kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка " Состав слова" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вам конспект открытого урока русского языка в 3 классе. по теме " Состав слова". Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Этот конспект направлен на познавательную деятельность в области русского языка и развитии логического мышления и речи младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка " Состав слова" 3 класс»

Тема урока «Состав слова»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Учебно-методическое обеспечение:  Русский язык 3-й класс, « Просвещение », 2016 г.

Цели и задачи:

Образовательные:

  1. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.

  2. Повторить изученные орфограммы в корне слова

  3. Закрепить умение разбирать слова по составу.

Воспитательная задача: воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;

Развивающие задачи:

  1. способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке.

  2. способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений:

личностных

  • Умение слушать и слышать собеседника.

  • Умение формулировать свою позицию.

Коммуникативных

Слушать и понимать речь других.

  • Умение строить связные высказывания в устной и письменной форме.

  • Умение редактировать (совершенствовать) текст.

  • Умение выражать свои мысли.

  • Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательных

  • Осознавать познавательную задачу.

  • Читать и слушать, извлекая нужную информацию.

  • Делать обобщения, выводы.  

Регулятивных (рефлексивных)

  • Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

  • Умение самостоятельно анализировать и оценивать свою работу.

1) Воспитывать любознательность, пытливос­ть при получении знаний.

2) Формировать интерес к изучению родного языка.

3) Воспитывать чувство взаимоуважения, взаи­мовыручки.

4)Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.

Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, компьютерная презентация (см. приложение №1), карточки с заданиями (приложение № 2)


Ход урока:


I. Организационное начало. Эмоциональный настрой.

( На доске три лица, выражающие разные настроения: радость, удивление, грусть)

- Какое настроение выражает каждое лицо?

- Какое настроение выберем на урок? (радостное, весёлое, заинтересованное)

- Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.

Итак, урок мы начинаем с хорошим радостным настроением, и не забудем про интерес и удивление. Сегодня нас снова ждёт встреча с чудесными открытиями. Вы будете исследователями, которые исследуют и объясняют, делают открытия и познают новое. Я верю в вас и знаю — у вас все получится! А поможет вам дружба, взаимовыручка и поддержка друзей.


II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

А сейчас посмотрите на доску, что это такое? (Это части слова)

Дерев- -н- - о - ями а человек труд- -ом корн- силь- -о

- Какое задание вы можете предложить? (Составить слова и из слов предложение)

Давайте его выполним.

- Какое предложение вас получились?

(Дерево сильно корнями, а человек - трудом)

К какому жанру устного народного творчества относится это предложение?

(Это пословица).

- Объясните, как вы понимаете эти слова.

Ребята, посмотрите еще раз на доску и обозначьте тему урока.

(Тема нашего урока – состав слова)

- Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?

  1. Закрепим умение разбирать слова по составу, находить орфограммы в корнях слов.

  2. Проверим наши знания о значимых частях слова.

  3. Будем учиться рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Я думаю, ребята, если мы все поставленные задачи решим и будем вдумчиво работать, то к концу урока вы не только сможете правильно самостоятельно разбирать слова по составу, а даже сможете научить этому других ребят или даже взрослых.

- Сегодня с нами снова наш старый друг – профессор Отвечайкин.


Профессор Отвечайкин:

Здравствуйте, ребята! Я рад снова встретиться с вами! Я думаю, что многие из вас, как и я, любят путешествовать. Тогда отправимся в путь!

Кто за приключения?

Все без исключения!

Давайте сядем мы в ракету

И прямо в космос полетим.

Ведь и для нас осталось

Еще немало мест,

Пока что не открытых,

Или давно забытых


Учитель:

- Сегодня у нас необыкновенный урок. Это будет урок - приключение, полное неожиданностей. Мы отправимся в путешествие к планетам знаний в Галактику Словообразования.

- А как вы думаете, что же такое Словообразование? Почему так назвали этот раздел? Что он изучает?

- Какие части слова словообразование помогли вам ответить на данный вопрос?

Давайте обратимся к словарям.

Толковый словарь Ушакова

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - способы, процесс образования слов в языке.

Толковый словарь русского языка (Ожегов С., Шведова Н)

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

1. Система языковых категорий, относящихся к производству и строению слов

2. Раздел языкознания, изучающий такие категории, законы образования производных слов и их строение.

Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

1) а) Система образования слов в языке. б) Способы такого образования.

2) Раздел языкознания, изучающий образование слов в языке.
- Из чего же состоят слова? (Из корней, приставок, суффиксов, окончаний)

- Слова сделаны из своего «строительного ма­териала». «Строительные блоки» для слов называ­ются МОРФЕМАМИ — это КОРЕНЬ, СУФФИКС, ПРИСТАВКА, ОКОНЧАНИЕ. И мы отправляемся к ним в гости.


Профессор Отвечайкин:

Друзья! Моя задача такова —

Открыть вам, как построены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют.


Учитель:

-Ребята, что нового вы уже открыли для себя? С какими понятиями познакомились?

(Узнали, что означает слово «словообразование», познакомились с понятием «морфемы»)


III. Обобщение и закрепление полученных знаний. Формирование умений и навыков.


1) Главная планета - планета Корней.

- В каком основном значении употребляется в нашей речи слово корень?

(Корень — «подземная часть растения, посредством кото­рой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворенными в ней минеральными веществами»).

- А почему ученые использовали именно это слово для названия одной из час­ти слова?

- Да, корень является сердцевиной слова, его смысловым центром, от него «растут» слова, как ветки на дереве.

- Подберите фразеологизм со словом корень.

«Смотри в корень!» или «Зри в корень!»

-Давайте послушаем, что думает об этом профессор Отвечайкин.

«Смотри в корень!» означает: «Выдели самое главное» (Фразеологический словарь). У слов корень — это самое важное, самое главное.

Посмотрите, нас встречает Дед Корней, он приготовил вам задания.

- Как правильно выделить в слове корень?

2) - Какие слова могли бы «вырасти» на этом дереве? (На доске изображены деревья, в корнях которых даны слова лес, сад. Ребята работают по вариантам)

- Напишите эти слова в тетрадь. Сколько веток «выросло» на вашем дереве?

(Проверка проводится в форме соревнования, когда ребята I и II варианта называют по очереди составленные слова).

Профессор Отвечайкин:

- Молодцы, ребята! Вы так хорошо справились с заданием. А знаете ли вы, что в «Школьном словообразовательном словаре русского языка» слов с корнем –лес- целых 29.


Учитель:

- Ребята, а кто бы хотел узнать о словах с корнем -сад-? У вас есть замечательная возможность побывать исследователями. Попробуйте дома сами подсчитать слова с этим корнем. А нам пора двигаться дальше.

3) Нас ждёт следующее задание: на доске записаны слова, выпишите пары однокоренных слов, выделите корень, объясните свой выбор.

СТОЛ — СТОЛБЫ

КОЗА — КОЗЛЕНОК

КОЗА — СТРЕКОЗА

АЗБУКА — АЛФАВИТ

ДЕНЬ — ДЕНЬГИ

ОСЕНЬ - ОСЕННИЙ

ВОДА — ВОДИТЕЛЬ

ДОРОГА — ПОДОРОЖНИК

4) Дед Корней хочет посмотреть, как вы умеете разбирать слова по составу.

(Разбор слов по составу + словарная работа. Один ученик работает у доски).

Р...кета, косм…с, пол…тел, космолёт.

Проблемная ситуация:

- Какие части вы выделили в слове «космолёт»? Почему? Обоснуйте свой ответ.

(Рассматриваются 2-3 разных варианта разбора слова).

-Как можно назвать такие слова? Приведите примеры подобных слов.

Такие слова называются сложными. С образованием и написанием сложных слов мы будем знакомиться на следующем уроке.


Планета Грамотности.

А сейчас вспомните, какие орфограммы в корне слова вы знаете?

Давайте повторим написание безударной гласной в корне слова.

  1. Тренажёр «Безударная гласная»

  2. Задание по технологии «Интеллект» на развитие мышления.

- Какое качество мы будем сегодня развивать? Для чего нам нужно развивать мышление?

(Развивая мышление, мы учимся лучше думать, размышлять, понимать; учимся находить разные способы решения заданий; учимся сравнивать разные понятия).

На это задание у вас 3 минуты. У вас всё получится!

Задание. Впиши пропущенные буквы. Найди и зачер­кни слово, которое является лишним в каждой строке.


Буквы

Лишнее

1. (о-а) м_ряк, м_рской, м_розный, м_ре

2. (и-е) л_сник, л_сья, л_сной, л_сок, л_сная

3. (у-и-е) гр_сть, гр_бник, гр_бок, гр_бница, гр_б



Проверьте себя по ответу.


Физкультминутка.


Планета Приставок

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она,

И при помощи приставки

Образуются слова.

- Подготовьтесь рассказать, что вы знаете о приставке как части слова?

Девочка Приставочка.

1) Ребята, посмотрите, пожалуйста, мультфильм и образуйте новые слова при помощи приставок от слова «шёл»

(шёл, дошёл, пришёл, подошёл, обошёл, нашёл, зашёл, вышел, перешёл, прошёл, ушёл)

С помощью чего вы образовали новые слова? Изменились ли значения слов?

2) Работа с деформированными предложением. Задание на выбор:

(Н…)писал, адрес, отец, (н…)конверте.

- Предлагаю вам задание на выбор.

Первый вариант. Составьте и запишите предложение из слов, выделите приставки, обозначьте орфограммы.
Второй вариант. Найдите и выпишите слова с приставками, обозначьте орфограмму.
-Почему нужно различать приставки и предлоги?


Планета Суффиксов

После корня он стоит,

Перед окончанием

Его если заменю,

Другое слово получу.

Обозначу уголком.

Называя суффиксом.

- Расскажите, что вы знаете о суффиксах. Какую «стро­ительную» работу они выполняют? (Образуют новые слова: придают словам различные смысловые оттенки.)

-Как найти в слове суффикс?

Мальчик Суффикс:

Исключите из цепочек лишние слова. Назовите суффиксы.

  1. Рыбка, дубок, горка, норка.

  2. Тракторист, пианист, танкист, печник.

  3. Хвостище, глазоньки, усище, когтище.

- Какие значения придают здесь суффиксы?


Планета Окончаний и Основ.

Часть слова, которая изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

Какую работу в языке выполняют окончания?

Подружки Окончание и Основа.

Если я покажу слово с окончанием а, вы хлопаете в ладоши над головой.

  • Если увидите любое другое окончание, то вытягиваете руки вперёд.

  • - Попытайтесь сосчитать, сколько будет слов с окончанием а.

Слова: река, озеро, пила, утро, звезды, роса, мячи, ворота, орехи, школа.

2) Упражнение в определении роли окончаний в предложениях (резерв)

Прочитайте, что нужно сделать, чтобы зазвучали пословицы. Запись на доске:

Что написано (перо), то не вырубишь (топор).

За двумя (заяц) погонишься, ни одного не поймаешь.

  • Спишите пословицы, изменяя по смыслу слова в скобках.

  • Выделите окончания.

- Объясните смысл пословиц.


Профессор Отвечайкин:

- Вот и заканчивается наше путешествие, возвращаемся в класс.

Давайте проверим, как вы усвоили материал нашего урока.

Тест. Взаимопроверка.


Тест « Состав слова»

1. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении:

а) окончание;

б) корень;

в) суффикс.

2. Часть слова без окончания:

а) корень;

б) основа слова;

в) окончание.

3. Часть слова, которая является общей для родственных слов:

а) основа слова;

б) приставка;

в) корень.

4. Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:

а) приставка;

б) корень;

в) суффикс.

5. Отметь слово с приставкой:

а) принести;

б) печь;

в) катать.

6. Отметь лишнее слово:

а) мышка;

б) мышонок;

в) смышленный.

7. Укажи слово, построенное по схеме: корень + суффикс + окончание:

а) зима;

б) пригородный;

в) дорожка.


Отвечайкин:

-Я поздравляю вас с окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными путешественниками, хорошо работали на уроке. А справиться с заданиями вам помогла дружба. Оставайтесь всегда такими активными и сплоченными. Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка.


V. Итог

А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали?

- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
- Что сегодня вам удалось?

-Кого бы вам хотелось сегодня особо отметить?..


VI. Дифференцированное домашнее задание:


Выбери одно из заданий

  1. Выполнить упр.183 на с.97.

  2. Выполнить упр. 6 на с.100.

  3. Нарисовать своё « дерево» с однокоренными словами.

Подготовьтесь представить его в классе.



Приложение 1

Работа в сменных парах.

Вставьте пропущенную безударную гласную.

б__льшой

гр___чи

р__ка

п__тнистый

з___ма

зв__рёк



Работа в группе

Подбери однокоренное слово с ударным гласным в корне.

Запиши это слово. Вставь пропущенную букву.


Образец: море - моряк


________________ - х___дить ( ходит, выход, ходьба)

____________- р___чной (река, речка, речной)

____________- пов___р ( варить, варенье, варка)

___________ - л__сток ( листик, листва, листочек)

Фамилия______________________Дата____________

Тест « Состав слова»

  1. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении:

а) окончание;

б) корень;

в) суффикс.

2. Часть слова без окончания:

а) корень;

б) основа слова;

в) окончание.

3. Часть слова, которая является общей для родственных слов:

а) основа слова;

б) приставка;

в) корень.

4. Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:

а) приставка;

б) корень;

в) суффикс.

5. Отметь слово с приставкой:

а) принести;

б) печь;

в) катать.

6. Отметь лишнее слово:

а) мышка;

б) мышонок;

в) смышленный.

7. Укажи слово, построенное по схеме: корень + суффикс + окончание:


а) зима;

б) пригородный;

в) дорожка.



Отметка_________________


Выбери одно из заданий.


  1. Выполнить упр.184 на с.97.

  2. Выполнить упр. 6 на с.100.

  3. Нарисовать своё « дерево» с однокоренными словами. Подготовьтесь представить его в классе.



11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока русского языка " Состав слова" 3 класс

Автор: Зиновьева Ирина Владимировна

Дата: 27.11.2015

Номер свидетельства: 259088

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Состав слова. Закрепление. "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-sostav-slova-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "125229"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414937876"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка в 8 классе коррекционной школы 8 вида сложные слова "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-korriektsionnoi-shkoly-8-vida-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445192394"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "220305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434574812"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока  русского языка " Состав слова" 3 класс"
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sostav-slova-3-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "259089"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448641730"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства