Цель: Сформировать знания учащихся об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов.
Задачи:
1. Совершенствовать умения выделять корень в слове; развивать умения находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями; развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;
Просмотр содержимого документа
«Корень слова. Однокоренные слова. »
Тема:Корень слова. Однокоренные слова.
Цель: Сформировать знания учащихся об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов.
Задачи:
1. Совершенствовать умения выделять корень в слове; развивать умения находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями; развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;
3. Воспитывать трудолюбие, прилежание, бережное отношение к воде, любовь к природе.
Тип урока: Формирование новых знаний.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративные, репродуктивные, частично – поисковые, проблемные, исследовательские.
Формы работы учащихся: фронтальная и индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: ПК для учителя, мультимедийный проектор, экран.
Оборудование: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, толковый словарь, диск с заданиями, компьютер, презентация, тест, пословица, тема на доске, карточки со словами (родственные слова, корень слова, однокоренные слова), смайлики (жёлтый, красный, синий), фото.
Ход урока.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
1. Проверка готовности к уроку.
2. Психологический настрой.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
3. Запись числа, классной работы.
2.Опрос домашнего задания
чтение сочинения «Моя большая и маленькая Родина»
3.Мотивация учебной деятельности
На прошлом уроке мы говорили о том,что в нашем мире все предметы состоят из частей.Например,тетрадка состоит из листов,обложки и скрепок,стул состоит из таких частей,как сиденье,спинка,ножки,окно из рамы и стекла.Мы пришли к выводу,что и слова русского языка состоят из частей.
Верно, ребята. Сегодня на уроке мы отправимся в гости к Корню, чтобы узнать все его секреты.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?(корень слова)
Запишите в тетради.
- А какие цели нашего урока? (научиться правильно выделять корень в словах, подбирать однокоренные слова…)
1.Объяснение новой темы.
Чтобы раскрыть 1-й секрет этой морфемы, нам надо выполнить следующее задание.
Вы разделились на две команды и каждая команда расскажет нам сказку о чудесном дереве.
«Как растут слова»:
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Назовите однокоренные слова. Выделите корень.
Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.
Много лет назад появилось слово лететь. Нашли его люди и думают. «Что с ним делать?»
А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое , красивое дерево »
Посадили люди слово лететь, и стало оно расти. Сначала одна веточка появилась. Ее звали прилететь. Потом выросла вторая –улететь, затем третья-вылететь, четвертая-полететь, пятая-долететь, шестая –перелететь, седьмая-перелетная.. Много веточек появилось у чудесного дерева. Все они на него похожи, но и свое есть в каждой .
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть –лет- и назвали ее «корнем» .И правильно сделали : от нее , как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.
Какие слова выросли из корня «сад», «лет»?
Это не простые слова, это слова родственники. Почему? У всех родственных слов есть одинаковая часть. Попробуйте прочитать слова без корня. Можно ли без корня понять значение слова?
Мы раскрыли секрет корня.
1-секрет .Корень-главная значимая часть слова.
Тренировочные задания
1. Для 1-команды, 2-команды
Найди родственные слова выдели в них корень
Работа с учебником , упр145
Физминутка
2.Тренировочные задания для команд. Даются корни для работы.
- Как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково.)
3. Однажды корень вод пошел искать
родственников. Опустился он под
воду и в водной глубине увидел
подводную лодку. Рядом с лодкой
работал водолаз. Понравилось корню
под водой. Интересного много, да и
родственников нашёл.
Найди родственные слова выдели в них корень
3. - Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
- Кто же оказался чужаком среди родственников воды?