kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Корень слова. Однокоренные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку. 3 класс.Тема " Корень слова. Однокоренные слова" На доске слова: гриб, грибок, подберезовик, грибочки, грибник. Учащиеся должны разобраться, что такое родственные слова, однокоренные слова. Выделяют общую часть слова ( корень ). Делают вывод, что называют родственными словами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Корень слова. Однокоренные слова »

«Корень слова. Однокоренные слова».

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

Задачи:

Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.

Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.

Обогащать словарный запас учеников.

Ход урока:


I.Орг. момент (1 мин).

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.


II. Создание проблемной ситуации. Понятие о родственных словах, корне. Лексическое значение слова «корень».(15 мин)


На доске слова:


гриб, грибной суп, крепкий грибок, подберезовик, вкусные грибочки, грибник.


- Прочитайте запись про себя, вслух.

- Что вы прочитали? (слова, словосочетания)

-Вам будет предложено задание: выписать в столбик родственные слова. Обсудите в парах, какие слова будете выписывать.


- Запишите слова.

- Проверим, какие слова выписали. (ребята зачитывают выписанные слова. Хорошо, если кто выпишет слово «подберезовик». Если не найдется такого ученика, то открываю доску и говорю: «А я выписала слово «подберезовик (Кто-то соглашается, а кто-то нет. Возникает проблемная ситуация)

- Давайте разбираться. Вернемся к заданию. Какие слова надо было выписать? (родственные).

- Значит, мы должны разобраться, что такое родственные слова.

- А как вы понимаете, что такое родственные слова? (слова, связанные по смыслу)

- Докажите, что выписанные слова связаны по смыслу.

(грибной суп – суп из грибов, грибок – небольшой гриб, подберезовик – гриб, растущий под березой, грибочки – маленькие грибы, грибник – человек, собирающий грибы.)

- Раз все слова, связаны со словом «гриб», связаны по смыслу, значит они родственные? (кто-то согласен, кто-то – нет.)

- Значит, есть еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными. Давайте посмотрим внимательнее на слова. Что увидели? (в словах должна быть общая часть)

- Выделим общую часть дугой.

- Кто знает, как называется общая часть? это корень слова.

-Что мы сейчас выделили? (общую часть)

-Общую часть каких слов? (родственных)

- Итак, какие слова мы будем называть родственными?

- С родственными словами разобрались.


- А что же такое корень слова? (общая часть родственных слов)

- А какие слова называются родственными?


Физминутка. (2 мин)


III. Понятие об однокоренных словах.( 5 мин)

-Вернемся к нашим словам. Можно ли сказать, что данные слова образованы от одного и того же корня? (да)

- От какого? (от корня –гриб-)

-Так как же называются слова с одним и тем же корнем? (однокоренные)

-Это правило действует только для наших слов или для других тоже? (для других тоже. Например, образец в правиле).


Итог: - С какими новыми понятиями сегодня познакомились? (родственные слова, корень слова, однокоренные слова)

-Как будете доказать, что слова являются родственными? (они должны быть связаны по смыслу и иметь один и тот же корень)

- Что такое корень? (общая часть родственных слов)

- Какие слова называются однокоренными? (те, которые образовались от одного и того же корня)

-Ребята, после того, как вы узнали о новых понятиях, какую учебную задачу поставите? (будем учиться находить однокоренные слова, выделять корень).


IV. Упражнение в распознавании однокоренных слов.

( 15 мин)



1. Выпиши группы однокоренных слов.

Грач, вода, грачиха, лес грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.

2. Почему слова каждой группы ты считаешь однокоренными?


-Прочитайте про себя, вслух.

- Какие слова будете искать? (однокоренные)

- А какие слова называются однокоренными? (при затруднении – к правилу)

-Если при работе возникнут затруднения, как будете работать? (обратимся к правилу)





V. Подведение итогов урока. (2 мин)


-О каких новых понятиях узнали на уроке?

-Что такое родственные слова?

-Что такое корень?

-Какие слова называются однокоренными?

-Д/з: выучить правила на стр.33,34,36, упр.97 на стр.34

-Спасибо за работу. Урок закончен.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Корень слова. Однокоренные слова

Автор: Саломаха Наталья Игоревна

Дата: 02.04.2015

Номер свидетельства: 195942

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект . Корень слова. Однокоренные слова. 2класс"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-korien-slova-odnokoriennyie-slova-2klass"
    ["file_id"] => string(6) "280878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453444962"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "урок на тему "Корень слова.Однокоренные слова "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-na-tiemu-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "167199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423059546"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-po-russkomu-iazyku-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "169481"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423413032"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Занятие по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова""
    ["seo_title"] => string(71) "zaniatiie-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "266670"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450200702"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Поурочный план по  теме:"Корень слова.Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(59) "pourochnyi-plan-po-tiemie-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "202515"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429268417"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства