Предмет: русский язык
Тема: «Чередование гласных звуков в корне слова, которого не видно на письме»
Класс: 2 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Цель урока: формировать умения находить способ проверки безударного гласного звука в корне слова.
Задачи урока:
- Образовательные: начать работу по алгоритмизации проверки безударных гласных в корне слова; формировать навыки грамотного письма; учить работать в малых группах по методу сотрудничества;
- Развивающие: развивать умение логически мыслить, доказывать свою точку зрения, умение слушать и слышать других;
- Воспитательные: воспитывать желание высказать свое мнение, взаимопомощь, способность адекватно оценивать свои силы и возможности.
Использованные технологии: личностно-ориентированное обучение, КСО, здоровье-сберегающая, технология рефлексивной деятельности.
Форма урока: индивидуальная, работа в парах, работа в малых группах.
Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, частично-поисковый, проблемный, метод рефлексии.
Тип урока: урок «закрепления знаний»
Планируемые результаты:
предметные:
-формировать умения находить способ проверки безударного гласного звука в корне слова.
метапредметные:
Личностные УУД:
-способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
-понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
-работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
-следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
- способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности;
- работать над осознанием ответственности за общее дело.
Регулятивные УУД:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- фиксировать индивидуальное затруднение в действии;
- развивать умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные УУД:
самостоятельная постановка цели;
-поиск информации;
-проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
-развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
-развивать умение работать с разными видами информации;
-продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике, словаре и тетради для самостоятельных работ;
-работать над формированием умений выполнения действий по образцу;
-работать над использованием знаково-символичных средств;
-способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД:
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, жетоны, тренинг, аудиозапись.
У-1, Т-1, У-2(словари)
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формирование УУД
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятель-ности на уроке («надо», «хочу», «могу»).
Ребята! Хорошего вам настроения и успехов!
Пожелайте друг другу удачи.
Дети получают эмоциональный настрой
-желаю (соприкасаются большими пальцами);
-большого (средними);
-успеха (указательными);
-во всём (безымянными);
-и везде (мизинцами);
Удачи.
личностных: формирование мотивационной основы учебной деятельности,
-положительное отношение к уроку;
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
(3-5 мин)
Цель: организация подготовки и мотивации к надлежащему самостоятельному выполнению учебного действия, фиксация индивидуального затруднения.
3.Постановка учебной задачи.
Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
4. Закрепление знания.
Цель: решение типовых задач на новый способ дей-ствия с проговари-ванием алгоритма решения вслух.
( в форме коммуни-кации – фронталь-но, в группах, в парах).
Повторение изученного материала.
-Прочитайте предложение.
В к(о,а)лючей тр(а,о)ве прит(о,а)ился е(ш,ж).
(слайд2)
-Что поняли?
-Придумайте задание.
-Что общего? (чередование не видно на письме)
-Выскажите свое предположение, о чем пойдет речь на уроке?
У.: мы сегодня будем продолжать формировать умения находить способ проверки безударного гласного звука в корне слова.
У: Ребята, так каким же способом можно проверить безударный гласный в корне слова?
(Опора-подсказка крепится на доске)
-Давайте откроем 150 страницу учебника, обратимся к плакату Летучей мыши и убедимся в своей правильности,.
-Обратимся к упражнению114.
-Какое слово посмотрите в сло-варе?
-В каком словаре?
-Как пишется слово ч…шуя?
-Что такое чешуя? Выскажите свою точку зрения. (слайд3)
-На поверхности каких растений, кожи животных вы видели плас-тины, т.е.чешую? (слайд4)
У.:Запишите слова в тетради.
У.:- Домашнее задание: (слайд5)
-составить небольшой текст на тему «Чешуя», в словах подчер-кнуть изученные орфограммы;
-Т1 с/р «Русский язык»: с.46, у.56
У.:-Прежде чем приступить к другой форме работы, предлагаю разминку для глаз (слайд 6,7)
-Работа в группах:
У.:Какой использовали способ проверки безударного гласного звука в корне слова?
-1группа распределяет слова по группам,
-2группа подчеркивает проверочные слова, ставит ударение.
-Соня, Марина работают по тренажеру на компьютере.
-С кем интересно было работать в группе?
У.: Какова главная идея урока сегодня?
-Какие знания помогли вам в работе?
Читают предложение,
придумывают задания.
- отвечают на поставленные вопросы, повторяют изученный материал;
-высказывают свою точку зрения;
-высказывают предположение;
-высказывают свое мнение:
(изменить форму слова, подобрать родственное)
-читают информацию, убеждаются в правильности ответа;
-учащиеся читают зада-ние, отвечают на вопросы, получают информацию из словаря, работают в паре, находят способ проверки безударного гласного звука в корне слов,
-Высказывают свою точку зрения и сравнивают с толкованим словаря С.Ожегова, с.884.
-дают ответы
- записывают слова в тетрадь; фоновая музыка-
-высказывают свое мне-ние;
-записывают задание в дневник;
- выполняют разминку для глаз.
-работают в группах по заданию, аргументируют ответы
-выходят к тренажеру, разгадывают кроссворд;
-высказывают свое мнение;
-дают ответы
регулятивных:
-развитие умения контролировать свою деятель-ность по ходу выполнения задания:
познавательных:
-развивитие умения
анализировать, сопоставлять;
сравнивать
коммуникативных:
формулирование и обоснование своей точки зрения, своего предположения;
- регулятивных УУД : целеполагание,
познавательные:
формирование умений ориентироваться в учебнике;
регулятивных:
-взаимодействие с соседом по парте;
коммуникатив
ных:
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
познавательных: выполнение задания, получе-ние информации из словаря;
коммуникатив-ных: умение договариваться, слушать собеседника, вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие;
регулятивных:
-развитие умения контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
5.Рефлексия учеб-ной деятельности на уроке.
Цель: самооценка учениками собст-венной учебной деятельности.
(соотносятся её цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели дея-тельности).
(слайд8)
У.:выйдите к карте и поместите свой кораблик на острове, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после взаимодействия
.
У: Урок окончен. Спасибо за работу.
-выходят к карте и размещают свой кораб-лик на соответствующем острове.
личностных:
-работа над самооценкой и пониманием причин успеха/ неуспеха в деятельности;
познавательных:
-развитие уме-ний анализи-ровать, обоб-щать, высказы-вать свое мне-ние, оценивать свою деятель-ность на уроке
2группа
Прочитай. Поставь ударение. Подчеркни проверочные слова
Бегун, беговая, беготня, бег, бежит.
Лесник, лесной, подлесок, лес.
Какой использовали способ проверки безударного гласного звука в корне слова?
1группа
Напишите слова в столбики:
б_да, стр_жи, п_тно, м.сты, стр.на
Какой использовали способ проверки безударного гласного звука в корне слова?