kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы "Мы в ответе за тех, кого приручили (по рассказу Л. Андреева "Кусака") 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)

Цели урока

Цель урока: развитие умения анализировать текст, поступки  героев,  решать нравственные проблемы, поднятые в рассказе

Задачи: умение  работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация учителя

Ожидаемые результаты:

Личностные:

Формирование мотивации к самосовершенствованию , толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Метапредметные:

Познавательные:  уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями монологической речи

  • умение работать в группе, эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

Предметные:

• понимание литературы как особого способа познания жизни.

• формирование потребности в чтении.

• воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение.

 

Всё живое на земле имеет одну и ту же душу,

всё живое страдает одними и теми же страданиями.

Л.Андреев

 

Ход урока

Учитель.

Кто из вас не мечтал о собаке? Она приходит в ваш дом по-разному. По дорогой ли цене вам приобретают редкий породистый экземпляр с причитающейся ему родословной или вы приносите с улицы маленькое существо и сдаетесь на милость родителей. Животные входят в ваш дом, меняю привычный уклад вашей жизни, обрушивают на вас тысячу разных трудных и радостных хлопот. Вы обучаете их простым и важным для совместного проживания вещам, оберегаете их от болезней. Вы приучаете их, привязываете к себе, и они отвечают вам удивительной преданностью.

Но всегда ли мы до конца выполняем свой хозяйский долг?

Тема сегодняшнего урока: « Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»).

 Цель урока: осмыслить, какие нравственные проблемы волнуют писателя, понять цель его творчества, попробовать разобраться в человеческих поступках.

Познакомимся с автором рассказа.

Показ слайда

-Прочитаем, что сказал о Л.Андрееве Горький («Леонид Андреев-человек редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужествественный в своих поисках истины»).

-Выделите в высказывании ключевые слова, характеризующие писателя (обмен мнениями).

-По мере показа слайдов и рассказа о писателе  запишите этапы его биографии.

-Давайте прочитаем эпиграф к уроку: «Все живое на земле имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями» (Л.Андреев).

В конце урока вы ответите на вопрос, почему именно эти слова являются эпиграфом к уроку. Как вы их понимаете?

-Обратимся к теме урока. Она перед вами.

 Показ слайда

Придумайте кластер к высказыванию «Мы в ответе за тех, кого приручили»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бсуждение кластера.

Учитель

- Какое из чувств вы считаете самым важным в отношении человека к животному?

-Что такое ответственность?

-Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ?

-Выпишите из первой части  и ключевые слова-глаголы, характеризующие жизнь собаки.

Выразительное чтение заранее подготовленного ученика эпизода встречи собаки с мужиком.

-Почему завизжала собака? (от обиды)

-Подумаем над словом «обида».

Показ слайда

-По толковому словарю обида-это несправедливо причиненное огорчение, оскорбление. Применимы ли эти значения к собаке?

Вывод: говоря о собаке, писатель употребляет слова, которые могут быть отнесены только к человеку, тем самым она как бы наделена чувствами человека.

Каждому живому существу необходимы ласка, тепло, забота, участие. Поэтому, когда собака услышала впервые в своей жизни ласковое слово, обращенное к ней, то ей «очень хотелось подойти, она виляла хвостом, но не решалась». И вот этот мучительный процесс внутренней борьбы между горьким опытом  безрадостной жизни, и желанием ласки выражен  в том,  как собака все яростнее размахивает  хвостом и маленькими шажками продвигается вперед, а потом ложится на спину перед человеком, но вместо ожидаемой ласки получает удар тяжелым сапогом.  И именно после этой встречи собака окончательно перестает доверять людям.

-Как меняется жизнь собаки во второй части рассказа? Как писатель показывает, что ей нелегко снова поверить в добрые чувства людей?

Показ слайдов

(«И Кусачка второй раз в жизни повернулась на спину…»

«И когда все наперерыв стали ласкать ее…»)

Заполните двухчастный дневник по третьей части рассказа.

Как изменила Кусаку дружба с людьми?

Ваши чувства,эмоции

 

 

 

Обсуждение.

Показ слайда

-Что же мы наблюдаем? Автор вновь говорит о собаке, как о человеке- у нее есть душа и счастье, то есть полнота чувств. В чем пытается убедить нас автор? (Собака, как и человек, может чувствовать, любить и переживать).

-Как долго проходит перед нами жизнь Кусаки?

Сюжет построен на смене времен года. Это особенность композиции рассказа. Мы узнаем о Кусаке зимой, а затем времена года сменяют друг друга и проходит целый год. За это время собака много испытала: горе и побои, голод и счастье, любовь и сытость.

-Как пейзаж влияет на течение рассказа?

 Показ слайда

Картины природы

Моменты жизни

«Зимняя ночь тянулась долго…»

«Она никому не принадлежала…»

«Наступила весна…»

«Это новое имя так и осталось…»

«Желтыми огнями...»

«Напуганная чужими людьми…»

«Поднялся частый дождь…»

«Собака выла- ровно…»

«Дождь то принимался идти…»

«Кусака долго металась…

 

-Каким временем года заканчивается печальное повествование? Случайно ли автор избрал именно это время?

-Прочитаем выразительно диалог Лели и матери. Какими мы видим людей?

Слова не соответствуют чувствам. Неискренне любим. Неискренне печалимся. Хотим казаться добрыми и заботливыми, но не прикладываем для этого усилий.

-Подумайте, люди приютили собаку, или сама собака поселилась у них? Найдем ответ в рассказе.

Итак, люди просто позволили жить собаке на их дачном участке, но по-настоящему никто не интересовался Кусакой, специально о ней никто не заботился. И все же эта жизнь с «добрыми людьми» была значительно лучше бездомной.

Дискуссия.

Делать добро и не делать зла- это одно и то же?

-В рассказе люди названы добрыми. А что доброго сделали они? Они просто не сделали зла.

-Как бы вы поступили на месте Лели?

-Как заканчивается рассказ?

Показ слайда

-О чем выла собака?

Показ слайда

-Сколько раз повторяется слово «выла»?Почему?

Тройной повтор усиливает отчаянную собачью тоску.

-О чем заставляет задуматься автор?

-Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку?

Составьте синквейн.

Возможный вариант

Кусака

несчастная, напуганная

прячется, расцветает, воет

 хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу

обманутая

Обсуждение синквейнов.

Рефлексия

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

 

 

Домашнее задание:

 1.Напишите сочинение - рассуждение «Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?» (по высказыванию Э.Асадова).

2.Составьте правила для людей, приручающих животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Мы в ответе за тех, кого приручили (по рассказу Л. Андреева "Кусака") 7 класс »

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» гЛуга








Конспект урока

по литературе

на тему:

«Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)

7 класс





Учитель: Дудкова В.В.











2012 г.



Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)

Цели урока

Цель урока: развитие умения анализировать текст, поступки героев, решать нравственные проблемы, поднятые в рассказе

Задачи: умение работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация учителя

Ожидаемые результаты:

Личностные:

Формирование мотивации к самосовершенствованию , толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Метапредметные:

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями монологической речи

  • умение работать в группе, эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

Предметные:

• понимание литературы как особого способа познания жизни.

• формирование потребности в чтении.

• воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение.




Всё живое на земле имеет одну и ту же душу,

всё живое страдает одними и теми же страданиями.

Л.Андреев


Ход урока

Учитель.

Кто из вас не мечтал о собаке? Она приходит в ваш дом по-разному. По дорогой ли цене вам приобретают редкий породистый экземпляр с причитающейся ему родословной или вы приносите с улицы маленькое существо и сдаетесь на милость родителей. Животные входят в ваш дом, меняю привычный уклад вашей жизни, обрушивают на вас тысячу разных трудных и радостных хлопот. Вы обучаете их простым и важным для совместного проживания вещам, оберегаете их от болезней. Вы приучаете их, привязываете к себе, и они отвечают вам удивительной преданностью.

Но всегда ли мы до конца выполняем свой хозяйский долг?

Тема сегодняшнего урока: « Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»).

Цель урока: осмыслить, какие нравственные проблемы волнуют писателя, понять цель его творчества, попробовать разобраться в человеческих поступках.

Познакомимся с автором рассказа.

Показ слайда

-Прочитаем, что сказал о Л.Андрееве Горький («Леонид Андреев-человек редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужествественный в своих поисках истины»).

-Выделите в высказывании ключевые слова, характеризующие писателя (обмен мнениями).

-По мере показа слайдов и рассказа о писателе запишите этапы его биографии.

-Давайте прочитаем эпиграф к уроку: «Все живое на земле имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями» (Л.Андреев).

В конце урока вы ответите на вопрос, почему именно эти слова являются эпиграфом к уроку. Как вы их понимаете?

-Обратимся к теме урока. Она перед вами.

Показ слайда

Придумайте кластер к высказыванию «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Преданность


Верность

Дружба



Мы в ответе за тех, кого приручили


Любовь

Ласка





Жалость

Доброта

Ответственность






Обсуждение кластера.

Учитель

- Какое из чувств вы считаете самым важным в отношении человека к животному?

-Что такое ответственность?

-Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ?

-Выпишите из первой части и ключевые слова-глаголы, характеризующие жизнь собаки.

Выразительное чтение заранее подготовленного ученика эпизода встречи собаки с мужиком.

-Почему завизжала собака? (от обиды)

-Подумаем над словом «обида».

Показ слайда

-По толковому словарю обида-это несправедливо причиненное огорчение, оскорбление. Применимы ли эти значения к собаке?

Вывод: говоря о собаке, писатель употребляет слова, которые могут быть отнесены только к человеку, тем самым она как бы наделена чувствами человека.

Каждому живому существу необходимы ласка, тепло, забота, участие. Поэтому, когда собака услышала впервые в своей жизни ласковое слово, обращенное к ней, то ей «очень хотелось подойти, она виляла хвостом, но не решалась». И вот этот мучительный процесс внутренней борьбы между горьким опытом безрадостной жизни, и желанием ласки выражен в том, как собака все яростнее размахивает хвостом и маленькими шажками продвигается вперед, а потом ложится на спину перед человеком, но вместо ожидаемой ласки получает удар тяжелым сапогом. И именно после этой встречи собака окончательно перестает доверять людям.

-Как меняется жизнь собаки во второй части рассказа? Как писатель показывает, что ей нелегко снова поверить в добрые чувства людей?

Показ слайдов

(«И Кусачка второй раз в жизни повернулась на спину…»

«И когда все наперерыв стали ласкать ее…»)

Заполните двухчастный дневник по третьей части рассказа.


Как изменила Кусаку дружба с людьми?

Ваши чувства,эмоции








Обсуждение.

Показ слайда

-Что же мы наблюдаем? Автор вновь говорит о собаке, как о человеке- у нее есть душа и счастье, то есть полнота чувств. В чем пытается убедить нас автор? (Собака, как и человек, может чувствовать, любить и переживать).

-Как долго проходит перед нами жизнь Кусаки?

Сюжет построен на смене времен года. Это особенность композиции рассказа. Мы узнаем о Кусаке зимой, а затем времена года сменяют друг друга и проходит целый год. За это время собака много испытала: горе и побои, голод и счастье, любовь и сытость.

-Как пейзаж влияет на течение рассказа?

Показ слайда

Картины природы

Моменты жизни

«Зимняя ночь тянулась долго…»

«Она никому не принадлежала…»

«Наступила весна…»

«Это новое имя так и осталось…»

«Желтыми огнями...»

«Напуганная чужими людьми…»

«Поднялся частый дождь…»

«Собака выла- ровно…»

«Дождь то принимался идти…»

«Кусака долго металась…


-Каким временем года заканчивается печальное повествование? Случайно ли автор избрал именно это время?

-Прочитаем выразительно диалог Лели и матери. Какими мы видим людей?

Слова не соответствуют чувствам. Неискренне любим. Неискренне печалимся. Хотим казаться добрыми и заботливыми, но не прикладываем для этого усилий.

-Подумайте, люди приютили собаку, или сама собака поселилась у них? Найдем ответ в рассказе.

Итак, люди просто позволили жить собаке на их дачном участке, но по-настоящему никто не интересовался Кусакой, специально о ней никто не заботился. И все же эта жизнь с «добрыми людьми» была значительно лучше бездомной.

Дискуссия.

Делать добро и не делать зла- это одно и то же?

-В рассказе люди названы добрыми. А что доброго сделали они? Они просто не сделали зла.

-Как бы вы поступили на месте Лели?

-Как заканчивается рассказ?

Показ слайда

-О чем выла собака?

Показ слайда

-Сколько раз повторяется слово «выла»?Почему?

Тройной повтор усиливает отчаянную собачью тоску.

-О чем заставляет задуматься автор?

-Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку?

Составьте синквейн.

Возможный вариант

Кусака

несчастная, напуганная

прячется, расцветает, воет

хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу

обманутая


Обсуждение синквейнов.



Рефлексия

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным



Домашнее задание:

1.Напишите сочинение - рассуждение «Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?» (по высказыванию Э.Асадова).

2.Составьте правила для людей, приручающих животных.



















Использованная литература

1.Текст рассказа в учебнике 7 класса под редакцией В.Я.Коровиной

2.Библиографические материалы с сайта http://www.andreev.org.ru/

3.Фотографии современных авторов

4.Иллюстрации из сборника рассказов Л.Андреева.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Дудкова Валентина Васильевна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139502


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства