Конспект урока по русскому языку Тема урока: «Предлог» Тип урока: урок открытия нового знания (урок ОНЗ) Технология построения урока: проблемно-диалогическая. Цель: обеспечить условия для формирование представлений о предлоге, как части речи и его роли в предложении. Задачи: 1. Формирование предметных умений: правописные умения: - познакомить учащихся с понятием «предлог», его ролью в речи; - формировать навыки раздельного написания предлогов со словами; -развивать память, мышление; - каллиграфически правильно писать; учебно-языковые умения: - ставить ударение; речевые умения: - составлять предложения из слов; - правильно списывать слова и предложения; - проверять написанное, сравнивая с образцом; 2. Формирование метапредметных умений: личностные умения: - принимать и осваивать социальную роль ученика; - устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?); регулятивные умения: - готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность; - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке; познавательные умения: - ориентироваться в учебнике, в тетради; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания); - находить ответы на вопросы в , используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - делать выводы в результате совместной работы учителя и класса; коммуникативные умения: - донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других; - учиться работать в паре. |
Мотивация (самоопределенеие к учебной деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. | 1-2 минуты | I. Организационный момент. – Здравствуй! – ты скажешь человеку. – Здравствуй! – улыбнётся он в ответ. И, наверно, не пойдёт в аптеку И здоровым будет много лет. Слайд 2 – Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. В классе много гостей. Так давайте повернёмся к ним и своей улыбкой пожелаем им крепкого здоровья. Динамическая пауза: (1 из учеников декламирует её у доски, остальные – повторяют за ним) Ученик: Поднимает руки класс – это раз. Повернулась голова – это два. Руки вниз, вперёд смотри – это три. Руки в стороны пошире развернули на четыре. Самого себя обнять – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть. Громко крикнуть надо всем – это семь, А когда мы скажем восемь, Значит, тишины попросим. Слайд 3 – А знаете, почему мы попросим тишины? Потому что сказки можно слушать только в тишине. Налетела злая вьюга, Герда потеряла друга: В царство льда умчался Кай… Герда, Герда выручай! Вьюга кружит вправо, влево В сказке … («Снежная королева») Слайд 4 – Кто автор этого произведения? (Ганс Христиан Андерсен) -Хорошо, а кто помнит как начинается эта сказка?(ученики тролля, не послушав учителя, поднимают зеркало зла в небо и разбивают его) -Конечно, у нас с вами нет никакого зеркала, но все равно нам надо слушать все очень внимательно, чтобы не пропустить ничего важного. – А сказка наша начинается 4 апреля. Поэтому давайте запишем в волшебных тетрадях число. – Так как всё действие происходит в классе, то на второй строчке мы запишем «Классная работа». – Из загадки вы уже поняли, что Кай умчался в царство льда со Снежной королевой на волшебных санях, оставив нам только след. |
Актуализация и пробное учебное действие Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | 4-5 минут | 2.Чистописание. – Чтобы след не замела метель, нам нужно срочно зафиксировать его в тетрадях. – Посмотрите внимательно на след и пропишите его очень красиво, соблюдая правила посадки при письме. – Ручки положили, сели красиво. -Сегодня мы с вами будем помогать Каю. А еще попробуем помочь Снежной Королеве. Попробуем отогреть ее сердце и для этого отправимся в ее королевство.(звучит музыка) 3.Словарная работа. -Давайте запишем в тетради все слова с орфограммами, которые мы увидим на своем пути. Север, мороз, сосульки, иней, валенки, пальто, варежки, медведь.(проговариваем сразу опасные места и орфограммы) -Вот мы и попали в страну Снежной Королевы, здесь очень холодно, но знания в голове и тепло в сердце не дадут нам замерзнуть. 4.Актуализация знаний. -Чтобы открыть двери в дворец СК необходимо слова разделить на 3 группы холодная Королева украла мальчик в зимний сердце из замерзло ледяное стало о (прилагательные, существительные, глаголы) -Какие слова остались? В из на -Кто знает что это за слова? (предлоги) (((((2ой вариант, если никто не скажет, что это предлоги - А как называются эти слова вы узнаете, расшифровав слово. Для этого вам надо расположить льдинки от самого большой до самой маленькой. Какое слово у вас получилось? п п е е р р д д л л о о г Предлог))))) |
Возникновение проблемной ситуации. Выявление места и пичины затруднения Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. | 4-5 минут | -Правильно, предлоги, вот и СК на снежиночках отправила нам 3 вопроса, если мы их выполним, то она освободит Кая. Смотрим все на снежинки(на партах) -какие же вопросы отправила нам СК? Что такое предлоги, какие они бывают? Для чего служат предлоги? С кем дружат предлоги? -Можем мы сразу ответить на вопросы? -А почему не можем? |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. | 3-4 минуты | -Давайте попробуем сегодня ответить на эти вопросы и скорее вернутся домой. А для начала сформулируем тему нашего урока (Предлог.) -Давайте попробуем сформулировать что же мы сегодня узнаем на уроке и чем будем заниматься? -Конечно же, вопросы СК и будут целями нашего урока. |
Реализация построенного проекта. Цель:проверка правильности проекта | 5-6 минут | 5. Работа по теме урока. Предлог - это греческое слово, означает « перед словом». Всего насчитывается около 200 предлогов. А какие предлоги знаете вы? (на снежиночке) -Попробуйте поставить к ним вопрос? -Получается? -Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.(появляется алгоритм) (на снежиночках) -А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание. Работа с текстом. Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Снежная Королева едет … санях. Один осколок попал прямо … сердце Кая. Герда попала … красивый дворец. -Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу? -Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте? Давайте вставим предлоги. -Установилась ли связь слов в предложениях? -Какую роль предлоги выполняют в русском языке? -Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи. (На снежинке) Обозначьте в предложениях части речи. (Цепочкой). -Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет? -Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются. |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4-5 минут) Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. | 4-5 минут | -Давайте откроем Учебник стр.112, прочитаем правило, а правильно ли ответили королеве? Чтение правила. -Давайте теперь повторим всё, что мы узнали про предлог (чтение алгоритма) 1) Предлог - служебная часть речи, к ним нельзя поставить вопрос. 2) Предлоги служат для связи слов в предложении. 3) Перед глаголами предлоги не употребляются. Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. Ответили мы на вопросы СК? -Молодцы, она отпустила Кая, но вот нас отпускать она не хочет. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(4-5 минут) Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | 4-5 минут | Давайте поработаем со стихотворениями, чтобы СК отпустила нас Вставьте подходящие по смыслу предлоги в стихотворение. 1в.Хрустальный домик …углу, …. нем круглый год зима. Хрустальный домик …. углу, А … нем живет сама... Веселая, Румяная, Добрая, нежная - Королева снежная! 2в.Другой волшебницы такой …. свете не найти: Июльский жаркий день любой ….морозный превратит Веселая, Румяная, Добрая, нежная - Королева снежная! 3в.Тому, кто …. гости …ней придет Волшебною тропой, Зимы кусочек подает В обертке золотой Веселая, Румяная, Добрая, нежная - Королева снежная! Проверка по слайду. |
Включение в систему знаний и повторение. Цель: Включение в систему знаний и повторение. | 7-8 минут | -Давайте попробуем отогреть сердце СК и придумаем про нее предложения. Найдите на столах маленькие снежинки, на которых у вас предлоги . Вам необходимо использовать их в своих предложениях. Работа в парах. -Научились применять наши новые знания? |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | 2-3 минуты | Вопросы: -Чему учились на уроке? -Что нового узнали на уроке? -Как мы будем использовать полученные знания? -Какое задание было самым интересным? -Что было трудным? -Что такое предлоги? -Какие мы молодцы: Кая освободили, из королевства выбрались, да и смогли отогреть сердце СК. Домашнее задание. Написать синквейн про СК -А чтобы СК не злилась на нас и не препятствовала больше весне давайте дома напишем синквейн про нее. Вспомним структуру синквейна: 1с – 1с(существительное) 2с – 2 с(прилагательное) 3с – 3с(глаголы) 4с-4с(мысль, отношение автора) 5с – 1 с(вывод) Если вы в своем синквейне используете хотя бы 1 предлог, то не забудьте взять его в кружочек |