3.Актуализация знаний | -Откройте тетрадь, запишите число, классная работа. -Сейчас мы проведем минутку чистописания. Поработаем над буквосочетаниями, а над какими попробуйте отгадать. Какое буквосочетание повторяется в словах молодец, волосы? -Посмотрите, на доске записано это буквосочетание. Пропишите его в тетради каллиграфически правильно до конца строки. -Кто прописал, садится правильно -Какое буквосочетание повторяется в словах сторона, город? -На доске показано, как нужно правильно писать это буквосочетание. Пропишите это буквосочетание самостоятельно в тетрадях до конца строки. -Ребята, посмотрите, я написала на доске слова. Прочитайте их. Вам нужно прописать эти слова до конца строки, чередуя их. Подчеркните карандашом в словах сочетания оло, оро. -У вас на партах лежат карточки. Как называются слова, написанные на них? Работая в парах, вам нужно вставить пропущенные буквы в слова, подчеркнуть орфограммы. Слова: Красная площадь, аккуратно, мороз, Россия, метро, Инна, погода, растение, сирень. -Сверьте свои ответы с правильными ответами на слайде. -Ребята, посмотрите на слайд. Прочитайте группы слов. В какой группе находятся однокоренные слова? На слайде: 1 группа – город, города, городом; 2 группа – ягода, ягодка, ягодный; 3 группа – товарищ, друг, приятель. -Объясните свой выбор. Почему слова в первой группе не являются однокоренными? Что вы можете сказать о словах 3-ей группы? Это родственные слова? -Как называется общая часть родственных слов? -Верно. Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдем речь на нашем уроке? -Правильно! Сегодня на уроке мы будем работать над темой «Корень слова. Однокоренные слова». (Слайд) | -Открывают тетрадь, записывают число, классная работа. -Буквосочетание – оло -Прописывают в тетради буквосочетание – оло -Буквосочетание – оро -Прописывают в тетради буквосочетание – оро -Слова: волосы, сторона. Прописывают слова в тетради, чередуя их. Подчеркивают буквосочетания в словах. -Словарные слова. Работая в паре, вставляют в слова пропущенные буквы -Сверяют свои ответы с эталоном на слайде -Однокоренные слова во второй группе (ягода, ягодка, ягодный) -Объясняют свой выбор. Слова имеют общую часть - корень и сходны по смыслу. В первой группе – формы одного и того же слова. В третьей группе не родственные слова, только близкие по значению. -Корень -Об однокоренных словах, о корне слова. | П-3, Р-2,3,4, К-1,2,3,4, Позн-1,2,3, Л-2,3,4 |
4.Первичное восприятие нового материала | -Ребята, а что вы знаете об однокоренных словах? -Запишите слова второй группы в тетрадь. Кто запишет эти слова на доске? (учитель вызывает одного ученика к доске) -Поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные, выделите корень в словах. - Как пишется корень в однокоренных словах? -Ребята, а какое еще лексическое значение имеет слово «корень»? -Посмотрите на слайд. Корень – это подземная часть растения. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Корень – это начало, источник чего-либо. -Как видите, слово «Корень» имеет много значений. Давайте узнаем, что такое «корень» в языкознании. Откройте учебник на стр.74. Самостоятельно прочитайте правило, выделенное оранжевым цветом. -Что такое корень? Что заключено в корне? -В парах расскажите друг другу это правило. -Выполним в учебнике на стр.74 упражнение 130. Прочитайте предложения, написанные в нем. -Прочитайте первое задание. Что нужно сделать? (один ученик читает задание вслух) -Какие однокоренные слова есть в тексте? -Как вы определили, что это однокоренные слова? -Объясните лексическое значение каждого слова. Что значит осиновый? Что такое осинник? Как вы думаете, чем отличается осинка от осины? Что такое подосиновик? (Если ученики затрудняются ответить, учитель помогает) -Прочитайте второе задание. (Один ученик читает задание вслух) Что нужно сделать? -Кто выполнит это задание на доске? Остальные работают самостоятельно в тетради. (Учитель вызывает одного ученика к доске) -Проверяем. Посмотрите на доску, правильно ли (имя ученика) выполнил (а) задание? Кто не согласен? -Давайте немного отдохнем и проведем физминутку. Я буду называть пары слов. Если эти слова однокоренные, то вы приседаете, если нет, то хлопаете в ладоши. Пары слов: лес-лесной, береза - подберезовик, родная – родной, лось - лосенок, белка - белить, лист - лиса, вода - водяной -Присаживайте, продолжаем работу. -Давайте выполним задание под названием «Сажаем деревья». Первое выполним вместе, затем вы будете работать в парах. Посмотрите на доску. У дерева есть корень. Назовите его. (На доску вывешивается плакат с изображением дерева. Там, где нарисован корень, написано лес. Вокруг дерева находятся карточки со словами: лесник, лесной, лесоруб, леска, лесок, ельник) -Вам нужно подобрать однокоренные слова к слову лес, распределить их на ветках и выделить корень. Два человека выполняют это задание на доске, остальные выписывают однокоренные слова в тетрадь и выделяют в них корень. (Учитель вызывает к доске 2-х учеников) -Проверяем. Посмотрите на доску. Правильно ли выполнено задание? Все согласны? -У вас на партах лежат конверты. Откройте их. (В конвертах лежат изображение дерева и карточки со словами: Для 1-го ряда: Гриб - грибок, грибник, грибница, гребёт, осина, грибной. Для 2-го ряда: Бел-белка, бельчонок, белый, белочка, заяц, беличий, грибок Для 3-го ряда: Вод – вода, водяной, водичка, водитель, речка) -У каждого ряда своя группа слов. Работая таким способом, вам нужно в парах выполнить задание. -Проверяем. (Учитель спрашивает одного ученика с каждого ряда, задает вопросы, остальные проверяют, исправляю ошибки или дополняют) Какой корень у вашего дерева? Какие слова вы распределили на ветках? Первый ряд, все согласны? Второй ряд, какой корень у дерева? Какие слова вы распределили на ветках? Второй ряд, у всех так получилось? Третий ряд, какой корень имеет ваше дерево? Какие слова вы распределили на ветках? Все согласны? -Молодцы! | -Однокоренные слова- слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. -Записывают слова: ягода, ягодка, ягодный. Один ученик работает на доске. -Ставят ударение, подчеркивают безударные гласные, выделяют корень – ягод. -Одинаково -Ответы детей -Открывают учебник на стр.74. Читают правило -Корень - главная, значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. -Рассказывают друг другу правило. -Читаю предложения в упр. 130 -Один ученик читает задание вслух. Нужно найти однокоренные слова, объяснить их лексическое значение -Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики. -Слова имеют один корень, с одним и тем же значением. -Ответы детей. Объясняют лексическое значение слов. -Один ученик читает задание вслух. Выписать однокоренные слова, выделить в них корень и подчеркнуть в корне непроверяемую орфограмму. -Самостоятельно выполняют задание в тетради. Один ученик работает на доске. -Ученики проверяют работу ученика у доски. При необходимости дополняют, исправляют ошибки. -Выполняют физминутку. -Корень – лес -Два ученика работают на доске, остальные в тетради. Подбирают слова, распределяют их на ветках, выделяют корень. -Ученики проверяют работу учеников у доски, исправляют ошибки, дополняют. -Открывают конверты, знакомятся со словами -Выполняют задание в парах -Ответы детей. Учащиеся проверяют отвечающего, при необходимости дополняют, исправляют ошибки. | П-1,2, 3,4, 5, Р-3,4, К-1,2,3,4, Позн-1,2,3, Л-1,2,3,4 |