kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Виды сказуемого"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить и систематизировать знания о типах сказуемого и способах его выражения.Закрепить особенности разных видов сказуемых

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Виды сказуемого"»

Краткосрочное планирование урока

Тема урока: «Виды сказуемых и способы их выражения»

Школа-лицей города Жанаозен

Дата проведения: 21.12.2016 год

Ф.И.О. учителя Орынбаев С.А.

Класс 11 А

Присутствовали 12 учеников

Цели обучения, осуществлеяемые через данный урок

учащиеся должны уметь обобщать и систематизировать учебный материал по теме "Виды сказуемого".


Цели урока

Обучающие:

-обобщить и систематизировать знания о типах сказуемого и способах его выражения. закрепить особенности разных видов сказуемых;

- вырабатывать умение видеть в предложении и тексте сказуемые и распознавать их виды;

Развивающие:

-развивать у учащихся критическое мышление.

-развивать положительную мотивацию к изучению русского языка.

-развивать умение работать в группах.

Воспитывающие:

-повышать интерес к изучению русского языка,воспитывать у ребят интерес к отечественной истории, воспитывать в детях любовь к родине, духовность , трудолюбие.


Работа по развитию речи

В мини-проектах, а также при выполнении других задании ученики показали, что умеют правильно употреблять в речи разные виды сказуемых


Планирование урока по времени



Формы заданий по плану


Ресурсы

Начало урока

На слайде №1,2 демонстрируются тема и цели урока для учащихся.(1 мин.)

Целеполагание совместно с учащимися. Учитель: «Ребята, посмотрите на тему урока. Подумайте и скажите: « Что мы будем делать на уроке?», «Чему мы должны научиться?», « Попытайтесь сформулировать цель урока».

Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы должны закрепить знания о типах сказуемого, способах его выражения,совершенствовать умение безошибочно находить в предложении грамматическую основу, уметь определять виды сказуемого. Рабочим материалом нам послужат высказывания и строки из произведений великих казахских поэтов Абая, Шакарима, Магжана Жумабаева, чье творчество вы изучаете сейчас на уроках казахской литературы.

А начнем мы работу со слов нашего президента: «Мудрость прошлого — бесценное богатство настоящего». Познакомившись с мудрыми высказываниями наших предков, мы ещё раз убедимся в правильности этих слов.(сл.№3)


Прослушивание песни по слайду

Середина урока

Задание 1. Составить мини-проект по теме «Виды сказуемого». В этом проекте ученики должны продемонстрировать знание теоретического материала. Они могут свой проект представить в виде кластера, в виде опорной схемы, в виде рисунка. На это задание им отводится 4 минуты.

1. Составление кластера "Виды сказуемого". (4 мин.)

1 группа составляет мини-проект по теме «Простое глагольное сказуемое»

2 группа составляет мини-проект по теме «Составное глагольное сказуемое»

3 группа составляет мини-проект по теме «Составное именное сказуемое»

Инструктаж.

Учитель раздает карточки с критериями оценивания. Проводит инструктаж.

Учитель: «Ребята, прежде чем вы приступите к защите своих работ, послушайте, по каким критериям вы будете оценивать своих товарищей по классу». Учитель зачитывает критерии.

Защита проектов. Выходит вся группа и защищает проект.

Взаимооценивание.

Учитель раздает карточки с критериями оценивания. Проводит инструктаж.

Учитель - Повторим теоретический материал. (Сл. № 4,5 )


Задание 2. Приём "Согласен - Не согласен". (5мин.)

(Учащиеся заполняют таблицу, в которой в 1-ом столбике даны тезисы, а во 2-ом столбике они пишут "да" или "нет").

Учитель раздаёт учащимся тезисы.- Напротив утверждения, с которым вы согласны, написать ответ "да". Напротив утверждения, с которым вы не согласны, написать ответ "нет".

Тезисы.

  1. Сказуемое-это главный член предложения, который обозначает признак подлежащего (действие, состояние, свойство) и отвечает на вопросы: что делает предмет речи? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое? (Да).

  2. Сказуемое выражает лексическое и грамматическое значение. (Да).

  3. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется составным глагольным сказуемым. (Нет).

  4. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены одним глаголом. (Да).

  5. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола и именной части. (Нет).

  6. В составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение выражаются в разных знаменательных словах: лексическое - в неопределённой форме глагола, грамматическое - во вспомогательном слове. (Да).


  1. Составным именным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из глагола-связки и неопределённой формы глагола (инфинитива). (Нет).

  2. В роли глагола-связки может выступать только связка быть в нулевой форме. (Нет).

  3. Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена только именем существительным, именем прилагательным и именем числительным. (Нет).

  4. В этом предложении сказуемое является простым глагольным сказуемым. Дорога проложена через лес. (Нет).

  5. В этом предложении сказуемое является простым глагольным сказуемым :Трое учеников будут отвечать у доски.(Да)

  6. В этом предложении сказуемое является составным глагольным сказуемым: От скуки девочка начала придумывать разные истории.(Да)

Затем осуществляется взаимопроверка. Ученик проверяет работу товарища по слайду и ставит оценку на полях в тетради. (Сл. № 5-9 ).

"5"

11-12 правильных ответов

"4"

9-10 правильных ответов

"3"

6-8 правильных ответов


Разбор отрицательных ответов.

Обсуждаем с учащимися по слайду неверное утверждение и даём верное.

Учитель- Проверив теоретические знания, попробуем безошибочно определить виды сказуемого и способы его выражения.


Задание №3. Работа с сигнальными карточками. (5 мин.)

У каждого учащегося 7 карточек с номерами предложений.

Даны предложения. (Сл. № 10,11).

Учитель характеризует главные члены предложения, а ученик поднимает карточку с номером того предложения, характеристике которого оно соответствует.

Номер может быть не один.

  1. Пусть совесть прояснит твой разум,мой народ.

  2. И светлое пускай над темным вверх возьмет,

  3. Как сердце доброе,пустьсправедливый труд

В союзе с разумом всех к миру приведет.

  1. Коварен мир. 5)Он как поток,

  2. А мы-соломинки. 7) Мы с ним Летим,8) куда укажет рок,

9) И наш полет неудержим.

10) О камни нас, о корни бьет,

11) Нет нам ни отдыха, ни сна,

12) Но смерть настигла нас. 13) И вот Нас обступила тишина...

  • В этом предложении простое глагольное сказуемое выражено глаголом составной формы повелительного наклонения. (1,2,3).

  • В этом предложении ПГС выражено глаголом настоящего времени? (7,10)

  • В этом предложении именная часть составного именного сказуемого выражена кратким прилагательным (4,9).

  • В этом предложении именная часть составного именного сказуемого выражена именем существительным и есть нулевая связка? (5,6).

  • В этом предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом. (2). В этом предложении ПГС выражено глаголом в форме простого будущего времени.(8)

  • В этом предложении ПГС выражено глаголом в форме прошедшего времени.(12,13)

"5

нет ни одной ошибки или одна негрубая ошибка.

"4"

допущены ошибки в 1-2 предложениях.

"3"

допущены ошибки в 3-х предложениях.


Задание №4. Работа с текстами казахских поэтов. (Сл. № 12-13,14-15,16-17) (7мин.)

Задание: выписать грамматические основы и определить виды сказуемых.

Учитель

- А сейчас, ребята, вы будете определять грамматическую основу предложения, вид сказуемого и способ его выражения.

Затем осуществляется взаимопроверка по слайду.

На полях выставляется оценка.

Абай

Шакарим

М.Жумабаев

Поэзия – властитель языка,

Из камня чудо высекает гений.

Теплеет сердце, если речь легка,

И слух ласкает красота сравнений.

Только разум, наука,

 воля, совесть 

возвышают человека.

Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.

Основой для  хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия.

Тот, кто не сумел отречься от лжи, не найдет в себе мужества отказаться от злых намерений.

Всеми миру известна отвага моя,

Я не тот, кто боится воды и огня.

Окрыленный стихами,

Я - сын поднебесья,

Мне вздохнуть от врагов

Нет ни ночи, ни дня.


Критерии оценивания:

"5" - нет ни одной ошибки или одна негрубая ошибка.

"4" - допущены ошибки в 1-2 предложениях.

"3" - допущены ошибки в 3-х предложениях.


Задание №5. Работа в паре. Определение вида сказуемого.

Найдите грамматические основы сказуемых, определите типы сказуемых и укажите 1 вариант-предложение с ПГС., 2 вариант-предложение с СГС.

  1. Но разве я не настоящий царь? 1. Коль честно разделить дары природы всей

  2. Мои войска-ряды стихов моих. 2.То может и земля всех накормить людей.

  3. Стихи бессмертны и теперь,как встарь, 3.Труд в сочетании с любовью создает

  4. И все переживет правдивый стих. 4.Благополучение и счастье наших дней.


«5»

Нет ошибки., ответ аргументирован

«4»

Нет ошибки

«3»

1 недочет



Задание №6

Работа в группе. Анализ текста

  1. Определить тему, идею

  2. Укажите тип текста и стиль речи. Обоснуйте свое мнение.

  3. Укажите слова, употребленные в переносном значений.


Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Чтобы избежать пороков русских, перенять их достижения, надо изучить их язык, постичь их науку. Потому что русские, узнав иные языки, приобщаясь к мировой культуре стали такими, какие они есть. Русский язык откроет нам глаза на мир. Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчемными просьбами. Просвещение полезно и для религии. Абай. 25 слово-назидание.




«5»

Правильно определены тема, идея, изобр.-выр. Средства. Нет ни одной ошибки или одна негрубая ошибка в определении сказуемых.

«4»

Правильно определены тема,идея. Допущены ошибки в 1-2 предложениях.

«3»

Есть ошибки а 1 вопросе. Допущены ошибки в 3-х предложениях.


Ученики в группах составляют мини-проекты по ранее полученным знаниям, приводя свои примеры














Работа со слайдами

























































Работа со слайдами





































Работа со слайдами
























Работа со слайдами











Работа со слайдами



























Конец урока

Задание №7. Итог урока провожу в форме вопросов «толстых» и « тонких» и ответов на них.

1 Какие виды сказуемых вам известны?

2 Что означает термин «грамматическое значение» сказуемого?

3 Какой глагол выражает грамматическое значение у СГС, а у СИС, у ПГС?


Выставление мотивированных оценок. (2мин.) Учащиеся подсчитывают средний балл на полях и сообщают учителю.(Звучит песня на стихи Абая)





Рефлексия



Были ли выполнены цели и задачи урока? К чему научились учащиеся? Как прошел урок? На каком уровне прошел урок? Удался ли запланированный анализ? (Соответствовали ли задания к теме? ) Какие изменения я внес к плану?

Цели изадачи, поставленные к уроку были выполнены полностью. Ученики научились правильно употреблять типы сказуемых и способы их выражения. Урок прошел на хорошем методическом уровне. Анализ урока показал, что все задания соответствовали теме.

Обратная связь

Подвожу итоги деятельности каждого учащегося. Ученикам раздаю карточки , где они,оценивают себя и ставят " + " или " - ".


Обратная связь


Карточка итогов деятельности уч-ка(цы)

+/ -

1. Знаю виды сказуемых.


2. Безошибочно определяю грамматическую основу предложения.


3. Нахожу в предложении простое глагольное сказуемое.


4. Нахожу в предложении составное глагольное сказуемое.


5. Нахожу в предложении составное именное сказуемое.




Итак, ребята. Урок наш подошёл к концу.Мне бы хотелось, чтобы мы вновь вернулись к мудрому слову. Какое из высказываний вам особенно запомнилось и преподнесло вам урок? (выслушать 3-4 примера)Вернемся к эпиграфу :Мудрость прошлого — бесценное богатство настоящего. (Н.А.Назарбаев ) Я надеюсь, что каждый из вас. ещё не раз столкнувшись с творчеством поэтов, писателей казахской, русской , мировой литературы, возьмет для себя их мудрые уроки.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока русского языка "Виды сказуемого"

Автор: Орынбаев Саттыгул

Дата: 31.01.2017

Номер свидетельства: 386225

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "191374"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427298411"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект урока русского языка "ВИДЫ СКАЗУЕМОГО. ПРАКТИКУМ". "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vidy-skazuiemogo-praktikum"
    ["file_id"] => string(6) "102340"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402498815"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "220305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434574812"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока русского языка для 4 класса, "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-4-klassa-1"
    ["file_id"] => string(6) "141632"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418145138"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства