Урок - проект «Семья слов» 3 класс
Педагогические цели
Создать условия для обучения составлению «семьи слова» по аналогии с данным объектом, презентации учащихся своих достижений.
Тип урока
Решение частных задач
Планируемые результаты (предметные)
Проявляют позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимают значимость хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию; подбирают слова с заданной морфемой, находят корень в однокоренных словах, подбирают однокоренные слова к заданному слову.
Личностные результаты
Имеют мотивацию к творческому труду (в проектной деятельности), ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: осознают познавательную задачу, решают её; используют знаково-символические средства для решения учебных задач, пользуются словарями и справочными материалами учебника; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их.
Регулятивные: планируют свои действия для решения задач, выполняют действия по намеченному плану; оценивают свои достижения, определяют трудности, осознают причины успеха (неуспеха) и способы преодоления трудностей.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; оценивают мысли, советы, предложения других людей, разные мнения; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его.
Основное содержание темы, понятия и термины
Корень, слова, однокоренные слова, «дерево слов»; словообразовательный словарь, морфемный словарь.
Образовательные ресурсы
Морфемный словарь, словообразовательный словарь
Этапы урока
1
Формы, методы, методические приёмы
2
Деятельность учителя
3
Деятельность учащихся
Форма контроля
6
Осуществляемые действия
4
Формируемые умения
5
I Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Фронтальный. Словесный. Слово учителя.
Приветствует учащихся.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных средств на столе.
Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
II. Постановка учебной задачи. Работа с учебником (с.101)
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа, инсценировка
Однажды встретились корень куста и корень слова.
- Здравствуй, я корень, а ты кто?
- Я тоже корень.
- Я в земле живу. А ты где живёшь?
- А я в словах живу.
- Ну как же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
- Не хвастайся! От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов.
- Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть!
- А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя!
Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают, и такие, от которых новые слова вырастить можно!
- Попробуйте объяснить, о чём у нас с вами будет разговор на уроке?
Слушают учителя; соотносят содержание рассказа и учебный материал; отвечают на вопросы, формулируют тему урока и определяют цель деятельности на уроке
Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем
Фронтальный, ответы на вопросы
III. Закрепление знаний и способов действий.
1. Работа по учебнику (с.101)
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, работа с таблицей, письмо.
- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике (с.101). Найдите на ней корень слова, из которого выросло целое дерево слов.
- Составьте предложение с любым словом, которое вы нашли на рисунке.
- Выполните упр. 3 на с.101 учебника.
Слушают учителя, отвечают на вопросы; составляют предложение с выбранным словом. Работают со схемами слов, подбирая к ним слова с аналогичной структурой.
Пр. – отрабатывают умения выполнять разбор слова по составу, составлять (подбирать) слова в соответствии с предложенной схемой.
Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем
Беседа по вопросам, письмо
2. Создание и защита проектов
Фронтальная. Словесный, практический.
- Сегодня у каждого из вас есть возможность выступить и в качестве автора и разработчика проекта «Семья слов», и в качестве эксперта, который оценивает увиденную презентацию. Будьте настоящими знатоками изучаемого вопроса, внимательными и доброжелательными слушателями.
Слушают учителя, защищают свои исследовательские проекты, в отведённое учителем время комментируют представленные работы
К – приобретают опыт публичного выступления, оформления и представления своего исследования
Индивидуальный. Презентация проекта
Физкультминутка
Коллективная. Практический.
.Наклоняемся с хлопком
И с хлопком потом встаем.
Вниз и вверх, вниз и вверх,
Ну-ка, хлопни громче всех!
(Наклониться, хлопнуть в ладоши, встать, хлопнуть
в ладоши над головой.)
На одной ноге мы скачем,
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже,
Очень долго прыгать можем.
(Прыжки на одной ноге.)
Головой вращаем плавно,
Смотрим влево, смотрим вправо.
(Повороты головы вправо и влево.)
И пройдемся мы немного,
(Ходьба на месте.)
И вернемся вновь к уроку.
(Сесть на место.)
В. Тарасов
Выполняют движения по тексту под руководством учителя
Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке
Правильное выполнение движений
3. Обсуждение проектов. Составление рейтинга.
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа.
- Итак, все проекты представлены. Предлагаю высказать своё мнение о том, что понравилось, что удивило, что показалось интересным.
Высказывают свои мнения о представленных проектах.
К – Размышляют, высказывают своё мнение, представляют и аргументируют свою позицию, приобретают опыт ведения корректного спора
Беседа по вопросам
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Фронтальная. Словесный. Беседа.
- Какая задача стояла перед нами?
- Удалось ли её решить?
- Кто справился с задачей?
- Кто испытывал затруднения? Почему?
Ответы на вопросы учителя.
Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Беседа по вопросам. Саморегуляция.
Домашнее задание (упр. 103)
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя.
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. проверяет соответствующие записи.
Слушают объяснения учителя. Делают соответствующие записи.
Р – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития