Урокнаправлен на закрепление понятий: «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «основа», на обобщение особенностей каждой группы, на развитие умений образовывать слова разными способами и правильно употреблять их в связной речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Состав слова"»
Урок русского языка во 2 классе. ПНШ.
Тема: Состав слова.
Цели:
Систематизировать и обобщить знания об основных частях слова.
Способствовать развитию умений речевой деятельности.
Обогащать словарный запас учащихся.
Прививать интерес к родному языку.
Развивать творческие способности учащихся.
Ход урока
Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
- Какое настроение выберем на урок? (радостное, весёлое, заинтересованное)
- Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.
Урок мы начинаем с хорошим радостным настроением, и не забудем про интерес и удивление.
2. Активизация
Я предлагаю вам совершить путешествие. (Богдан: Л.Г. , куда же мы отправимся?) А посетим мы вот этот остров, один из самых загадочных и интересных в Русском языке.
Прочитайте его название. Остров «Состав слова».
На острове много жителей, вам необходимо их найти.
( Как вы можете оценить свою работу?- вы справились или испытывали трудности?) САМООЦЕНКА: 4 или 5 баллов (на полях)
_ Что такое окончание? Корень? суффикс? Приставка?
(ответы детей в стихах)
3. Работа по теме
1 задание
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей!
Если знаешь части слова,
Ты напишешь их толково.
(мор, ск, ой, вод, н, ый, под, остров, ок, е, ) – дети работают у доски и в тетрадях( разбор по составу) САМООЦЕНКА:4 или 5 баллов
2 задание
На этом острове вы можете увидеть не только части слова:
Она на вид одна, большая, Но в ней сестра сидит вторая, А третью - во второй найдёшь. Их друг за дружкой разбирая, До самой маленькой дойдёшь. Внутри их всех - малютка, крошка. Всё вместе - сувенир .. (Матрешка)- правильно, это матрёшка. Она предлагает поиграть в игру «РАЗБЕРИ МАТРЁШКУ»
Отнимая по одной части слова разобрать слово как матрёшку, чтобы каждый раз получалось новое слово:
ПЕРЕВОЗЧИКИ ОБХОДЧИКИ ПОДНОСЧИКИ
( у каждого ряда получилось?) молодцы! САМООЦЕНКА:4 или 5 баллов
- Без какой части СЛОВО жить не может?
- Как называются слова одного корня? (Молодцы!)
3 задание
Водичка тёпленькая!
Погода чудненькая!
Вот птичка маленькая
Несёт задание!
Из предложенных вам слов необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице: вы узнаете чего не бывает на этом острове:
Загнуть
приставка
Морозильник
корень
Горка
суффикс
санки
окончание
САМООЦЕНКА: 4 или 5 баллов
4 задание
Работа с интерактивной доской
Чтобы творчество развить, жажду к знаниям привить,
Доску смарт надо включить. Академкнига на развитие внимание приготовила интересные задания. (Электронные тесты по русскому языку. 2 класс)
5 задание
Вот так да! Изобретенье! Дверь легла без настроенья! Только в ящик не вместилась - Крышкой сверху притворилась! От людских устала рук - В ящик дверь - З-А-К-Р-О-Й СУНДУК!
Скажите, что может храниться в сундуках? А в нашем хранятся различные карты-тесты. Если вы правильно справитесь с заданиями, то сможете прочитать ключевое слово.
1.Часть, без которой слово не может существовать:
Д) суффикс;
З) корень;
О) окончание.
2. Родственные слова – это:
У) слова, которые сходны по смыслу;
Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.
3. Окончание служит для образования новых слов:
А) нет;
Е) да.
4. Суффикс служит для связи слов в предложении:
М) да;
Т) нет.
5. Корень –это
О) общая часть родственных слов;
Н) общая часть слов.
6. Разбор слова по составу надо начинать с:
С) корня;
П) приставки;
К) окончания.
7. Приставка служит для образования новых слов:
И) да;
Н) нет. САМООЦЕНКА: 4 или 5 баллов
-Какое слово у вас получилось?
-Как вы думаете, кто такие знатоки?
-Можете ли вы назвать себя знатоками после нашего урока?
Над чем мы свами сегодня работали?
Кому было трудно на уроке, нарисуйте на полях тетради круг зелёного цвета, раскрашенный на половину.
Кто не испытал сегодня трудностей, то зелёный полностью закрашенный.
Посчитайте, сколько баллов вы набрали? Если у вас от 24-25 баллов- поработали отлично, если 20-23 балла- хорошо.
Спасибо за урок!
Данный урок является обобщающим по теме «Состав слова», направлен на закрепление понятий: «словообразование», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «основа», на обобщение особенностей каждой группы, на развитие умений образовывать слова разными способами и правильно употреблять их в связной речи. Учебный материал является предметом активных действий ученика, формирует у детей потребность активно относиться к учебному процессу, побуждает учащихся к поиску альтернативных решений, обеспечивает возможность для творчества. Использование интерактивных заданий позволяет сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоциональнее, богаче, повысить качество знаний.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, способов деятельности.
Для реализации поставленных задач я использовала методы:
1) Коммуникативный метод обучения, включающий в себя проблемное изложениематериала, ведение учебного диалога, самооценку;
2) Познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание нового материала;
3) Преобразовательный метод, формирующий навык применения умений и знаний на практике;
4) Контрольный метод с целью выявления качества усвоения знания и дальнейшей коррекции.
В процессе подготовки к уроку я опиралась на принципы:
1) принцип наглядности, от которого зависит эффективность обучения, т. к. привлекаются к восприятию различные органы чувств;
2) принцип доступности;
3) принцип сознательности и активности с целью формирования устойчивого интереса и осмысленного отношения к учебной задаче;
4) принцип оздоровительной направленности.
На первом этапе урока мною была визуально проверена подготовка учащихся к занятию и установлен первый эмоциональный контакт с целью создания благоприятной психологической и эмоциональной обстановки для дальнейшей работы, снятия стрессовой ситуации, в которой оказались дети.
Для формирования познавательного мотива, повышения интереса к уроку на этапе целеполагания используется интрига - игра-путешествие, появляются различные предметы - помощники урока.
На различных этапах урока проводилась словарная работа, орфографическая работа, а также работа с однокоренными словами.
Постоянное движение позволило частично нейтрализовать физическую усталость, поддержать эмоциональный настрой.
На уроке были использованы методы проблемно-диалогического обучения.
Рефлексия в конце урока позволила увидеть эмоциональное состояние детей.
В ходе урока используются проблемные и поисковые задания, осуществляются коллективные и групповые формы работы. В течение всего урока поддерживается благоприятный эмоциональный настрой и активность учащихся.
Думаю, что данный урок надолго сохранится в памяти учеников и завтра они будут готовы совершать новые открытия на уроках русского языка.