Цели: актуализировать знания о сказуемом; сформировать умение определять тип сказуемого; совершенствовать навыки синтаксического разбора. Формы, приемы: лекция с элементами беседы. Ход урока Инициализация урока. Изучение нового материала Основные положения учащиеся записывают по ходу объяснения. Сказуемое – главный член предложения. - Почему простое? составное? глагольное? именное? 2. Способы выражения простого глагольного сказуемого. (Таблицы у каждого учащегося) Составное глагольное сказуемое (схема) Образец рассуждения: - По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Вспомогательный глагол начинает выражает значение изъявительного наклонения настоящего времени единственного числа мужского рода, указывает на начало действия. Инфинитив шуметь выражает само действие. - Составить пример по аналогии. Указать значение вспомогательного глагола и инфинитива. 4. Способы выражения вспомогательной части 5. Составное именное сказуемое (схема) Образец рассуждения: Вода была теплая. Вода казалась теплой. Была выражает значение изъявительного наклонения, прошедшего времени, ед.ч., ж.р.; казалась выражает добавочное лексическое значение: вода не была теплая, а только казалась теплой. 6. Способы выражения глагола-связки Первичное закрепление Распознавание различных типов сказуемого. Коллективная работа. (Тексты на листах). - Выписать грамматические основы, поставить вопрос к сказуемому, указать его вид. Выше и выше уходит в звездную синь одинокая печальная луна. Невыразимо тих лес. Начинает оседать иней. Я приехал в село при закате солнца и был рад остановиться у почтового домика. (А.Пушкин) Лесная хмурь скована зимним сном, зачарована голубоватым лунным светом. Сопоставьте три предложения. Что вы можете сказать о значении и способах выражения сказуемого? Ландыши зацвели. Ландыши начали цвести. Ландыши были в цвету. IV. Подведение итогов урока. V. Домашнее задание: 1. Лекция (основные положения). 2. Заполнить таблицу своими примерами. Весь материал - в документе. |