Тема: С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?
Цели:
-
Помочь младшему школьнику осознать принадлежность к стране, в которой он родился и живёт.
-
Сформировать первичные представления о таких понятиях, как власть, правительство, армия, полиция.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи. Только с хорошим настроением, мы преодолеем все задачи поставленные на уроке.
Наш урок начнём с пословицы:
«В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – свой растерять».
Чему учит нас эта пословица? ( Учит мыслить, поддерживать беседу, общаться друг с другом, видеть и слышать главное).
Вспомним правила общение с собеседником.
- Не перебивай собеседника.
- Говори вежливо.
-Говори внятно, чётко, понятно.
А сейчас мы узнаем как вы внимательно слушали и поняли пройденную тему. Предлагаю вам блиц-опрос.
-
Что такое век?
-
Что такое эра?
-
Что принято во многих странах точкой отсчета исторического времени?
На основе чего?
-
Что такое христианство?
-
Как называлось время до рождения Христа? А после рождения?
Я предлагаю вам послушать своих одноклассников, постараться их услышать, понять о чём они говорят.
- Какой у вас возникает вопрос?
( Что для человека означают слова «Родина» и «родина»?)
А тема нашего урока «С чего начинается Родина?».
Игра «Ассоциации»
- Что вы представляете когда слышите «Родина»?
- На слова Михаила Матусовского есть песня, которая так и называется «С чего начинается Родина». Послушайте её внимательно и скажите. Что для поэта «Родина»?
- Так что же для каждого человека «Родина»?
Вывод: Родина – родной дом, село, город, страна.
- Но какая Родина? Давайте постараемся определить? Куда мы что отнесем?
- Ребята, а что есть у каждой страны? (слайд)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
Поиск решения проблемы.
Работа в учебнике.
1. Взаимосвязь людей в обществе.
– Но страна – это не только границы и правительство, прежде всего, это – люди, которые связаны друг с другом.
Работа в парах (слайд)
– Откройте учебники на с. 17, посмотрите на иллюстрацию, помогите Илюше ответить на вопросы.
-О чём спрашивает папа Илюшу?
Дети описывают рисунок, выделяя самые разные детали. Учителю необходимо проследить, чтобы были названы те объекты, о которых пойдёт речь в вопросах (чтобы на их поиск не тратилось время по ходу ответа), – автобус с пассажирами, мальчик, покупающий продукты, грузовик с картошкой и огурцами, врач и больной, аптека.
Далее учитель читает (или предлагает детям прочитать) первый вопрос, который папа задал Илюше: «Без чьей помощи пассажиры автобуса не смогут добраться до своей работы?» Ответ очевиден – без помощи водителя. Но можно направить рассуждение дальше: «А кто ещё должен был потрудиться, чтобы этот автобус подъехал к остановке с пассажирами?» Дети смогут назвать рабочих завода, где он был изготовлен, конструкторов, мастеров технического обслуживания, тех, кто связан с производством топлива для автобуса, и т.д. Важно, чтобы у них возникло представление об очень длинной цепочке профессий.
Можно применить другой приём: учитель просит найти в начале с. 15 (с. 14), как называются все люди, живущие в одной стране. Для этого ученикам не нужно читать подряд весь текст, достаточно найти выделенное слово и проверить, подходит ли его объяснение для ответа на вопрос. Таким образом развивается умение находить главную информацию в незнакомом тексте, опираясь на условные знаки, символы – в данном случае на выделение жирным шрифтом.
– А теперь ответьте на мои вопросы. Сможет ли человек в современном городе, селе прожить один, сам по себе, без помощи и поддержки других людей? Может ли один город или село в нашей стране быть независимыми, не связанными с другими городами (сёлами)? (Нет, по всей стране люди пользуются товарами, произведёнными другими людьми; по радио и телевидению мы слушаем и смотрим передачи о жизни других людей и т.д.)
Вывод: Все люди связаны друг с другом. И где бы не жил человек: в городе или в деревне – он не может обойтись без помощи других людей. У всех нас одна общая Родина – Россия – страна, где мы родились, живём и трудимся. Все мы одно общество. Как один огромный дом, в котором живут миллионы семей.
Физминутка.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
Низко поклонились.
Ниже, ниже наклонись
Улыбнись, и вновь садись.
2. Порядок в стране.
- Посмотрите на рисунки на стр. 20. Чем они отличаются?
- Что для общества полицейский?
- Почему это произошло?
- Для того, чтобы в обществе у нас в России был порядок, как и в других странах, существует государство.
- А что это значит?
(Государство — организация общества в какой-либо стране.)
Работа с текстом (с. 18)
- Прочитайте текст и найдите ответ.
- Чем занимаются правительство, армия, полиция?
- А что такое законы?
- Полицейский навел порядок на улице, так как обладает властью.
- Как вы думаете, что будет у нас в стране, если исчезнет государство?
Вывод:
Нельзя допустить этого, каждый человек должен помнить, что его Родина не заканчивается границами его улицы, города. Его Родина – это огромная страна, общество, государство, о которых нужно заботиться также, как о своем доме.
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
Выполнение задания №1,с.6 в тетради
Проверка по эталону.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ТОУУ
ΙV. Домашнее задание.
Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 3, выбрав из тех, которые не были выполнены в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему полностью, а также выбрать творческое задание:
1. Подбери пословицы, связанные с понятием «Родина».
2. Напиши короткое сочинение-фантазию на тему «Однажды в России исчезло государство».
V. Итог урока.
– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
- Что означает слово родина и «Родина»?
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
VI. Рефлексия.
Сегодня на уроке я:
- научился.
- было интересно.
- трудно.
- больше всего понравились задания.
- я понял, что.
- я почувствовал, что.