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Корни с чередованием гласных е-и

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок проводится  в  5 классе,  разработан  в  соответствии  с  ФГОС, способствует  развитию умения  определять  видовые  пары  с  чередованием  гласных  е-и  в  корне  слова, развивает  речевые  навыки, практические  умения  и  познавательный интерес  к  слову.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Корни с чередованием гласных е-и»


КОНСПЕКТ УРОКА




Учитель: Неводова Наталия Юрьевна

Предмет: русский язык.

Класс: 5 «Б» класс.


Тема урока: «Правописание корней с чередованием гласных е – и».


Цели урока: создать условия для организации деятельности обучающихся по изучению орфограммы «Буквы е – и в корнях с чередованием».


Задачи: - способствовать развитию умения определять видовые пары с чередованием гласных е – и в корне слова;

- развивать практические навыки, речевые умения и познавательный интерес к слову;

- осуществлять коммуникативное воздействие обучающихся при организации работы в парах.


Тип урока: «Урок изучения и первичного закрепления новых знаний».


Планируемые результаты:


Предметные: научатся решать орфографические задачи по выбору гласных е – и в корнях с чередованием.


Метапредметные:

Личностные: - оценивают собственную учебную деятельность;

- стремятся к повышению культуры речевого общения, этическим чувствам (доброжелательности, отзывчивости).

Познавательные: - умеют производить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- структурируют полученные знания;

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные: - ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- устанавливают соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные: - формулируют собственное мнение и позицию;

- умеют договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль.

Оборудование: В.В.Бабайцева. Русский язык. Теория, А.Ю.Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман – Орлова и другие. Русский язык.

Практика; компьютер, проектор, презентация (приложение), карточки для индивидуальной работы и для

работы в парах.




№/п

Этапы работы

Содержание этапа

I.























II.































































































III.






























































IV.










Организационный момент.


Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока.

Подготовиться к продуктивной работе на уроке, к активной мыслительной деятельности и осознанным действиям.


Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока.

Мотивировать обучающихся на активную и плодотворную работу на уроке.


Задачи:

- создать положительный эмоциональный

настрой;

- напомнить о важности аккуратной работы,

сосредоточенности и внимания.

Метод: словесный.




Актуализация опорных знаний.


Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока.

Обучающиеся получат возможность повторить и обобщить ранее изученный материал по теме: «Буквы о – а в корнях с чередованием».


Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе урока.

Выяснить степень усвоения обучающимися предыдущего материала, степень подготовки к восприятию новых учебных знаний.


Задачи:


- повторить и обобщить знания по теме:

««Правописание корней с чередованием гласных а- о»;

- выявить пробелы в усвоении знаний признаков изученных частей речи.


Методы: репродуктивный, словесный.









































































Изучение нового материала.


А) Постановка учебной задачи.


Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока.

Обучающиеся получат возможность определить учебную задачу; сформулировать тему урока; осознать способы решения задачи.


Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока.

Способствовать созданию учебной задачи.


Задачи:


- способствовать выявлению и устранению затруднений при постановке учебных целей;

- помочь обучающимся в организации совместной познавательной деятельности.


Методы: репродуктивный, наглядный.


Б) Изучение нового материала.


Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока.


Обучающиеся научатся действовать по алгоритму; расширят свое представление о чередующихся гласных в корне.


Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока.

Побудить обучающихся к активизации мыслительной деятельности при изучении нового материала.


Задачи:


- познакомить учащихся с чередующимися гласными е-и в корне;

- помочь обучающимся в систематизации новых знаний;

- развивать коммуникативные способности обучающихся в совместной деятельности;

- способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи.


Методы по источнику передачи учебной деятельности: репродуктивный, проблемный, объяснительно- иллюстративный.

Эмоциональные методы: стимулирование.










Закрепление учебного материала.


Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока.

Обучающиеся смогут проанализировать, объяснить и спланировать результат учебной задачи.




Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока.

Организовать и направить учебную деятельность обучающихся на осознание, первичное закрепление и систематизацию новых знаний.


Задачи:


- применять полученные знания о чередовании

гласных е-и в корне;

- находить ошибки в правописании слов с чередованием гласных;

- организовать взаимоконтроль, индивидуальный контроль.


Методы: контроля и самоконтроля, репродуктивный.









































- Ребята! Здравствуйте, садитесь!

А кто дежурный? Потрудитесь назвать отсутствующих. Сегодня они есть?

Спасибо, можете на место сесть.

Вот и встретились мы снова,

Вы к уроку все готовы?

Поработаем мы дружно

Это нам сегодня нужно.

Посмотрите все в порядке:

Учебники, ручки, тетрадки.

Итак, я вижу, вы готовы.

Мир открытый ждет нас снова!

- Сядьте правильно за парты, постарайтесь держать спину прямо, откройте тетради, запишите число, классная работа. Пишите внимательно и аккуратно, чтобы в тетрадях было опрятно.



Итог. Учащиеся мотивированы на учебную деятельность.






- Всем и каждому без исключения известна народная пословица,

что «повторенье – мать ученья»,

Вот на этом и остановимся.

- Скажите, ребята, с какой орфограммой мы работали на предыдущих уроках? (Буквы а – о в корнях с чередованием)

- От чего зависит правописание этих букв?

1. Проверим прочность ваших знаний по изученным орфограммам в форме устного блиц – опроса: «да», «нет».

Я утверждаю:

- правописание корней - лаг- – -лож-, - кас- – -кос- зависит от ударения (нет);

- слова Ростов, росток, ростовщик, отрасль являются словами – исключениями (да);

- в корнях - клан- – -клон-, - твар- – -твор- в безударном положении пишется только о (да);

- в корнях – гар- – -гор- в безударном положении пишется только а (нет);

- чередование а – о в корнях -мак- – -мок-, - равн- –- ровн- зависит от лексического значения (да);

- в корнях – скак- – -скок - перед к – а, перед ч – о (да);

- в корне слова пол…жить пишется буква а, так как за корнем идет суффикс - и – (нет);

- в корне - ращ- перед щ пишется а (да). (Слайд №1)

2. Поработаем самостоятельно.

Я приготовила для вас два вида теста: тест достаточного уровня и тест повышенного уровня. Предлагаю вам выбрать тест, соответствующий вашим знаниям, и выполнить его. (Слайд № 2).

Тест достаточного уровня.

1.В каком слове пропущена буква А?

1) прик…сновение

2) заг…реть

3) выр…щенный

4) изл…жить

2.В каком слове пропущена буква О?

1) з…рница

2) ср…стись

3) заг…рать

4) предл…гать

3.В каком слове выбор гласной не подчиняется общему правилу?

1) р…сточек

2) изл…жение

3) к…сательная

4) заг…релый

4.В каком слове пропущена буква О?

1) нар…щение

2) неприк…саемый

3) оз…ряющий

4) пог…релец

5.В каком слове пропущена буква А?

1) оз…ренный

2) уг…реть

3) несг…раемый

4) водор…сли



Тест повышенного уровня.

1.В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1) выр…сти, пол…жить

2) предл…жение, р…сток

3) предл…гать, р…стение

4)подр…сти, пол…жение

2.В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1) прик…снуться, выр…щивать

2) р…стовщик, прил…жение

3) отр…сль, к…сание

4)прик…сновение, предл…гать

3.Укажите правильный вариант объяснения правописания слова прор…стать.

1) в корне – рост – перед ст пишется о

2) пишется о, так как это слово – исключение

3) в корне – раст – перед ст пишется А

4) пишется буква А, так как это слово – исключение.

4.Укажите правильный вариант объяснения правописания слова сл…жение.

1) в корне – лож – в безударном положении пишется о

2) пишется о, так как это слово – исключение

3) пишется буква о, так как за корнем нет суффикса –А-

4) пишется буква А, так как за корнем идет суффикс –Е-

5.Укажите слово с ошибкой:

1) полагать

2) расток

3) касаться

4) наклониться.

Ключ к тексту достаточного уровня: 3,3,1,4,1

Ключ к тексту повышенного уровня: 2,3,3,3,2. (Слайд № 3)

- Проверьте себя и оцените свою работу.

Критерии оценки:

нет ошибок – 5

1 ошибка – 4

2 ошибки – 3. (Слайд № 4)


- Поставьте карандашом отметки.

- Подведём итог: с какой орфограммой работали?

(Буква а – о в корнях с чередованием)


Итог. Учащиеся показали степень усвоения орфограммы: «Правописание корней с чередованием гласных а-о».


Создание проблемной ситуации.


- Мы продолжаем с вами заниматься чередующимися гласными в корне слова. В русском языке чередуются не только о и а, но и е-и.

Масленица, угощай!

Всем блиночки подавай.

С пылу, с жару – разб…райте!

Похвалить не забывайте.

Заб…рите калачи

Все румяны, горячи! (Слайд № 5)


- Ребята! Посмотрите на экран. Перед вами небольшое стихотворение. Прочитайте его. Какова тема стихотворения? (Масленица)

- А что это за праздник? ( Это радостный праздник, наполненный шумом и гамом, веселыми забавами, вкусными запахами блинов, народными гуляниями.)

- Я очень надеюсь на то, что вы будете сохранять и преумножать народные традиции. Ведь в них проявляется и доброта, и милосердие, и гостеприимство, и душевная щедрость нашего народа.


- Запишите этот текст в тетрадь. Особое внимание обратите на слова, выделенные в тексте, потому что именно в них вы вставите пропущенные гласные в корне слова.

- Вы готовы? Скажите, пожалуйста, что общего вы увидели в выделенных словах? (Корень) Какие гласные вы в них вставили? ( У ребят появились разные варианты.)

- А почему в слове разбирайте одни поставили гласную е, а другие – и? И в слове заберите - то же самое? А как же правильно? (Ответы обучающихся содержат разные мнения.)

- Вы хотели бы знать, как правильно написать эти слова?

- Итак, тема нашего урока… (Ответ учащихся.)

- Вы совершенно правильно определили тему урока: «Правописание корней с чередованием гласных е – и». (Слайд № 6)


- Что же мы узнаем на уроке и чему научимся? (Узнаем, от чего зависит написание гласных е – и, научимся делать правильный выбор написания этих гласных в корнях).

- Ребята, попробуйте самостоятельно провести маленькую научно – исследовательскую работу и выяснить, от чего зависит написание чередующихся гласных и – е.

Внимание на экран. Перед вами пары слов, в корнях которых происходит чередование.

Е – И в корнях с чередованием (Слайд № 7)

- Какую закономерность можно здесь увидеть? От чего зависит выбор гласных е- и?

(Зависит от наличия или отсутствия суффикса А).

- Попробуйте самостоятельно сформулировать правило. Откройте учебник - параграф № 52; ознакомьтесь с информацией, а теперь посмотрите на таблицу (слайд № 8) и сделайте вывод.

- Как вы будете пользоваться данной орфограммой? Предложите свой способ действия. (Обучающиеся предлагают свои варианты.)

Алгоритм применения.

  1. Прочитать слово, поставить ударение.

  2. Выделить корень.

  3. Посмотреть на гласную и определить: проверяемая, непроверяемая или чередующаяся.

  4. Если чередующаяся – обратить внимание на гласную после корня.

  5. Применить орфограмму. (Слайд № 9).


Итог. Учащиеся приобрели новые знания по теме: «Правописание корней с чередованием гласных е – и».





-Используя алгоритм применения данной орфограммы, выполните упражнение 586.

Динамическая пауза.

Игра «Хлопок». Называются слова с чередованием е – и в корне. Слово с и – хлопок. Будьте внимательны.

Слова для игры: набирать, замерла, протереть, протирать, расстилать, постелить, затереть, запирать.


- Отдохнули? Работаем в паре. Перед вами карточки с заданием. Выпишите из данных предложений все слова с чередованием гласных е – и в корне, предварительно обсудив правильность выбора орфограммы.

1) Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой. 2) Песня замирает далеко на полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) Пролитую воду не соберешь. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) Сладость победы стирает горечь терпения. 8) Крепость изнутри берут. 9) Далекий от земного мира, я должен здесь и умереть. 10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.

- Проверьте себя и оцените свою работу. (Слайд № 10).

Блестят, замирает, зажигали, соберешь, пробирается, упирались, стирает, берут, умереть, поджигает.

Нет ошибок - 5 (все слова выписаны)

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки - 3

(Слайд № 11).

- Вы справились с предложениями, а теперь поработайте со словосочетаниями. Исправьте ошибки. (Слайд № 12).

1) замереть от счастья

2) блестать красотой

3) замирать от страха

4) стиреть с доски

5) запереть дверь

6) блистеть на солнце

7) уберать комнату

8) разжигать костер

9) постилить скатерть

10) задирать нос

- Проверьте себя и оцените свою работу, используя ключ.

Ключ: 2,4,6,7,9.

Нет ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-5 ошибок – 3

(Слайд № 13).

- Легко применять правило, когда вы знаете, в каком слове его использовать. Усложним задачу: проведем выборочный диктант. Я читаю, а вы на слух определяете слово на изучаемую орфограмму.

1) Фарлаф с боязнию глядит;

В тумане ведьма исчезает,

В нем сердце замерло, дрожит.

2) Но где Людмила? Он один!

В нем сердце, вспыхнув, замирает.

3) Руслан внимает и глядит

Бестрепетно, спокойным духом;

Но, шевеля пугливым ухом,

Конь упирается, дрожит.

- Кто автор этих стихотворных строк?

- Можете назвать произведение, откуда взяты эти строки?

Изученное нами сегодня на уроке правило еще интересно тем, что в

некоторые слова с суффиксом -А- «забралось» сочетание букв, похожее на

женское имя. Кто догадался? Какое?

- бИРА- дИРА –пИРА -тИРА- мИРА- (Слайд 14).

Молодцы!

Итог. Учащиеся закрепили изученный материал.

V.

Подведение итогов. Рефлексия.


Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока.

Обучающиеся осознают свою учебную деятельность и умеют оценить результат своей деятельности и деятельности в парах.


Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока.

Содействовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности, самооценки, результатов своей деятельности и деятельности класса.



Задачи:

- установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами

- умение оценить результаты индивидуальной и парной деятельности;


Методы: самоконтроль, стимулирование, словесный.






- Итак, ребята, подведем итог урока.

-Вспомним, какое правило вы изучили на уроке?

- Что повторили? Какую орфограмму?

- Какова была учебная задача?

- Как на ваш взгляд, справились вы с ней?

- Какой же суффикс командует корнями с чередующими гласными Е - И?

Приведите примеры.

- Давайте вместе попробуем составить рифмованное правило:

Если после корня а,

В корне и пишу всегда!

Вот пример, запоминай.

Руки вытер? Вытирай!

- Запишите это правило в тетрадь.

(Слайд №15).


- Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.


?

Узнал, что в корнях происходит чередование гласных е-и, но не до конца научился делать выбор этих гласных в корне, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!

Научился делать выбор чередующихся гласных е- и в корне. Я скажу себе: « Я работал хорошо!» И поставлю восклицательный знак.

!!!

Научился делать выбор чередующихся гласных е-и в корне и могу объяснить тему товарищу. Скажу себе: «Молодец!», поставлю три восклицательных знака.


Итог. Учащиеся оценили результат своей деятельности.

VI.

Задание на дом.


Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока.

Создавать условия для дифференцированных и творческих способностей обучающихся


Цели самостоятельной работы учащихся:


- содействовать закреплению знаний о чередовании гласных е-и;

- создать условия для умения самостоятельно оценивать свои возможности.


Задачи:

- стимулировать развитие творческих способностей;

- направить деятельность учащихся на обобщение и систематизацию полученных на уроке знаний, оценку своих возможностей.

- Я рекомендую вам следующее домашнее задание. (Слайд № 16).

1. Кто узнал, что в корнях происходит чередование гласных е - и, но не до конца научился делать выбор этих гласных в корне, остался вопрос по теме урока, выполните упр. 591.

2. Кто научился делать выбор чередующихся гласных е - и в корне, сказал себе: «Я работал хорошо!», выполните упр. 596.

3. Кто научился делать выбор чередующихся гласных в корне, может объяснить тему товарищу, сказал себе: «Молодец!», составьте небольшой тест с выбором ответа по теме урока.

Это были мои рекомендации, но я оставляю право выбора за вами.

- Спасибо за урок!


Итог. Учащиеся мотивированы на выполнение задания.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Корни с чередованием гласных е-и

Автор: Неводова Наталия Юрьевна

Дата: 03.09.2017

Номер свидетельства: 427177

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Правописание корней с чередованием гласных А-О"
    ["seo_title"] => string(56) "pravopisaniie-korniei-s-chieriedovaniiem-ghlasnykh-a-o-1"
    ["file_id"] => string(6) "275558"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452597353"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Презентация по теме "Чередование гласных в корнях слов" "
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-po-tiemie-chieriedovaniie-ghlasnykh-v-korniakh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "245092"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446052127"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Чередование гласных О-А в корнях ГОР-ГАР "
    ["seo_title"] => string(48) "chieriedovaniie-ghlasnykh-o-a-v-korniakh-gor-gar"
    ["file_id"] => string(6) "109666"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404883767"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Открытый урок 6 класс по теме "Чередование гласных в корне" "
    ["seo_title"] => string(66) "otkrytyi-urok-6-klass-po-tiemie-chieriedovaniie-ghlasnykh-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "244174"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445881450"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Тема: «Чередование гласных звуков в корне слова, которого  не видно на письме» "
    ["seo_title"] => string(84) "tiema-chieriedovaniie-ghlasnykh-zvukov-v-kornie-slova-kotorogho-nie-vidno-na-pis-mie"
    ["file_id"] => string(6) "177436"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424637061"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства