kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Корень слова и однокоренные слова с презентацией для урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  содержательная:  активизировать и расширить знания о корне как главной значимой части слова;

            деятельная: выработать умение выделять корень слова и подбирать однокоренные слова;

                                  развивать умение анализировать, сравнивать в процессе тренировочных упражнений, умение работать в группе

                                  и строить диалог.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Корень слова и однокоренные слова с презентацией для урока»


Сценарий урока русского языка в 5 классе


Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова


Цели:

содержательная: активизировать и расширить знания о корне как главной значимой части слова;

деятельная: выработать умение выделять корень слова и подбирать однокоренные слова;

развивать умение анализировать, сравнивать в процессе тренировочных упражнений, умение работать в группе

и строить диалог.



Тип урока: Открытие нового знания.


Белова Лариса Петровна учитель русского языка

и литературы

ОПФ МОУ «СОШ с.Вязовка» в

с. Большая Каменка

Татищевского района



Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Сегодня у нас необычное начало урока. Сейчас мы с вами прочитаем сказку , которая называется «Случай в городе Славянске».

(текст сказки лежит на партах )

Случай в городе Славянске.

Вот что случилось однажды на городской площади города Славянска

Окончания работали связистами на телефонной станции. Каждый день они принимали звонки , и вот как –то раз позвонило слово мы, которое обратилось с просьбой: «Свяжите меня со словом играть, пожалуйста» Прелестная телефонистка быстро по этому звонку присоединила нужное окончание. Получилось - мы играем. И решили окончания, что они самые главные значимые части слова.

Увидели это корни , приставки и суффиксы , надели шляпки –невидимки и пропали. И работа окончаний потеряла смысл. Бегают растерянные окончания по городу, а смысла найти не могут.


Учащиеся слушают сказку .














Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

По содержанию сказки задаются вопросы. Фронтальный опрос

1.О чем сказка?

Вопросы на грамматическую тему урока

1.Почему же исчез смысл слов? Куда он спрятался , ребята?

Но пропали и приставки и суффиксы

2.А какое отношение имеют корни к смыслу слова?

3.А как найти в слове корень?

Задание. Подберите однокоренные слова к слову играть (слайд1)





Вопросы.

1.Слова, каких частей речи составляют этот ряд однокоренных слов? Повторяют части речи

2.Найти в тексте однокоренные слова. (Слайд 2)


3.Дополнить ряд значимые – значат своими примерами

4.А почему мы не назвали слов знакомый, познакомились?

Вывод . Тема нашего урока.






Конкурс команд.

Кто лучше ответит на вопрос, в чем лексическая особенность слова корень(однозначное? Многозначное? Омоним?)



Повторение. Работа по тексту сказки.

1.Назовите изученные орфограммы

2.Лексика (синоним к слову быстро, антоним к слову смысл, слово в переносном значении)


Учащиеся отвечают на вопросы.

  1. О том, к чему приводит зазнайство

Ответы на грамматическую тему

1Смысл слов исчез, потому что пропали корни.

2.Именно в корнях и заключен главный смысл , то есть лексическое значение слов

Вспоминают определение лексическое значение слова (то что обозначает слово)

3.Подобрать однокоренные слова, определить главную значимую часть слова.

Учащиеся выполняют задания, выстраивая цепочку однокоренных слов.(работа в парах)

Играть – игра, игрушка, игривый, игровой, игральный



Ответы

1.Однокоренные слова могут относится к разным частям речи (сущ., гл., прил.,)

2.Ответы. Значимые – значат, случай –случилось, город –городской, телефонной – телефонистка, потеряла –растерянные, звонит – звонку.

3.Знак, обозначить, значение


4. Они не являются однокоренными, так как у них другое лексическое значение.


Учащиеся выводят тему урока и записывают ее в тетради. Сравнивают определение корня в учебнике 5 класса с определением , которое давали в начальной школе.

Корень слова - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.(запись в тетради :число, тема)

Определяют цели урока

Научится находить корень в слове, подбирать однокоренные слова.

Повторение

1.гласные после шипящих, непроизносимые согл.. и другие

2.мгновенно

бессмыслица

потеряла

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Целеполагание.

Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Физкультминутка

Мы писали и устали,

Все мы дружно ,тихо встали,

Ножками потопали: раз ,два ,три,

Ручками похлопали: раз, два, три

Учащиеся выполняют упражнение.



Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

3.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.











































1.Найди лишнее слово по значению. У ребят на парте лежит лист со словами. Задание: найти лишнее слово, объяснить его значение

  1. Соль, солонка, солнце

  2. Лес, лестница, лесник

  3. Больной, больница, большой

  4. Гора, горный , гореть

  5. Нос, выносить, носовой

  6. Косичка, косить, покос

2. Продолжи ряд однокоренных слов , чтобы правильно выделить корень.

Грязный, грязненький, грязнуля, загрязнить, Грязь, грязевый.

Темный, темнота, затемнение, потемнеть, ТЕМНОТА, темень.

Теплый, тепленький, ТЕПЛО,теплеть, потепление.

3.Повторение и закрепление орфограммы «Безударная гласная в корне слова»

Слайд 3 г…ризонт тр…пинка

з…лотой к…стер

уд…вительный с…лют

б…гряный д…лекий

м…рской д…лина

Слайд. 4 Текст Задание 4: выписать отдельными группами однокоренные слова . Обозначит в них морфемы.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

А.С.Пушкин



1.Учащиеся работают в парах

Речевое проговаривание










2. Учащиеся выполняют задание на выбор : 1 –вариант, 2 –вариант, 3 –вариант.








3.Ученики работают в группах, анализируют слова, доказывают способы проверки, добавляют свои примеры

От каждой группы выступает представитель , сверяется правильность выполненного,

вспоминают правило проверки безударной гласной в корне слова


4/Учащиеся выполняют задание.

Однокоренные слова:

Старик –старуха;

Пряла –пряжу; тридцать -три























Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

4.Самостоятельная

работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.





























5.Этап включения в систему знаний и повторения.


5.Учитель предлагает выполнить упражнение учебника. Вставить пропущенную букву в корне слова, учитывая лексическое значение слова. (даны предложения)Запишите проверочные слова.

На скалу набрасываются яростные во/алы (_________)

Ветер разве/ивает праздничные флаги (_____)

Я да/ою сигнал (_______)

Яков настойчиво разви/евает силу

Я да/ою корову (_____)

У реки пасутся ва/олы (_____)



6.Определить лексическое значение слов по корню: земляника, медведь, подушка.


7.Игра «Одень корень». Каждая группа получает на листке корень слова , который нужно «одеть» , то есть добавить приставки, суффиксы, подобрать как можно больше однокоренных слов (-ход-,- лет-, --цвет-,-вода-,- трав-)







Тест Выбери нужное утверждение

1.Корень –это

А)главная значимая часть слова

Б)часть речи

В)часть предложения

2.В корне заключено

А)значение одного слова

Б)значение предметности

В)общее лексическое значение однокоренных слов

3.Чтобы найти корень

А) изменить слово

Б)подобрать однокоренные слова

В)объяснить значение слова

4.Однокоренные слова

А)могут быть только одной частью речи

Б)могут быть только разных частей речи

В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным

5.Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы.

Работа в парах. Речевое проговаривание.

Взаимопроверка.














6.Работа в группах

Учащиеся перечисляют лексические значения слова корень, пользуясь словарем.

7.Учащиеся работают в группах














Учащиеся выполняют тест. Ответы на доске .

Самооценка


Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваемого содержания.


Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы; творческая активность

Личностные: способность самооценки своих действий.






Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

6.Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Подведение итога урока.

Рефлексия

Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

Урок мне -------- понравился.

Я _____ доволен своей работой на уроке.

Или показывают смайлики с разным выражением настроения.






Учащиеся заканчивают предложения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.


Самостоятельная работа: Упр. учебника….

дополнительно – варианты:

1.составить синквейн на изученную орфограмму.

2. написать лингвистическую сказку о корне слова.

3.Сделать красочный плакат на тему «Корень и однокоренные слова»








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Корень слова и однокоренные слова с презентацией для урока

Автор: Рябова Надежда Витальевна

Дата: 14.12.2015

Номер свидетельства: 265915

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока на тему "Корень слова. Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "122427"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414246432"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Корень слова. Однокоренные  слова. "
    ["seo_title"] => string(35) "korien-slova-odnokoriennyie-slova-5"
    ["file_id"] => string(6) "215385"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432660763"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "презентация на тему корень слова. однокоренные слова"
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiia-na-tiemu-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "287402"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454487728"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок по русскому языку по теме "Что такое корень и однокоренные слова?" "
    ["seo_title"] => string(75) "urok-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-chto-takoie-korien-i-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "178817"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424882581"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Урок -проект "Семья слов" "
    ["seo_title"] => string(25) "urok-proiekt-siem-ia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "118491"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413144394"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства