kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по курсу ОРКСЭ "С чего начинается Родина" для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект к уроку по теме "С чего начинается Родина". На уроке применяются игровые технологии. Цели: формирование чувства гордости за свою Родину и тд.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по курсу ОРКСЭ "С чего начинается Родина" для 4 класса»

«С чего начинается Родина?»


Цель:

•         формирование чувства гордости за свою Родину.

 •         формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.

 •         формирование уважительного отношения к разным светским и духовным традициям.

УУД:

Регулятивные: Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Адекватное восприятие и понимание оценки учителя.

Познавательные: Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, собирать, анализировать и систематизировать информацию,

выполнять логические операции.

Коммуникативные: Умение задавать вопросы. Умение использовать речь для регуляции своего действия.

Аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

                       Ход:

1.    Организационный момент.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки…

Не хочется играть сегодня в прятки

И недосуг дуть на корабль бумажный-

Сегодня у ребят урок уж больно важный!

2.Вводное слово учителя.

-Разгадайте ребус

-Какое слово здесь зашифровано?

( Родина.)



3.Определение темы урока.

- Как вы думаете, почему сегодня на уроке перед нами карта России?

(возможные варианты ответов: мы живём в России, Россия – наша Родина)

-Прослушайте песню В.Баснера, муз. М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

-Кто догадался, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

1)Работа с рассказом.

-Послушайте рассказ о мальчике по имени Ли, и подумайте о чем он.

Жил-был в одном восточном царстве-государстве  в небольшом городке мальчик. Звали его Ли. Не  успел он подрасти, как на его страну напали враги.  А тогда, в старые времена, воевали не только взрослые, но и дети. И вот все мужчины и мальчики городка стали собираться на войну. Лишь мальчик Ли не собирается. “Почему ты не идешь с нами?” - спросил его воевода. “А почему я должен куда-то идти? Ведь моя родина  здесь, в моем маленьком городке”.

И все ушли на войну без Ли. Прошло несколько недель. В городок нагрянули враги. Их предводитель был стар и мудр. Он велел арестовать Ли. Мальчика привели к нему.

- Я разбил ваше войско, но там не было тебя. Почему? – спросил он.

- Потому что моя родина – мой городок, - ответил Ли.

- Я разрушу твой городок, и у тебя не будет родины.

- Не делай этого: мне некуда будет идти, - взмолился Ли.

- Мне жалко тебя, - сказал предводитель, потому что у тебя слишком маленькая родина и нет родины большой.

У таких, как ты, в конце концов не остается никакой родины.


2). Беседа с учащимися.

- Что значит “слишком маленькая родина и нет родины большой”? Слайд 3

- В чем была ошибка мальчика Ли?

- Что такое большая Родина?


4. Изучение нового материала.

  1. Беседа с учащимися. Работа над словом Родина.

- Что такое Родина?

-Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Роденъ (Родня). Он был посвящён богу Роду.

-Почему говорят, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому?  (ответы детей)

2.Конкурс на знание однокоренных слов «Родина».

Игровой момент.Попробуйте подобрать однокоренные слова и вам сразу станет все ясно. (родной, родиться, род, родословная, родственник, родители,
родич, родня, народ, народность, родник, и др.)

Словарная работа:

Родители– отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей

родословной, изучают её
Народ – нация, жители страны.

5. Продолжение беседы.

- Все эти слова имеют один и тот же корень, а значит и общее значение. Это что-то близкое к сердцу, ведь мы любим своих родственников, родителей, уважаем свой род, свою родословную. И, наверное, не случайно место, в котором родились наши бабушки, папы, мы, мы зовем именно Родиной.

-Итак, с чего начинается Родина?

-Наш дом, семья, родные – это наша малая Родина. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица или зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая  родина у каждого своя!

Моя, потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
Малая, потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
Родина, потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

-А мы с вами, что можем назвать малой Родиной?

- Кроме малой Родины у каждого человека есть и большая Родина.

- Как называется наша большая Родина?

(Россия)

-Задумывались ли вы, откуда появилось такое название – «Россия»?  

Об этом нам расскажут ребята.

Ученик 1:  В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло» - углубление, по которому течёт река.

Ученик 2:  Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, - Россией.

Ученик3:  За ясные зори, умытые росами,                      

За русое поле с колосьями рослыми,              

За реки разливные в пламени синем                

Тебя по-славянски назвали Россия.   (Анатолий Лёвушкин)    

-Скажите, что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе и всех живущих людей в нашей стране?

Дети: Все мы – россияне!  

-Произнесите слово Родина вслух, и вы почувствуете в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость…

6.Работа с картой России.

-Россия протянулась от западных границ до тихоокеанского побережья более чем на 10 тысяч километров. Россия – самая большая страна в мире. Проживают представители более 100 национальностей. Среди религиозных конфессий самой многочисленной является православная. Многие верующие исповедуют ислам, буддизм, католицизм, иудаизм, протестантизм.

Учитель: Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых. (В.Орлов)

7.Закрепление материала.

-Мы любовно называем нашу страну Родиной, потому что родились и живём в ней. Мы уважительно называем нашу страну отечеством, потому что наши отцы, деды, прадеды работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Наши предки именовали своё Отечество Святой Русью. Это не значит, что всё в ней было свято, - это значит, что она стремилась к святости. Это идеал русского народа.

Мир – бесконечен и многообразен. Мир, который оставили нам наши предки – называется миром культуры. Россия – страна с богатой культурой. Некоторые архитектурные и историко-культурные памятники на её территории внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Культура – это духовные и материальные ценности, созданные человеком на протяжении всей его истории.

Культура – всё, что создал человек. Культура – это не то, что было в прошлом. Что создавал кто-то до тебя: это то, к чему причастен каждый. Как формируется культура? Каждый человек в своей жизни совершает поступки, создаёт какие-то вещи, пишет сочинения, письма, книги…

Всё это остаётся в человеческой памяти. Всегда нужно помнить, что каждый из нас вносит что-то в культуру своей страны.

Культура родилась из культа. Слово культ означает благоговение перед Богом, богопочитание, поклонение и служение Богу, создавшему мир и человека. Истоки русской культуры – в православной религии. Православие – это русский перевод греческого слова (прямой, правильный). Культура даёт человеку знание о духовных ценностях. В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны.

Мы должны уважительно и бережно относится к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

8. Игровые моменты.

1)Упражнение «Подумаем о Родине».

Учитель: 

- Как нужно заботиться о родине?

- Послушайте высказывания о том, в каком случае человек заботится о своей родине, а в каком – нет?  Если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если нет – покачиваете головой в стороны.

- человек вернулся из леса с букетом ландышей;

- сажает возле дома деревья;

- моет машину в реке;

- отвёз старую, сломанную машину на специальную свалку;

- выбросил мусор в канаву возле дома;

- после отдыха в лесу вывез весь мусор на свалку;

- возле дома посадил цветы;

- подошёл к дереву и сломал ветку.

2) Мнение «Для любимой Родины».

- О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц.

- Прочитайте одну из них.    

«Родина краше солнца, дороже золота».

Учитель: - Как вы понимаете её?

- С чем ещё можно сравнить Родину? (Краше звезды, радуги, дороже денег и т.д.)

3) Игра. Соедините начало и конец.
Родной край – (сердцу рай)
Нет в мире краше (Родины нашей)
Родина – мать, (чужбина – мачеха)
Одна у человека мать, (одна у него и родина)
Родная земля (и в горсти мила)
Народы нашей страны (дружбой сильны)
Если дружба велика, (будет Родина крепка)
Всякому мила (своя сторона)

9. Итог урока

- Мне хочется в память о нашей сегодняшней встрече подарить заповеди, которые вам нужно запомнить и следовать в своей жизни всегда:

  1. Любовь к родине начинается с любви к своей семье, к своему дому и двору.

2.Каждый человек в ответе за место, в котором он живёт.

3.Каждый человек должен стремиться сохранить красоту своей Родины.

Ученики:
Берегите Россию!
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой.
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию!
Без неё нам не жить
Берегите её,
Чтобы вечно в ней жить
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой,
Берегите Россию!
Нет России другой. (Слова Е.Синициной, Музыка М.Андриахина)

10.Рефлексия

- Ну а теперь выскажите своё мнение или впечатление о сегодняшнем занятии.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по курсу ОРКСЭ "С чего начинается Родина" для 4 класса

Автор: Екимова Елена Михайловна

Дата: 11.10.2016

Номер свидетельства: 348409

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока ОРКСЭ "Россия - наша Родина""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-orkse-rossiia-nasha-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "249665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446955036"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства