Тема | «Корень слова. Однокоренные слова» |
Цель | Способствовать отработке умения находить корень в однокоренных словах; пополнять словарный запас обучающихся |
Задачи | Совершенствовать умения выделять корень в слове; Развивать умения находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями; Развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать; Формировать умения работать индивидуально, в парах и группах; Воспитывать бережное отношение к природе |
Формируемые УУД | Личностные: обучающиеся научатся положительно относится к изучаемому русскому языку, проявят навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Регулятивные: научатся действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре, в группе. |
Основные понятия | Родственные слова, однокоренные слова, корень слова. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», рабочая тетрадь В.П. Канакина «Русский язык», ноутбуки, электронное приложение к учебнику В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык». |
Организация пространства | Учебный кабинет, интерактивна доска, ИКТ. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Орг. момент. Самоопределе -ние к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Организацион -ный момент, положительная мотивация к уроку | Обучающие настраиваются на учебную деятельность | Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее Пора начать урок! Тетрадь правильно кладу, Ручку правильно держу, За посадкою слежу И красиво пишу! (число, классная работа)
- Мы настроились на работу. - У нас с вами урок русского языка. | | Личностные УУД: развитие навыков самоорганизации подготовки рабочего места; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми |
II.Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | - На какой вопрос помогли ответить Почемучке? - Что такое родственные слова? | -Что такое родственные слова? - Учиться, находить родственные слова. Работа с интерактивной доской. | - Помните ли вы, какая тема была у нас на прошлом уроке? Напомните мне её. – А сейчас я проверю, поняли вы, какие слова называются родственными. Упражнение из электронного приложения на интерактивной доске (про мышку). - А как по - другому называются родственные слова? | Воспринимают вопросы учителя вслух. Правильно строят ответы, привлекая имеющиеся знания. | Метапредметные рез-ты: -Овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. -Научатся устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построению рассуждений. |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Подведение к цели урока в беседе с детьми | -Что такое однокоренные слова? - Учиться находить однокоренные слова, выделять корень в слове. | – Сегодня мы продолжи изучение темы, начатой на предыдущих уроках. И узнаем что – то новое об однокоренных словах | Воспринимают вопросы учителя вслух. Правильно строят ответы, привлекая имеющиеся знания. | Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления |
IV. «Открытие» обучающимися новых знаний Цель. Познакомить с нахождением корня в однокоренных словах . | 1.Учитель загадывает загадку. 2. Беседа о многозначных словах
| 1.Отгадывают загадку 2. Подбор родственных слов 3. Работа с интерактивной доской. | Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту. (Корень) - У чего может быть корень? - Сегодня будем учиться определять корень у слов. -По каким признакам вы догадались, что это корень? - О каких значениях корня говорится в загадке? - Сколько значений у слова корень? подземная часть растений; часть зуба, волоса; 3) часть слова - Если у слова несколько лексических значений, как оно называется? (многозначным) - Высказали, что корень – это часть слова. - Что такое корень? - Какая часть слова? (главная, без него нет слова) - Как обозначается корень на письме? Работа на интерактивной доске (из анимации) - Прочитайте однокоренные слова на доске. Запишите их в строчку, выделите корень. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте всё ли правильно у вашего соседа по парте. - А теперь убедимся в правильности (анимация с домом и слоном) - Поднимите руку, кто сделал всё правильно? - А кто допустил ошибку? | Получат информацию о составе слова. Характеризуют языковые единицы: часть слова – корень. Учиться списывать слова. Развивать орфографическую зоркость. Уметь сравнивать с образцом. | Личностные УУД: - формировать отношения к родному языку как к духовной, культурно- исторической ценности - формировать мотивации к творческому труду. Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ. |
|
V. Закрепление Цель. Закрепить полученные навыки | Постановка проблемной ситуации | Работа с учебником. Работа в группах. | - Откройте учебник на с.63. обратимся к рубрике «Запомните» - Как пишется корень в однокоренных словах? Выполнение упр.88 - Какое однокоренное слово вы написали к слову дуб? ( вода) - Как пишется корень в однокоренных словах?
| Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня Выделять группы родственных слов Выделять корни в однокоренных словах | Активизировать использование речевых средств и средств в диалоге между детьми и учителем для решения коммуникативных и познавательных задач. |
VI. Физминутка. | Постановка проблемной ситуации Учитель произносит слова | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня | Активизировать использование речевых средств и средств в диалоге между детьми и учителем для решения коммуникативных и познавательных задач. |
VII.Самостоя - тельная работа с самопроверкой Цель. Проверить умения в определении родственные слова самоконтроль усвоения знаний. | Постановка проблемной игровой ситуации | Работа в группах (рядах) | - Нам встретилось новое словарное слово – сахар. - Какое оно имеет лексическое значение? - А теперь послушайте правильное определение слова сахар. Прослушивание записи - Какое опасное место в этом слове? (показ образцов сахара и их сравнение по цвету) - Я хочу проверить усвоили ли вы какие слова относятся к однокоренным и умеете ли различать однокоренные слова. « Помоги лосям опуститься на землю», электронное приложение к учебнику Каждый ряд записывает в тетрадь одну группу родственных слов - Какие слова называются однокоренными? - Что называют корнем? | Закрепят умение определять родственные слова Развитие орфографической зоркость. | Коммуникативные УУД: Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Научатся сотрудничать в паре, в группе. |
VIII.Физминут-ка | | Разминка | Электронные ресурсы (физминутка для глаз) | | Регулятивные УУД: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни |
IX .Рефлексия Цель. Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Проведение игры «Верно ли что….» Выполнение проверочной работы | Принимают и соблюдают правила игры «Верно ли что….» | Игра «Верно ли что….» 1.Родня ли гусеница гусю? -Вы кто такие? - Я гусь, это гусыня, это наши гусята. - А ты кто? - А я ваша тётка- гусеница. Верно ли, что слова гусь, гусеница, гусёнок являются родственными, т.к. имеют общую часть? Выполнение проверочной работы в электронном приложении по теме «Однокоренные слова» | Формировать умений опознавать и анализировать единицы языка – родственные слова | Закрепят умение и способности к логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений. Регулятивные УУД: научатся действовать по плану |
X. Подведение итогов урока | Задает вопросы | Осмысливают и отвечают. Оценивают полученные знания | Человек без друзей – что дерево без корней. - Что написано на доске? - Как вы её понимаете? - Почему я решила закончить этой пословицей урок ? (Мы должны с вами дружить, быть дружными, помогать друг другу) | Обобщение знаний | Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ. Научатся оценивать свою деятельность. |
XI. Д/з. | Выполнить упр.91 с.63 | Записывают в дневники | | | |