Тема : Повторение « Грамматическая основа предложения»
Цели урока:
1. Повторить и уточнить знания учащихся о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения.
2. Обобщить материал по теме «Словосочетание».
3. Подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.
4. Научить детей различать двусоставные предложения от односоставных, определять грамматическую основу, выраженную любыми частями речи, правильно определять тире между подлежащим и сказуемым.
5. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал – карточки.
Ход урока:
l. Орг. момент.
2.Работа учащихся по карточкам.
3. Кроссвордный диктант по теме «Повторение».
1. К какой группе славянских языков относится русский язык? (Восточнославянской)
2. Раздел русского языка, в котором изучаются словосочетания и предложения.(Синтаксис)
3. Раздел науки, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. (Пунктуация)
1. Повторить и уточнить знания учащихся о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения.
2. Обобщить материал по теме «Словосочетание».
3. Подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.
4. Научить детей различать двусоставные предложения от односоставных, определять грамматическую основу, выраженную любыми частями речи, правильно определять тире между подлежащим и сказуемым.
5. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал – карточки.
Ход урока:
l. Орг. момент.
2.Работа учащихся по карточкам.
3. Кроссвордный диктант по теме «Повторение».
1. К какой группе славянских языков относится русский язык? (Восточнославянской)
2. Раздел русского языка, в котором изучаются словосочетания и предложения.(Синтаксис)
3. Раздел науки, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. (Пунктуация)
9. Слова, использующиеся среди определенных народностей.(Диалектные)
10.Сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, интонационно составляют что? (Текст)
4. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы с вами обобщим все знания по теме «Словосочетание», проанализируем и повторим материал по структуре простого и сложного предложения.
Прик..сновение к природ.. неизбежно возбужда..т чу..ства и порожда..т мысли .
Выписать словосочетания: ( на доске)
(сущ. + сущ.) прикосновение к природе
(гл. + сущ. ) возбуждает чувства
(гл. + нар. ) возбуждает неизбежно
- Что такое словосочетание?
( Словосочетание – это соединение двух и более самостоятельных слов,связанных между собой по смыслу и грамматически).
- Какие виды словосочетаний по наличию главного слова вы знаете? / глагольные, именные, наречечные. /
- Какие виды связи в словосочетании вы знаете?
/сочинительная и подчинительная/
- Какие способы подчинительной связи вы знаете?
/согласование, управление, примыкание/.
6. Найдите и выделите грамматическую основу предложения.
*** У доски .
(Учащиеся выделяют грамматическую основу предложения, характеризуют предложение.)
1. Я лежу, и огненные птицы кружатся подолгу надо мной. (Л. Романов).
2.На перевале караван задержался.
3. Присаживаемся к костру.
4. Густой туман. Изморось.
5. Дождь гонит ветер с гор.
6. С утра морозит.
7.Полярники прислали в зоопарк двух медведей.
8.К вечеру похолодало.
* Какие виды предложений по наличию главных членов вы встретили в данных предложениях?
/Двусоставные и односоставные/
*В односоставных предложениях из чего может состоять грамматическая основа? (Подлежащее или сказуемое)
- Какова роль односоставных предложений?
Вывод:
Стилистическая роль односоставных предложений достаточно обширна. Односоставные личные предложения придают речи лаконизм, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений.
7. У доски.
Запись предложений под диктовку учителя.
Определите, простое предложение или сложное.
1. Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.
2. Звезды смотрят с высоты, и льется таинственный свет.
3. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
4. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнутся.
* Что вы знаете о постановке тире между подлежащим и сказуемым?
8. После проведения синтаксического разбора учитель делает важный вывод:
Каким бы ни было предложение по цели высказывания, по интонации, по числу грамматических основ, наличию второстепенных членов или осложненности, обязательным элементом его строения является грамматическая основа. В ней сосредоточены грамматические значения предложения, отличающие его от любого другого сочетания слов.
1). Чтение теоретического материала п. 14,17 ,19, стр 24, 27,30.
2). Письмо по памяти. (В) зарослях зеленых отзвенели трели,
И березы тронуты желтой акварелью. (Н.Рыленков).
- Какая картина возникает?
Поработайте волшебниками и превратите задание в человека
( Главные члены предложения, грамматическая основа )
4.. Что такое предложение?
( Предложение – основная единица синтаксиса, т.к. в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить (высказать) слушающему или читающему.
Предложение содержит высказывание о ком – то (о чем-то). §14.
5. Чем предложения отличаются от словосочетаний? §19.
- Учитель:
Молодцы!. Все работали хорошо.
- А это значит, что тема урока вами усвоена. (Сообщение оценок за урок.)
-11.Домашнее задание: §§ 14, 17 , 19, закончить работу по карточкам ,найти двусоставные и односоставные предложения, выписать 4 предложения, разобрать.Повторить §§ 132 – 155.