I. II. III. IV. | Организационный момент. Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока. Подготовиться к продуктивной работе на уроке, к активной мыслительной деятельности и осознанным действиям. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока. Мотивировать обучающихся на активную и плодотворную работу на уроке. Задачи: - создать положительный эмоциональный настрой; - напомнить о важности аккуратной работы, сосредоточенности и внимания. Метод: словесный. Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока. Обучающиеся получат возможность повторить и обобщить ранее изученный материал по теме: «Буквы о – а в корнях с чередованием». Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе урока. Выяснить степень усвоения обучающимися предыдущего материала, степень подготовки к восприятию новых учебных знаний. Задачи: - повторить и обобщить знания по теме: ««Правописание корней с чередованием гласных а- о»; - выявить пробелы в усвоении знаний признаков изученных частей речи. Методы: репродуктивный, словесный. Изучение нового материала. А) Постановка учебной задачи. Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока. Обучающиеся получат возможность определить учебную задачу; сформулировать тему урока; осознать способы решения задачи. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока. Способствовать созданию учебной задачи. Задачи: - способствовать выявлению и устранению затруднений при постановке учебных целей; - помочь обучающимся в организации совместной познавательной деятельности. Методы: репродуктивный, наглядный. Б) Изучение нового материала. Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока. Обучающиеся научатся действовать по алгоритму; расширят свое представление о чередующихся гласных в корне. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока. Побудить обучающихся к активизации мыслительной деятельности при изучении нового материала. Задачи: - познакомить учащихся с чередующимися гласными е-и в корне; - помочь обучающимся в систематизации новых знаний; - развивать коммуникативные способности обучающихся в совместной деятельности; - способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи. Методы по источнику передачи учебной деятельности: репродуктивный, проблемный, объяснительно- иллюстративный. Эмоциональные методы: стимулирование. Закрепление учебного материала. Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока. Обучающиеся смогут проанализировать, объяснить и спланировать результат учебной задачи. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока. Организовать и направить учебную деятельность обучающихся на осознание, первичное закрепление и систематизацию новых знаний. Задачи: - применять полученные знания о чередовании гласных е-и в корне; - находить ошибки в правописании слов с чередованием гласных; - организовать взаимоконтроль, индивидуальный контроль. Методы: контроля и самоконтроля, репродуктивный. | - Ребята! Здравствуйте, садитесь! А кто дежурный? Потрудитесь назвать отсутствующих. Сегодня они есть? Спасибо, можете на место сесть. Вот и встретились мы снова, Вы к уроку все готовы? Поработаем мы дружно Это нам сегодня нужно. Посмотрите все в порядке: Учебники, ручки, тетрадки. Итак, я вижу, вы готовы. Мир открытый ждет нас снова! - Сядьте правильно за парты, постарайтесь держать спину прямо, откройте тетради, запишите число, классная работа. Пишите внимательно и аккуратно, чтобы в тетрадях было опрятно. Итог. Учащиеся мотивированы на учебную деятельность. - Всем и каждому без исключения известна народная пословица, что «повторенье – мать ученья», Вот на этом и остановимся. - Скажите, ребята, с какой орфограммой мы работали на предыдущих уроках? (Буквы а – о в корнях с чередованием) - От чего зависит правописание этих букв? 1. Проверим прочность ваших знаний по изученным орфограммам в форме устного блиц – опроса: «да», «нет». Я утверждаю: - правописание корней - лаг- – -лож-, - кас- – -кос- зависит от ударения (нет); - слова Ростов, росток, ростовщик, отрасль являются словами – исключениями (да); - в корнях - клан- – -клон-, - твар- – -твор- в безударном положении пишется только о (да); - в корнях – гар- – -гор- в безударном положении пишется только а (нет); - чередование а – о в корнях -мак- – -мок-, - равн- –- ровн- зависит от лексического значения (да); - в корнях – скак- – -скок - перед к – а, перед ч – о (да); - в корне слова пол…жить пишется буква а, так как за корнем идет суффикс - и – (нет); - в корне - ращ- перед щ пишется а (да). (Слайд №1) 2. Поработаем самостоятельно. Я приготовила для вас два вида теста: тест достаточного уровня и тест повышенного уровня. Предлагаю вам выбрать тест, соответствующий вашим знаниям, и выполнить его. (Слайд № 2). Тест достаточного уровня. 1.В каком слове пропущена буква А? 1) прик…сновение 2) заг…реть 3) выр…щенный 4) изл…жить 2.В каком слове пропущена буква О? 1) з…рница 2) ср…стись 3) заг…рать 4) предл…гать 3.В каком слове выбор гласной не подчиняется общему правилу? 1) р…сточек 2) изл…жение 3) к…сательная 4) заг…релый 4.В каком слове пропущена буква О? 1) нар…щение 2) неприк…саемый 3) оз…ряющий 4) пог…релец 5.В каком слове пропущена буква А? 1) оз…ренный 2) уг…реть 3) несг…раемый 4) водор…сли Тест повышенного уровня. 1.В каком ряду во всех словах пропущена буква О? 1) выр…сти, пол…жить 2) предл…жение, р…сток 3) предл…гать, р…стение 4)подр…сти, пол…жение 2.В каком ряду во всех словах пропущена буква А? 1) прик…снуться, выр…щивать 2) р…стовщик, прил…жение 3) отр…сль, к…сание 4)прик…сновение, предл…гать 3.Укажите правильный вариант объяснения правописания слова прор…стать. 1) в корне – рост – перед ст пишется о 2) пишется о, так как это слово – исключение 3) в корне – раст – перед ст пишется А 4) пишется буква А, так как это слово – исключение. 4.Укажите правильный вариант объяснения правописания слова сл…жение. 1) в корне – лож – в безударном положении пишется о 2) пишется о, так как это слово – исключение 3) пишется буква о, так как за корнем нет суффикса –А- 4) пишется буква А, так как за корнем идет суффикс –Е- 5.Укажите слово с ошибкой: 1) полагать 2) расток 3) касаться 4) наклониться. Ключ к тексту достаточного уровня: 3,3,1,4,1 Ключ к тексту повышенного уровня: 2,3,3,3,2. (Слайд № 3) - Проверьте себя и оцените свою работу. Критерии оценки: нет ошибок – 5 1 ошибка – 4 2 ошибки – 3. (Слайд № 4) - Поставьте карандашом отметки. - Подведём итог: с какой орфограммой работали? (Буква а – о в корнях с чередованием) Итог. Учащиеся показали степень усвоения орфограммы: «Правописание корней с чередованием гласных а-о». Создание проблемной ситуации. - Мы продолжаем с вами заниматься чередующимися гласными в корне слова. В русском языке чередуются не только о и а, но и е-и. Масленица, угощай! Всем блиночки подавай. С пылу, с жару – разб…райте! Похвалить не забывайте. Заб…рите калачи Все румяны, горячи! (Слайд № 5) - Ребята! Посмотрите на экран. Перед вами небольшое стихотворение. Прочитайте его. Какова тема стихотворения? (Масленица) - А что это за праздник? ( Это радостный праздник, наполненный шумом и гамом, веселыми забавами, вкусными запахами блинов, народными гуляниями.) - Я очень надеюсь на то, что вы будете сохранять и преумножать народные традиции. Ведь в них проявляется и доброта, и милосердие, и гостеприимство, и душевная щедрость нашего народа. - Запишите этот текст в тетрадь. Особое внимание обратите на слова, выделенные в тексте, потому что именно в них вы вставите пропущенные гласные в корне слова. - Вы готовы? Скажите, пожалуйста, что общего вы увидели в выделенных словах? (Корень) Какие гласные вы в них вставили? ( У ребят появились разные варианты.) - А почему в слове разбирайте одни поставили гласную е, а другие – и? И в слове заберите - то же самое? А как же правильно? (Ответы обучающихся содержат разные мнения.) - Вы хотели бы знать, как правильно написать эти слова? - Итак, тема нашего урока… (Ответ учащихся.) - Вы совершенно правильно определили тему урока: «Правописание корней с чередованием гласных е – и». (Слайд № 6) - Что же мы узнаем на уроке и чему научимся? (Узнаем, от чего зависит написание гласных е – и, научимся делать правильный выбор написания этих гласных в корнях). - Ребята, попробуйте самостоятельно провести маленькую научно – исследовательскую работу и выяснить, от чего зависит написание чередующихся гласных и – е. Внимание на экран. Перед вами пары слов, в корнях которых происходит чередование. Е – И в корнях с чередованием (Слайд № 7) - Какую закономерность можно здесь увидеть? От чего зависит выбор гласных е- и? (Зависит от наличия или отсутствия суффикса А). - Попробуйте самостоятельно сформулировать правило. Откройте учебник - параграф № 52; ознакомьтесь с информацией, а теперь посмотрите на таблицу (слайд № 8) и сделайте вывод. - Как вы будете пользоваться данной орфограммой? Предложите свой способ действия. (Обучающиеся предлагают свои варианты.) Алгоритм применения. Прочитать слово, поставить ударение. Выделить корень. Посмотреть на гласную и определить: проверяемая, непроверяемая или чередующаяся. Если чередующаяся – обратить внимание на гласную после корня. Применить орфограмму. (Слайд № 9). Итог. Учащиеся приобрели новые знания по теме: «Правописание корней с чередованием гласных е – и». -Используя алгоритм применения данной орфограммы, выполните упражнение 586. Динамическая пауза. Игра «Хлопок». Называются слова с чередованием е – и в корне. Слово с и – хлопок. Будьте внимательны. Слова для игры: набирать, замерла, протереть, протирать, расстилать, постелить, затереть, запирать. - Отдохнули? Работаем в паре. Перед вами карточки с заданием. Выпишите из данных предложений все слова с чередованием гласных е – и в корне, предварительно обсудив правильность выбора орфограммы. 1) Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой. 2) Песня замирает далеко на полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) Пролитую воду не соберешь. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) Сладость победы стирает горечь терпения. 8) Крепость изнутри берут. 9) Далекий от земного мира, я должен здесь и умереть. 10) Одной рукой поджигает, а другой тушит. - Проверьте себя и оцените свою работу. (Слайд № 10). Блестят, замирает, зажигали, соберешь, пробирается, упирались, стирает, берут, умереть, поджигает. Нет ошибок - 5 (все слова выписаны) 1-2 ошибки – 4 3-4 ошибки - 3 (Слайд № 11). - Вы справились с предложениями, а теперь поработайте со словосочетаниями. Исправьте ошибки. (Слайд № 12). 1) замереть от счастья 2) блестать красотой 3) замирать от страха 4) стиреть с доски 5) запереть дверь 6) блистеть на солнце 7) уберать комнату 8) разжигать костер 9) постилить скатерть 10) задирать нос - Проверьте себя и оцените свою работу, используя ключ. Ключ: 2,4,6,7,9. Нет ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3-5 ошибок – 3 (Слайд № 13). - Легко применять правило, когда вы знаете, в каком слове его использовать. Усложним задачу: проведем выборочный диктант. Я читаю, а вы на слух определяете слово на изучаемую орфограмму. 1) Фарлаф с боязнию глядит; В тумане ведьма исчезает, В нем сердце замерло, дрожит. 2) Но где Людмила? Он один! В нем сердце, вспыхнув, замирает. 3) Руслан внимает и глядит Бестрепетно, спокойным духом; Но, шевеля пугливым ухом, Конь упирается, дрожит. - Кто автор этих стихотворных строк? - Можете назвать произведение, откуда взяты эти строки? Изученное нами сегодня на уроке правило еще интересно тем, что в некоторые слова с суффиксом -А- «забралось» сочетание букв, похожее на женское имя. Кто догадался? Какое? - бИРА- дИРА –пИРА -тИРА- мИРА- (Слайд 14). Молодцы! Итог. Учащиеся закрепили изученный материал. |