ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Вступительное слово. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Галина Ивановна. Я рада видеть вас на уроке. Сегодня Я предлагаю вам узнать много нового и интересного из русского языка. | Подготовка класса к работе. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Личностные : самоопределение; регулятивные : планируют необходимые действия; познавательные: осознают учебно-познавательную задачу; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Оглянись на пройденное. | Откройте тетради, запишите число, классная работа. У нас необычный урок, обратите внимание на эпиграф. Усердней с каждым днём гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства... ... Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть. С.Маршак Какие вопросы у вас возникли после чтения данного текста? Почему Маршак сравнил словарь с повестью? А почему эта повесть древняя и рассыпанная? -Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (Морфемику.) Хочу вам сообщить, что морфемный состав не является сложившимся, постоянным. На протяжении столетий состав многих слов изменялся в связи с изменением жизни общества. Но что остаеётся неизменным, нам нужно выяснить. Хотите узнать. Но сначала продолжите предложения ( слайд) -Продолжите предложения: Молодцы! Морфемика с радостью открывает двери перед вами! | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Отвечают на вопрос учителя. Говорят о своих затруднениях и о путях их преодоления. Продолжают предложения. -Это раздел науки о языке, изучающий морфемы. -Морфема- это значимая часть слова: корень, приставка, суффикс и окончание. -Я знаю корень, приставку, суффикс и окончание. | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков; познавательные: осуществляют для решения учебных задач логические операции – анализ объектов с целью выделения признаков; регулятивные: принимают, сохраняют учебную задачу; коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; задают вопросы, отвечают на вопросы. |
3. Постановка учебной задачи | 1. Работа в парах. Проблемная ситуация. Составьте из морфем слова. (Раздать на каждую парту раздаточный материал). -Получились ли у Вас слова ? 1 ряд без н ый (дар) 2 ряд на н ый (столь) _________________________ 3 ряд при ок (гор) - Вы, ребята, смогли составить слова из данных морфем? Почему? - Чего не хватает? Учитель добавляет необходимые морфемы для каждого ряда . -А теперь попробуйте заново составить слова. Какие слова получились? -Какой можно сделать вывод? -Какие Вы испытывали затруднения? С помощью какой морфемы Вы это преодолели? -И, действительно, ребята корень- это главная значимая часть слова. -Что мы на уроке сегодня будем изучать? Итак, давайте сформулируем тему урока. -Запишите тему урока в тетрадь "Корень слова". Как-то много лет назад Посадили странный сад Не был сад фруктовым, Был он только словом. Это слово, слово – корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада, Вот еще посадки рядом. А вот садовод. С ним садовник идет. Очень интересно Гулять в саду словесном | -Слова не получились. -Нет. - Не хватает одной морфемы- корня. Учащиеся называют получившиеся слова. -Получились слова: бездарный, настольный, пригорок. -Что без корня нельзя образовать слово. Учащиеся отвечают на вопрос. - Это корень. -На уроке мы будем изучать корень. - Тема урока "Корень слова". | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков; познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют свои знания; осуществляют для решения учебных задач логические операции – анализ объектов с целью выделения признаков; регулятивные: участвует в целеполагании, планирует достижение поставленной цели, выдвигает свои версии, находит и исправляет ошибки; коммуникативные: организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают в паре: находят общее решение; излагают свое мнение, строят небольшие монологические высказывания, участвуют в диалоге, используют речевые средства в соответствии с ситуацией общения; |
4.Знакомство с новыми знаниями. | -Давайте обратимся к словарю и посмотрим, что же обозначает слово "корень"? -Мы видим, что у этого слова несколько значений. Такие слова называются... Викисловарь Корень 1. ботан. разветвлённая подземная часть растения или гриба, орган, обеспечивающий закрепление (укоренение) в почве; 2. обычно мн.ч. родословная, поколение, предки; 3. анат. скрытая, заглублённая часть основания чего-либо, например органа живого организма (волоса, зуба и т. п.); 4. перен. скрытый источник, первопричина какого-либо явления ( корень проблемы, корень зла, корень всех бед); 5. лингв. основная, центральная часть слова, несущая его лексическое значение; 6. матем. число, получаемое из данного с помощью операции, обратной возведению в степень (вычислял квадратный корень). - А о каком значении слова "корень" пойдёт речь на уроке? -Давайте сформулируем цель нашего урока. -А зачем нам это нужно? Все ли корни важны? Что значит выражение «Корень рода»? (философия) Запись на доске : Зри в корень! ( Козьма Прутков- сатирик и юморист ХIХ века, классик, который не существовал, придуманный группой писателей: братьями Жемчужниковыми и Алексеем Константиновичем Толстым. Его произведения и сам его образ по-прежнему популярны в России, поскольку многие его изречения остаются удивительно актуальными: "Зри в корень!, "Бди!, "Никто не обнимет необъятного" и другие. ) - Как вы понимаете это выражение? -Правильно, потому что в корне заключён главный смысл всех родственных слов. | -Такие слова называются многозначными. Ученица рассказывает о значении слова "корень". - Речь пойдёт о 5 значении слова. -Цель урока: познакомиться с понятиями «корень слова», «однокоренные слова»; научиться определять в словах корень, находить однокоренные слова. - Чтобы правильно выделять корень, и от этого зависит и правильное правописание слова. -Это значит, что надо смотреть на самое важное, синоним этого слова "смотри". | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся; регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют свои знания; моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, строят монологические высказывания. |
5.Первичное закрепление | Работа по составлению алгоритма. -Какие действия надо выполнять, чтобы правильно выделить в слове корень? Как я буду это делать… Чтобы найти корень слова, нужно: 1. Подобрать… 2. Выделить… 3. Проверить … Задание -Выделите в словах корень. Дубок, водный, рыбный , сахарница, ловить, садик, зимний. Чтение правила по учебнику. -Язык – наш учитель. А каждое слово – урок. Особенно интересны ряды однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растёт у дороги. Зимовьем называют место, где зимуют. Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает. И с помощью однокоренных слов мы можем выделить корень слова. | Чтобы найти в слове корень, нужно: 1. Подобрать родственные слова. 2. Выделить одинаковую часть. 3. Проверить. | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; регулятивные : адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует деятельность по применению новых знаний. - Что мы называем однокоренными словами? Работа с текстом. Проблемная ситуация. Выборочное списывание. Чужак Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? Задание: Выпишите в тетрадь однокоренные слова. Выделите в них корень. - Какие однокоренные слова вы выписали? Обоснуйте свой ответ. - Найдите формы одного и того же слова. Проблемный вопрос: - А какое слово оказалось чужаком среди однокоренных к слову Вода? -Обоснуйте свой ответ. -А какие признаки однокоренных слов вы знаете? -Итак, ребята корень этих слов вод от слова вода. А вода часть природы. А что такое природа? Это то, что нас окружает. Воздух, небо, леса и горы, птицы и животные. И природу мы должны беречь и охранять. Корень слова - значимая часть. Над словами родственными Держит власть. Выясни умело линию родства – Однокоренные подбери слова. Физминутка. Море волнуется раз, Море волнуется два Фигура с корнем «смех» замри! А теперь поиграем в «Третий лишний» (устно) Лес, лестница, лесничий. Честный, чеснок, бесчестие. Смешной, смешить, смешать. Левый, лев, налево. Водичка, водитель, водяной. Упражнение 392 Стр.12 -А теперь подберите к словам однокоренные с чередованиями Нога – (ножка, г // ж ). Подруга – (дружок, г // ж). Тихий – (тишина, х // ш). Мягок – (мякоть, г // к). Снега – (снежный, г //ж). Найдите в примерах родственные слова и выпишите их в тетрадь 1.Проблесковый маяк мигнул и погас . Белые ночи полны бесцветного блеска (К.Паустовский) 2.Когда свежий снег выпадет и ровным слоем ляжет, это называется пороша, потому что снег, как белый порошок, все поле запорошил . (С.Образцов) 3.Кристофер Робин рассказал Винни-Пуху о том, как в старину посвящали Рыцарей. И вдруг Вини-Пух спросил: «А это очень хорошо, когда тебя посвищут?» | - Слова, имеющие общий корень, называются однокоренными. -Вода, подводник, водицей, водолаз, водопад, водомерка, водорослями, водичка, водяной. - Вода, воды, воду- изменены окончания. -Водитель. Это синонимичный корень. -Признаки однокоренных слов: Имеют одинаковый корень, близки по значению. | Личностные : оценивают содержание усваиваемого материала; познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; регулятивные : самостоятельно планируют необходимые действия, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию. Какую цель вы ставили в начале урока? Достигли ли её? Так что же такое корень? Однокоренные слова? Дерево и яблоки | - Корень -главная значимая часть слова, в котором заключено всё лексическое значение однокоренных слов. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека; познавательные: рефлексия; приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни; регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки; коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и обосновывают свою точку зрения. |
8.Домашнее задание | Объясняет домашнее задание разного уровня сложности. Упр. 395, 396 выучить правило. | Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю. | |