План- конспект урока «Корень слова. Однокоренные слова» 6 класс Предмет: русский язык Класс: 6 Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова» Учитель: Апряткина В.П.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность обучающихся | Формы организации совзаимодействия | Формируемые Умения( универсальные учебные действия | Контроль результатов учебной деятельности |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. Стихотворение С. Острового «Первородство» ( текст стихотворения на слайде) Слайд-1 | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Познавательные: осознают познавательную задачу Регулятивные: планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции Коммуникативные: работают в парах) обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличие от своей) | Листы обратной связи |
2Актуализация и проблемное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение в новых ситуациях. Эвристическая беседа | - Как вы поняли это стихотворение? - О какой особенности слов говорит нам поэт? - Все на свете состоит из чего – то: лес - из деревьев, облака- из множества водяных капель. Из чего же строятся слова? | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов | Групповая | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач, операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
3.Выявление места и причины затруднения | Обсуждение результатов предыдущего этапа. Словесно- иллюстративный рассказ. Просмотр мультимедийной презентации | -Прежде, чем отправимся в путешествие, давайте соберем рюкзак знаний --А что мы возьмем с собой? -Знания, которые помогут в путешествии Продолжи предложение -Что изучает морфемика…? -Что называют морфемой…? -Морфема – это….? -какие морфемы вы знаете?(Слайд-2) - Молодцы, ребята. Страна» Морфемика» с радостью открывает двери перед вами Вывод темы - Итак, мы с вами попали в страну Морфемика. - Кто здесь живут7 - А теперь угадайте? - Кто ждет нас в гости, чтобы поделиться своей мудростью? - Чьи секреты мы сегодня будем собирать? | Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, выполняют задания, осваивают лингвистические термины; | Фронтальная | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремится к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | |
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа, обучающие задания | Уберите повторяющиеся буквы в словах и узнаете тему урока (Слайд-3) Корень слова - Верно. Сегодня на уроке отправимся в гости к Корню слова, чтобы узнать все его секреты и научиться правильно находить корень в слове Открываем тетради , записываем число и тему урока Раскроем первый секрет -На нашем пути первый секрет - Нужно выполнить задание, которое оставил нам корень Хлеб ? – уш- ек (Слайд-4) Посмотрите внимательно, какие морфемы вы видите? Можно ли без корня понять значение слова? - Вывод – Корень- главная значимая часть слова 1секрет положим в рюкзак Раскрываем второй секрет - Для того, чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание Корня - Что общего у всех слов( значение) -Как называются слова, каждого дерева( однокоренными) - А теперь присмотритесь внимательнее. Все ли слова с этого дерева Все ли слова являются однокоренными? Задание ( карточки) (Слайд-5) - Придумать предложение со словами провод и вода Вывод. -В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов, понятие - Раскрываем третий секрет - Для этого нужно выполнить задание Корня (Слайд-6) -Как найти корень в слове? -В каком столбике записаны слова, помогающие найти корень? -Как они называются? - Как назовем остальные слова? Задание- найти корень Вывод- 3 секрет - Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова | Формируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о роли морфем как значимых частей слова | Индивидуальная, групповая, парная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушенного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания Регулятивные: планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач | Вопросы для уточнения информации |
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоенных новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение заданий | Тренировка (Слайд-7) - Продолжи ряд однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень. Задание по вариантам (1В., 2В.) Раскрываем 4 секрет -Заполнение таблицы- (Слайд-8) Какой частью речи могут быть однокоренные слова? Проверка по цепочке - Вывод. ( 4 секрет) | Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Индивидуальная, групповая | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющихся Познавательные: читают, слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника, в карточках Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы и письменные задания |
| Физминутка | Буратино потянулся, Раз нагнулся, Два- нагнулся, Три- нагнулся Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел, Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | Личностные: проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии и работоспособности | Выполнение упражнений |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, ответы на вопросы | - Тренировка (Слайд-8) - Продолжи ряд однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень ( слайд) 1 в 2в. Грязный Темный Грязненький темнота | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индивидуальная | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, обретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, Классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут причины и пути преодоления. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения | |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. | _-Ребята, вот мы и добрались до дома Корня. Стал ли наш рюкзак тяжелее? - _ А что принесли мы в своем рюкзаке? – -Секреты корня. -Корень решил нас проверить, хорошо ли вы запомнили все его секреты? Тест | Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Индивидуальная, парная | Личностные: осуществляют нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания Познавательные: самостоятельно выделяют и формируют цель; осуществляют поиск необходимой информации( из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению памяти) Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения | Тестирование |
8.Включение в систему знаний и повторений | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | - Вернемся к нашим карточкам для самоконтроля. Оцените свои знания и умения, ответив на вопросы карточки | Рассматривают выполненные работы, оценивают их; отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа по вопросам | - Что нового узнали на уроке? -Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолели? -Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Индивидуальная. | | |