Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Три склонения имен существительных"»
Урок русского языка в 4 классе по программе «Гармония»
Тема урока: «Три склонения имен существительных.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Образовательная цель: познакомить с тремя склонениями имен существительных.
Учащиеся научатся : распознавать тип склонения по окончанию и по роду.
Формирование УУД:
Личностные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, осознание смысла учения и личной ответственности за результат;
Регулятивные действия: умение формулировать тему и цели урока, умение контролировать свою деятельность; умение видеть ошибки;
Познавательные действия: умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и ее решение; поиск и выделение необходимой информации;
Коммуникативные действия: умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; формулировать собственное мнение; умение работать в паре.
Оборудование :
Карточки с заданиями, тетрадь – задачник, интерактивные таблицы «Имя существительное», «Три склонения имени существительного», компьютер, проектор.
Структура урока :
Организационный момент – 1 мин
Повторение – 3 мин
Актуализация знаний- 5 мин
Постановка проблемы -1 мин
Постановка учебных задач – 2мин
Решение задач -15 мин
Практическая работа -12 мин
Итог урока. Рефлексия- 3 мин
Домашнее задание. -1 мин
Ход урока:
Организационный момент
Сегодня мы будем укреплять не только наши знания по русскому языку, но и наше здоровье. Для этого я приготовила целую гору различных лекарств, которые непременно помогут нам укрепить здоровье. Согласны? /Мнения детей расходятся: и да и нет./ Почему?
- Тогда как же, не используя медицинских средств, укреплять и развивать наше здоровье во время урока? И возможно ли это? Как? /Дети дают различные рекомендации: правильная осанка, освещение и т.д./
-Сегодня мы продолжаем изучение большой темы – “Имя существительное”.Слайд 2
На уроке вы покажите свои знания, умение работать в парах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но еще и товарищу помочь.
- Поработаем в парах, но для этого вспомним правила “этикета”.Чтение хором .Слайд 3
Поворачивайся к говорящему.
Смотри на собеседника.
Обращайся по имени.
Говори при ответе “мы считаем”.
2. Повторение
- У вас на столах листы с вопросами (по 5 вопросов). Вы должны обсудить ответы на эти вопросы в паре. Вопрос, который вызовет у вас затруднение, обведите фломастером.
Вопросы Карточка 1
Первая группа: 1. На какие вопросы отвечают имена существительные?
2.Что обозначает имя существительное ? 3. Какие постоянные признаки есть у имен существительных?
4. Что такое склонение ? 5. . Как определить тип склонения слова «газета»?
2. Вторая группа: 1. На какие вопросы отвечают имена существительные?
2.Что обозначает имя существительное ? 3. Какие постоянные признаки есть у имен существительных?
4. Что такое спряжение ? 5. . Как определить тип склонения слова «стол»?
Третья группа: 1. На какие вопросы отвечают имена существительные?
2.Что обозначает имя существительное ? 3. Какие постоянные признаки есть у имен существительных?
4. Что такое спряжение ? 5. . Как определить тип склонения слова «поле»
Четвертая группа : 1. На какие вопросы отвечают имена существительные?
2.Что обозначает имя существительное ? 3. Какие постоянные признаки есть у имен существительных?
4. Что такое спряжение ? 5. . Как определить тип склонения слова «дочь»?
Актуализация знаний
Фронтальный опрос «Снежный ком», помните главное внимательно слушать и не повторяться. Слайд4
- Какие вопросы вызвали затруднение ? Слайд 5
Как определить тип склонения слова «газета»
Как определить тип склонение слова «стол»
Как определить тип склонение слова «дочь»
Как определить тип склонение слова «поле»
Постановка проблемы
- Как определить тип склонения существительного ? Слайд 6
Постановка учебных задач
Узнать сколько типов склонения существительных ?
Научиться определить тип склонения ? Слайд 7
Упражнение для снятия усталости: подушечки безымянного, мизинца и большого пальца соединены вместе, а оставшиеся пальцы свободно выпрямлены. Выполняется обеими руками одновременно. Руки держать произвольно, без напряжения.
Решение проблемы.
Решение 1 учебной задачи.
- У вас на столах карточки со словами . Выполните задания . Карточка2
-Помните правила сотрудничества: Слайд 8
терпеливость;
доброжелательность;
вежливость;
общий результат зависит от твоей работы.
- Кто сидит слева — определяет род имени существительного.
- Справа — выделяет окончание.
- Затем вместе определяете и записываете в нужный столбик.
- Не забывайте правило при работе в паре: Одна голова хорошо, а две лучше.
1 пара :
Определи род . Выдели окончания в словах. Заполни таблицу.
Трава, стол, дочь.
2 пара:
Земля, небо, кровать.
3 пара:
Дедушка, лень, солнце.
4 пара:
Дядя, печь, поле.
Фронтальный опрос заполнение таблицы Кто готов к доске, запиши свои слова в таблицу.
Какие слова вставили ? Слайд 9
М.Р., Ж.Р.
М.Р., С.Р.
Ж.Р.
окончание -а,-я
окончания -, -о, - е
без окончания -
Сколько получилось столбиков ? Значит сколько будет типов склонения ?
Допишите цифры 1,2,3 склонение сократите (скл.)
- По каким признакам группировали слова?
- Какие существительные будем относить к 1 склонению? Ко второму? К третьему?
Работа с учебником.
Прочитайте правило в учебнике на стр. 79. Совпали ли наши выводы с правилом из учебника ?
Заполнение опорной таблицы в тетради – задачнике стр. 47
Сравнение с образцом Слайда 10
-По какой форме имени существительного узнают его склонение ?
- Что такое начальная форма?
Решение 2 учебной задачи .
Как будем определять склонение имен существительных ?
Составление алгоритма определения склонения Слайд 11
Определим род.
Выделим окончание
Определим склонение по таблице
Вернёмся к карточкам начала урока и ответим на вопросы, которые вызвали затруднения. Как определить тип склонения всех этих слов ? Слайд 12
- Кто сидит справа — определяет род имени существительного.
- Слева — выделяет окончание.
- Затем вместе определяете склонение, используя алгоритм.
Отчет пары, остальные слушают и оценивают.
Физминутка
Если слово М.Р. – присяду, если Ж.Р. – подпрыгну, если С.Р. – захлопаю в ладоши.
Практическая работа.
Упражнение 183.
Прочитайте задания. Что будите делать ?.
Выполнение работы индивидуально с опорой на таблицу.
Взаимопроверка с опорой на слайд 13
Оценивание.
Кто выполнил без ошибок , поставьте тому «5»
Кто с 1 ошибкой , поставьте «4»
Кто с двумя ошибками- «3»
У кого ошибки, вернитесь к работе и по схеме определите тип склонения.
У кого нет ошибок дополнительная карточка
Определи склонение существительных в предложении «В вазе стоит цветок.»
Упражнение при переутомлении: пальцы правой руки смыкаются произвольно с пальцами левой руки /в замок/. Большие пальцы обеих рук соединены по всей их длине боковыми поверхностями, образуя голову черепахи. Руки держать произвольно, без напряжения.
Подведение итогов. Слайд 14
Какая была проблема ?
Как её решили ?
Возьмите смайлики и выберете, который соответствует вашему знанию по уроку . Желтый- знаю частично, синий – хорошо знаю, зеленый – знаю, могу применять.
- Какие существительные в предложении? Склонение какого существительного определили, какое оно? Какого нет, почему?
Не можем определить склонение имен существительных в косвенном падеже. Эта работа будет проблемой следующего урока.
9. Домашнее задание. Слайд 15
На выбор упражнения 184 , упражнение 185. Кто захочет, выполнит оба.
Карточка 1
Первая группа: 1. На какие вопросы отвечают имена существительные?
2.Что обозначает имя существительное ? 3. Какие постоянные признаки есть у имен существительных?
4. Что такое склонение ? 5. . Как определить тип склонения слова «газета»?
Карточка 1
2. Вторая группа: 1. На какие вопросы отвечают имена существительные?
2.Что обозначает имя существительное ? 3. Какие постоянные признаки есть у имен существительных?
4. Что такое склонение ? 5. . Как определить тип склонения слова «стол»?
Карточка 1
Третья группа: 1. На какие вопросы отвечают имена существительные?
2.Что обозначает имя существительное ? 3. Какие постоянные признаки есть у имен существительных?
4. Что такое склонение? 5. . Как определить тип склонения слова «поле»?
Карточка1
Четвертая группа : 1. На какие вопросы отвечают имена существительные?
2.Что обозначает имя существительное ? 3. Какие постоянные признаки есть у имен существительных?
4. Что такое склонение ? 5. . Как определить тип склонения слова «дочь»?
Карточка 2
1 пара :
Определи род . Выдели окончания в словах. Заполни таблицу.
Трава , стол , дочь .
М.Р., Ж.Р.
М.Р., С.Р.
Ж.Р.
окончание -а,-я
окончания -, -о, - е
без окончания -
Карточка 2
2 пара:
Определи род . Выдели окончания в словах. Заполни таблицу.
Дедушка , небо , кровать .
М.Р., Ж.Р.
М.Р., С.Р.
Ж.Р.
окончание -а,-я
окончания -, -о, - е
без окончания -
Карточка 2
3 пара:
Определи род . Выдели окончания в словах. Заполни таблицу.
Дядя , снежок , лень , солнце .
М.Р., Ж.Р.
М.Р., С.Р.
Ж.Р.
окончание -а,-я
окончания -, -о, - е
без окончания -
Карточка 2
4 пара:
Определи род . Выдели окончания в словах. Заполни таблицу.
Вьюга , печь , ветер .
М.Р., Ж.Р.
М.Р., С.Р.
Ж.Р.
окончание -а,-я
окончания -, -о, - е
без окончания -
Карточка 3
Определи склонение существительных в предложении:
В вазе стоит цветок.
Карточка 3
Определи склонение существительных в предложении:
В вазе стоит цветок.
Карточка 3
Определи склонение существительных в предложении:
В вазе стоит цветок.
Карточка 3
Определи склонение существительных в предложении :