kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Корень слова и однокоренные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Личностные: 

  • способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры  монологичного  и диалогичного ответа; - способствовать воспитанию устойчивого интереса к изучению русского языка через использование современных  средств обучения

Регулятивные

-   формировать умение анализировать, сравнивать в процессе тренировочных упражнений, делать выводы.

 Предметные-научить отличать однокоренные слова и формы слова, подбирать онокоренные слова;активизировать и расширить знания о корне как главной значимой части слова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Корень слова и однокоренные слова »



Тема урока:

«Корень слова и однокоренные слова».

Система учебников:

Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2012 г. («Алгоритм успеха.»)

Русский язык. 5 класс. Учебник для образовательных учреждений под редакцией А.Д.Шмелёва.

Цели

Личностные:

  • способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры монологичного и диалогичного ответа; - способствовать воспитанию устойчивого интереса к изучению русского языка через использование современных средств обучения

Регулятивные

- формировать умение анализировать, сравнивать в процессе тренировочных упражнений, делать выводы.

Предметные-научить отличать однокоренные слова и формы слова, подбирать онокоренные слова;активизировать и расширить знания о корне как главной значимой части слова

Тип урока.

Урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся.

Работа в группах ,парная, индивидуальная, фронтальный опрос

Необходимое техническое оборудование.

Компьютер, проектор, аудиозапись



Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.

Проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроя учащихся на урок.



2минуты






Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Мы друг к другу повернемся

И, конечно, улыбнемся.

Пожелаю вам, друзья,

Я ни пуха ни пера!

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!






Организует класс на работу

Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала



Приветствие учащихся

Подготовка класса к работе.

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение
















































Самоопределение

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Целеполагание













.

2.Актуализация

знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.



10 минут

Сегодня у нас необычное начало урока. Сейчас мы с вам прочитаем сказку, которая называется «Случай в городе Славянске».

(текст сказки лежит на партах )

Случай в городе Славянске.

Вот что случилось однажды на городской площади города Славянска

Окончания работали связистами на телефонной станции. Каждый день они принимали звонки, и вот как –то раз позвонило слово мы, которое обратилось с просьбой: «Свяжите меня со словом играть, пожалуйста» Прелестная телефонистка быстро по этому звонку присоединила нужное окончание. Получилось - мы играем. И решили окончания, что они самые главные значимые части слова.

Увидели это корни, приставки и суффиксы, надели шляпки –невидимки и пропали. И работа окончаний потеряла смысл. Бегают растерянные окончания по городу, а смысла найти не могут.



По содержанию сказки задаются вопросы. Фронтальный опрос

1.О чем сказка?

Вопросы на грамматическую тему урок

1.Почему же исчез смысл слов?

2.А какое отношение имеют корни к смыслу слова?





3. Как найти в слове корень?







4. Подберите однокоренные слова к слову играть (слайд1)







Вопросы.

1.Слова, каких частей речи составляют этот ряд однокоренных слов? Повторяют части речи

2.Найти в тексте однокоренные слова. (Слайд 2)



3.Дополнить ряд значимые – значат своими примерами









4.А почему мы не назвали слов знакомый, познакомились?

Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?











Чтение параграфа №5 (учебник)


Актуализация знаний учащихся ;определение уровня знаний, мотивирование учащихся на решение учебных задач

















































Организует опрос учащихся, направляет на решение поставленной задачи



























Организует работу в парах

















Предлагает  материал для наблюдений и анализа















Введение учителем проблемной ситуации





Конкретизирует и уточняет тему урока









Организует групповую работу

Определяет самые сложные и интересные вопросы.

Учащиеся слушают сказку.























































Отвечают на поставленные вопросы




1.О том, к чему приводит зазнайство

Ответы на грамматическую тему

1Смысл слов исчез, потому что пропали корни.

2.Именно в корнях и заключен главный смысл, то есть лексическое значение слов

3.Подобрать однокоренные слова, определить главную значимую часть слова.



4.Учащиеся выполняют задания, выстраивая цепочку однокоренных слов. (работа в парах)

Играть – игра, игрушка, игривый, игровой, игральный

Ответы

1.Однокоренные слова могут относится к разным частям речи (сущ., гл., прил.,)

2.Ответы. Значимые – значат, случай –случилось, город –городской, телефонной – телефонистка, потеряла –растерянные, звонит – звонку.

3.Знак, обозначить, значение

Учащиеся находят решение данного вопроса и приводят аргументы в доказательство.

Формулируют тему, цели урока. Научится находить корень в слове, подбирать однокоренные слова

Записывают тему в тетради.

Анализируют материал параграфа, сравнивают с ранее изученным, составляют вопросы к тексту параграфа.


Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Целеполагание.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания






3.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

10минут


























































1. Выполнение упр. 39 стр.159. Работа в паре (кто быстрее найдет все группы однокоренных слов и сможет доказать свое решение)

2.Игровое задание. Упр.41стр.160 (разобраться в путанице-что в каждой паре слов перепутано? Придумать примеры самостоятельно и предложить одноклассникам)









3.Выпонение упр.40 (аудиозапись). Распределить слова на 2 столбика: однокоренные слова и формы слова.



4.Найди лишнее слово. У ребят на парте лежит карточка со словами. Задание: найти лишнее слово, объяснить его значение

Соль, солонка, солнце

  1. Лес, лестница, лесник

  2. Больной, больница, большой

  3. Гора, горный , гореть

  4. Нос, выносить, носовой

  5. Косичка, косить, покос.

5.Выпонение упр.38. Даны разные группы слов, в которых корень пишется одинаково, но слова имеют разное значение. Нужно доказать, что слова не являются однокоренными


Организует учащихся на изучение материала, выход из ситуации затруднения.





Организует деление на группы консультирует по мере затруднения учащихся при выполнении работы













Организует прослушивание текста, корректирует ответы детей



























Вводит проблемную ситуацию














1. Работают в парах

Учащиеся читают задание, анализируют материал, записывают в тетрадях.

Речевое проговаривание

Учащиеся работают в группах. Каждая группа подбирает слова в соответствии с заданием) После выполнения задания каждая группа озвучивает результат своей деятельности.

Учащиеся придумывают примеры, составляют словосочетания.



3.Учащиеся выполняют задание, проверяют свои ответы и показывают, в чем отличие формы слова и однокоренных слов.

Работа в группах

Находят «лишнее» слово.

Объясняют, по каким признакам отбирали «лишние слова». Отвечают на вопросы.













5.Учащиеся работают в группах. Анализируют материал, выстраивают рассуждение , подбирают примеры, чтобы продолжить группы слов. (слова с омонимичными корнями).Представители групп доказывают свое объяснение. Речевое проговаривание


Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: построение речевого высказывания.

Работа в паре

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.



Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

2 минуты

Физкультминутка

Однокоренные слова формы одного и того же слова

Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются к друг другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова — приседают.

Маленький — маленькая; маленький — малыш; маленький — мальчик; мальчик — мальчику; варенье — вареньем; варенье—сварил; повар — варит; повар — повара.



Учащиеся выполняют упражнение.




Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4.Самостоятельная

работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.



14 минут





































5.Этап включения в систему знаний и повторения.

3 минуты

1Выполнение упр. 42 ,стр.160 (составить слова по моделям, используя корни с разными значениями. Чтобы показать эту разницу, нужно составить с полученными словами предложения







2.Выполнение упр.43. (найти шесть групп однокоренных слов. Записать слова группами, обозначить корень и составить предложения , выбрав по одному слову из каждой группы. Найти слова по моделям)

3.Игра. Каждая группа получает на листке корень слова , который нужно «одеть» , то есть добавить приставки, суффиксы, подобрать как можно больше однокоренных слов (-ход-,- лет-, --цвет-,-вода-,- трав-)







Тест Выбери нужное утверждение

1.Корень –это

А)главная значимая часть слова

Б)часть речи

В)часть предложения

2.В корне заключено

А)значение одного слова

Б)значение предметности

В)общее лексическое значение однокоренных слов

3.Чтобы найти корень

А) изменить слово

Б)подобрать однокоренные слова

В)объяснить значение слова

4.Однокоренные слова

А)могут быть только одной частью речи

Б)могут быть только разных частей речи

В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным





Организует деятельность по применению новых знаний

















Организует деятельность учащихся в паре

Контролирует выполнение задания







Организует игровой момент

















Организует проверку теста





Работают самостоятельно в тетрадях













Выполняют задание, отвечают на вопросы проверяют .









3.Учащиеся работают в группах















Учащиеся выполняют тест. Ответы на слайде .

Самооценка



Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваемого содержания.



.















Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

6.Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

3 минуты.

Что каждый нового узнал на уроке, на что нужно еще обратить внимание?

Оценивает ответы. Благодарит за работу.

Рефлексия

Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

Урок мне -------- понравился.

Я _____ доволен своей работой на уроке.


Организует рефлексию.




Учащиеся заканчивают предложения.

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов степени их освоения

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

Домашнее задание

1 минута

Самостоятельная работа: Упр. учебника 44 (опережающего содержания)

Дополнительно – варианты:

1.составить синквейн на изученную орфограмму.

2. написать лингвистическую сказку о корне слова.

3.Сделать красочный плакат на тему «Корень и однокоренные слова»































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Корень слова и однокоренные слова

Автор: Белова Лариса Петровна

Дата: 24.08.2015

Номер свидетельства: 226596

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "урок на тему "Корень слова.Однокоренные слова "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-na-tiemu-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "167199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423059546"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект . Корень слова. Однокоренные слова. 2класс"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-korien-slova-odnokoriennyie-slova-2klass"
    ["file_id"] => string(6) "280878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453444962"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-po-russkomu-iazyku-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "169481"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423413032"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Занятие по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова""
    ["seo_title"] => string(71) "zaniatiie-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "266670"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450200702"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Поурочный план по  теме:"Корень слова.Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(59) "pourochnyi-plan-po-tiemie-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "202515"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429268417"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства