| І. Организационный момент: - Здравствуйте, ребята, и гости нашего урока. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и поговорим о самом теплом слове, в который мы стремимся после школы, работы. Это ДОМ. -Прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. Какое слово вам хочется добавить к слову ДОМ? Запишите его на творческий лист.(перед детьми лежит чистый лист бумаги) - Прочтите нам это слово. (мама, кошка, игрушки, компьютер, кухня, ванная, уют) - Теперь запишите слово ДОМ и подпишите к нему слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями, мыслями о доме. - Прочтите нам эти слова. (жильё, уют, любовь, покой, мебель, цветы, удобства, ремонт…) | | Рефлек сия поощре ние | Слай ды Открытые и закрытые вопросы |
| ІІ. Повторение изученного Из этимологии: «Дом» - одно из древнейших индоевропейских слов очень хорошо сохранившееся. Предполагают, что древнее слово выглядело примерно как domus. От этого слова в латинском языке произошло слово dominus – хозяин, господин (Это слово стало также обозначением Бога) -Как вы думаете, что люди ценили и ценят в своем доме? (УЮТ). -Как вы понимаете это слово? 3. Пастырь, педагог, миссионер Борис Ничипоров написал такие слова: «Любовь к дому выражается словом «уют». Уют связывают с чувством покоя. Уютно – значит спокойно. Уют – это и есть дом» Люди издавна стали создавать себе дома, где можно жить - жилище. 4. Презентация «Жилище» (иглу, типпи, вигвам, хата, изба, юрта) | 1.Отвечают на вопросы. |
| ІІІ Новая тема - А заботясь об уюте, люди не забывали и о красоте. Красотой зданий, их проектированием занимается «Архитектура». В архитектуре есть свои стили. «Стиль» - это различные формы выражения одного содержания. Стилей множество. Стиль архитектуры должен соответствовать эпохе, времени, людям, для которых строили дома, их вкусам, их предпочтениям и желаниям. Каждый стиль имеет свои характеристики. «Рококо» стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером, пристрастием к сложным, изысканным формам, причудливым линиям. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры русского барокко. Построен в 1754 - 62 В.В. Растрелли. «Египетский стиль» мы знаем исключительно благодаря развитому заупокойному культу древних египтян. Они, наивные, верили, что если тело усопшего мумифицировать, наделить посмертно всем нажитым и поместить его в "пирамиду", то дух тела Ка, вернувшись из страны мертвых, навестить потомков узнает "себя" и войдет в свое тело. Поэтому дошедшие до нас памятники - это храмы, дворцы и гробницы «Античность» Под античностью понимают архитектуру древней Греции и Рима. Они изобрели ячейки, арки. «Готика» (XII-XV вв.) Готическая архитектура зародилась во Франции в XII в. Коротко обрисуем историческую ситуацию... Средние века. Дикие нравы. Жизнь ушла из городов в укрепленные замки и монастыри. По дорогам бродят разбойники. Церковь настолько ортодоксальна, что полностью отвергает человеческое начало. "В моде" все "бестелесное" - удлиненные пропорции, ни малейшего намека на плоть. Возникает потребность в новом типе храма - просторном, эфемерно высоком, где человек чувствовал бы себя песчинкой. «Ренессанс» (Возрождение) В противовес средневековым догмам в философии возникло новое течение - гуманизм, утверждающее силу разума, ценность и значение человеческой жизни. «Барокко»- Микелянжело считают одновременно и последним мастером Возрождения и создателем стиля Барокко, ибо именно он осознал его основной стилеобразующий элемент - пластику стены. Венец его творчества - Собор Святого Петра в Риме причисляют уже к стилю Барокко. «Классицизм» – Использование в оформлении помещений и фасадов элементов античной архитектуры, разработка, так называемой, «ордерной» организации декора. «Романтизм» - Апелляция, скорее, к фольклорным и природным формам декора. Дикий камень, ковка, готические формы проемов, зеленые уголки и т. п. Считается характерным для поэтических натур. «Викторианский стиль» Так называют целый период в истории искусства Англии, приходящийся на время правления королевы Виктории (с 1837 по 1901 гг.). Именно в это время Англия стала "мастерской мира", имея бесчисленные колонии по всему свету и переживая период промышленного подъема. Естественно, что бурное развитие науки и техники не могло не наложить отпечаток на атмосферу страны в целом, в частности, это отразилось и на основном стиле эпохи. Переизбыток деталей в декоре, использование дерева (резного или выложенного в виде геометрического орнамента) и тканей (как правило, тяжелых, с кисточками и бахромой), огромное количество аксессуаров и предметов мебели, без которых вполне можно было бы обойтись «Неомодерн» - Использование пластических форм Art-Nouveau для архитектурного оформления помещений на современной технологической базе. Практически полное отсутствие орнаментов. «Минимализм» - Отсутствие декора, как такового. Поиск идеальных пропорций и цветовых соотношений в основных формах. «Модернизм» - Порождение кубизма и «Баухауза». Поиск рациональной эстетики, вскрывающей технологическую и утилитарную суть вещей. «Техно-Арт» - Абсолютизация технологического аспекта. Выделение несущих конструкций и коммуникаций. Часто – имитация последних. 6. Презентация: «Архитектура». Самые красивые здания мира. - Это придумывают архитекторы. А писатели тоже придумывают дома своим героям Игра « Чей дом?» Дом – кувшин (Старик Хоттабыч) Дом – цветок (Дюймовочка) Дом – теремок (Теремок) Синее море (Золотая рабка) - А кто это? Загадка: Носик – круглым пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек – копытца. Трое их, и до чего же Братья дружные похожи! Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?(Три поросенка) - В каких домах жили поросята? (соломенный, из прутиков, из кирпичей) | |
| Работа на закрепление изученного . - Много пословиц посвящено дому. (Дети читают у доски) Дом – полная чаша. Домой придёшь – хлеб-соль найдёшь. Домом жить – обо всём тужить. Дома и солома съедома. Дома и стены помогают. Дом вести – не лапти плести. Дом невелик, да лежать не велит. Домой и кони веселее бегут. -А я хочу ещё одну добавить: Дом – есть лицо хозяйки. -Почему так говорят? - У кого мамы домохозяйки? - У хорошей хозяйки теплый, гостеприимный дом. В такой дом хочется прийти, потому что в нем царит доброжелательная атмосфера. Наверное, всякий человек стремится к тому, чтобы у него был такой дом. Но кирпичики своего дома надо закладывать уже сейчас. Чуковский «Федорино горе» (прослушивание грамзаписи) - Что случилось в доме Федоры? Почему? «Правила обязанностей по дому» Коллажи ребят на тему «Любимый уголок в доме» Сочинения зачитывают: Дети зачитывают свои сочинения. Конструируем «Идеальный дом» (покой, зависть, уют, злоба, споры, любовь, уважение, понимание, слушают, грубят, сочувствуют, делятся, учатся, работают, ленятся, чистота, паутина, блеск, красота) Наложите свою ладонь на чистый лист бумаги. Обведите её и запишите всех, кого вы возьмете в свой идеальный дом. Подчеркните главного человека в своем доме. (зачитывание) - Дома будущего. Какими они будут? Игра «Ромашка» Чтение плана сочинения. Конверты «SOS»(З уровня карточек-помощников) 1 уровень: Опиши внешний вид дома. Опиши дом внутри. Кто будет жить с тобой? Какие животные, птицы? Какой ты будешь хозяйкой (хозяином) Будешь любить свой дом, ухаживать за ним? 2 уровень: Я буду жить в (город, село). У меня будет (теплый, уютный) дом. Он будет светлым и (просторным). В нем будет (много, мало) комнат. Мои родные будут жить (все вместе, отдельно). Разведу много (цветов, котов, собак, попугаев). Куплю (современную, модную, старинную) мебель. (Заведу, не заведу) прислугу. Сам (а) стану (бизнес-леди, пожарным, летчиком, машинистом, учителем, врачом, дворником) Мой дом будет (гостеприимным, закрытым…) В нем будут (петь и танцевать), (плакать или смеяться)дети и взрослые. Все в этом доме будут ________. 3 уровень: самым слабым учащимся почти готовое сочинение. Написание сочинений. Зачитывание сочинений. Рефлексия. Итог урока. Пожелание вашему дому. Руки над головой – это крыша вашего дома Руки скрещены на груди – много тепла вашему дому Глаза вверх – мир дому Глаза вниз – покой дому Глаза вправо – добро дому Глаза влево – любовь дому Глаза прямо - свет дому. | Составление постера Представитель от каждой группы комментирует задание и алгоритм решения. |