Начало урока | На слайде №1,2 демонстрируются тема и цели урока для учащихся.(1 мин.) Целеполагание совместно с учащимися. Учитель: «Ребята, посмотрите на тему урока. Подумайте и скажите: « Что мы будем делать на уроке?», «Чему мы должны научиться?», « Попытайтесь сформулировать цель урока». Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы должны закрепить знания о типах сказуемого, способах его выражения,совершенствовать умение безошибочно находить в предложении грамматическую основу, уметь определять виды сказуемого. Рабочим материалом нам послужат высказывания и строки из произведений великих казахских поэтов Абая, Шакарима, Магжана Жумабаева, чье творчество вы изучаете сейчас на уроках казахской литературы. А начнем мы работу со слов нашего президента: «Мудрость прошлого — бесценное богатство настоящего». Познакомившись с мудрыми высказываниями наших предков, мы ещё раз убедимся в правильности этих слов.(сл.№3) | Прослушивание песни по слайду |
Середина урока | Задание 1. Составить мини-проект по теме «Виды сказуемого». В этом проекте ученики должны продемонстрировать знание теоретического материала. Они могут свой проект представить в виде кластера, в виде опорной схемы, в виде рисунка. На это задание им отводится 4 минуты. 1. Составление кластера "Виды сказуемого". (4 мин.) 1 группа составляет мини-проект по теме «Простое глагольное сказуемое» 2 группа составляет мини-проект по теме «Составное глагольное сказуемое» 3 группа составляет мини-проект по теме «Составное именное сказуемое» Инструктаж. Учитель раздает карточки с критериями оценивания. Проводит инструктаж. Учитель: «Ребята, прежде чем вы приступите к защите своих работ, послушайте, по каким критериям вы будете оценивать своих товарищей по классу». Учитель зачитывает критерии. Защита проектов. Выходит вся группа и защищает проект. Взаимооценивание. Учитель раздает карточки с критериями оценивания. Проводит инструктаж. Учитель - Повторим теоретический материал. (Сл. № 4,5 ) Задание 2. Приём "Согласен - Не согласен". (5мин.) (Учащиеся заполняют таблицу, в которой в 1-ом столбике даны тезисы, а во 2-ом столбике они пишут "да" или "нет"). Учитель раздаёт учащимся тезисы.- Напротив утверждения, с которым вы согласны, написать ответ "да". Напротив утверждения, с которым вы не согласны, написать ответ "нет". Тезисы. Сказуемое-это главный член предложения, который обозначает признак подлежащего (действие, состояние, свойство) и отвечает на вопросы: что делает предмет речи? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое? (Да). Сказуемое выражает лексическое и грамматическое значение. (Да). Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется составным глагольным сказуемым. (Нет). В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены одним глаголом. (Да). Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола и именной части. (Нет). В составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение выражаются в разных знаменательных словах: лексическое - в неопределённой форме глагола, грамматическое - во вспомогательном слове. (Да). Составным именным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из глагола-связки и неопределённой формы глагола (инфинитива). (Нет). В роли глагола-связки может выступать только связка быть в нулевой форме. (Нет). Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена только именем существительным, именем прилагательным и именем числительным. (Нет). В этом предложении сказуемое является простым глагольным сказуемым. Дорога проложена через лес. (Нет). В этом предложении сказуемое является простым глагольным сказуемым :Трое учеников будут отвечать у доски.(Да) В этом предложении сказуемое является составным глагольным сказуемым: От скуки девочка начала придумывать разные истории.(Да) Затем осуществляется взаимопроверка. Ученик проверяет работу товарища по слайду и ставит оценку на полях в тетради. (Сл. № 5-9 ). "5" | 11-12 правильных ответов | "4" | 9-10 правильных ответов | "3" | 6-8 правильных ответов | Разбор отрицательных ответов. Обсуждаем с учащимися по слайду неверное утверждение и даём верное. Учитель- Проверив теоретические знания, попробуем безошибочно определить виды сказуемого и способы его выражения. Задание №3. Работа с сигнальными карточками. (5 мин.) У каждого учащегося 7 карточек с номерами предложений. Даны предложения. (Сл. № 10,11). Учитель характеризует главные члены предложения, а ученик поднимает карточку с номером того предложения, характеристике которого оно соответствует. Номер может быть не один. Пусть совесть прояснит твой разум,мой народ. И светлое пускай над темным вверх возьмет, Как сердце доброе,пустьсправедливый труд В союзе с разумом всех к миру приведет. Коварен мир. 5)Он как поток, А мы-соломинки. 7) Мы с ним Летим,8) куда укажет рок, 9) И наш полет неудержим. 10) О камни нас, о корни бьет, 11) Нет нам ни отдыха, ни сна, 12) Но смерть настигла нас. 13) И вот Нас обступила тишина... В этом предложении простое глагольное сказуемое выражено глаголом составной формы повелительного наклонения. (1,2,3). В этом предложении ПГС выражено глаголом настоящего времени? (7,10) В этом предложении именная часть составного именного сказуемого выражена кратким прилагательным (4,9). В этом предложении именная часть составного именного сказуемого выражена именем существительным и есть нулевая связка? (5,6). В этом предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом. (2). В этом предложении ПГС выражено глаголом в форме простого будущего времени.(8) В этом предложении ПГС выражено глаголом в форме прошедшего времени.(12,13) "5 | нет ни одной ошибки или одна негрубая ошибка. | "4" | допущены ошибки в 1-2 предложениях. | "3" | допущены ошибки в 3-х предложениях. | Задание №4. Работа с текстами казахских поэтов. (Сл. № 12-13,14-15,16-17) (7мин.) Задание: выписать грамматические основы и определить виды сказуемых. Учитель - А сейчас, ребята, вы будете определять грамматическую основу предложения, вид сказуемого и способ его выражения. Затем осуществляется взаимопроверка по слайду. На полях выставляется оценка. Абай | Шакарим | М.Жумабаев | Поэзия – властитель языка, Из камня чудо высекает гений. Теплеет сердце, если речь легка, И слух ласкает красота сравнений. Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец. | Основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия. Тот, кто не сумел отречься от лжи, не найдет в себе мужества отказаться от злых намерений. | Всеми миру известна отвага моя, Я не тот, кто боится воды и огня. Окрыленный стихами, Я - сын поднебесья, Мне вздохнуть от врагов Нет ни ночи, ни дня. | Критерии оценивания: "5" - нет ни одной ошибки или одна негрубая ошибка. "4" - допущены ошибки в 1-2 предложениях. "3" - допущены ошибки в 3-х предложениях. Задание №5. Работа в паре. Определение вида сказуемого. Найдите грамматические основы сказуемых, определите типы сказуемых и укажите 1 вариант-предложение с ПГС., 2 вариант-предложение с СГС. Но разве я не настоящий царь? 1. Коль честно разделить дары природы всей Мои войска-ряды стихов моих. 2.То может и земля всех накормить людей. Стихи бессмертны и теперь,как встарь, 3.Труд в сочетании с любовью создает И все переживет правдивый стих. 4.Благополучение и счастье наших дней. «5» | Нет ошибки., ответ аргументирован | «4» | Нет ошибки | «3» | 1 недочет | Задание №6 Работа в группе. Анализ текста Определить тему, идею Укажите тип текста и стиль речи. Обоснуйте свое мнение. Укажите слова, употребленные в переносном значений. Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Чтобы избежать пороков русских, перенять их достижения, надо изучить их язык, постичь их науку. Потому что русские, узнав иные языки, приобщаясь к мировой культуре стали такими, какие они есть. Русский язык откроет нам глаза на мир. Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчемными просьбами. Просвещение полезно и для религии. Абай. 25 слово-назидание. «5» | Правильно определены тема, идея, изобр.-выр. Средства. Нет ни одной ошибки или одна негрубая ошибка в определении сказуемых. | «4» | Правильно определены тема,идея. Допущены ошибки в 1-2 предложениях. | «3» | Есть ошибки а 1 вопросе. Допущены ошибки в 3-х предложениях. | | Ученики в группах составляют мини-проекты по ранее полученным знаниям, приводя свои примеры Работа со слайдами Работа со слайдами Работа со слайдами Работа со слайдами Работа со слайдами |