3. Минутка чистописания | Откройте тетради. Запишите число- 15 октября. На следующей строчке запишите «классная работа». - Посмотрите внимательно на запись: Белый – чёрный Грязный - … Свой - … - Какое задание вы можете предложить? Как вы это определили? - Как называются слова, противоположные по смыслу? - Выполните это задание устно. Какая буква стоит в начале этих слов? - Кто догадался, какое задание мы будем выполнять сейчас? Запишите пять раз букву ч. - Какой звук обозначает буква Ч? - Дайте ему характеристику - Какие еще вы знаете буквы, которые обозначают непарный мягкий, глухой согласный звук? Запишите пять раз букву щ. - Назовите орфограммы, в которых встречаются буквы Ч и Щ. - Предлагаю прописать эти буквосочетания. Каждое 1 раз. -Какие слова вы знаете с сочетаниями чу-щу, ча-ща? -Запишите в тетрадь по одному слову на каждое сочетание. | чистый чужой к словам нужно подобрать слова, противоположные по смыслу по первой паре слов антонимы Ч Прописывать букву Ч обозначает звук [Ч’] согласный, непарный мягкий, глухой Щ чу-щу, ча-ща | Познавательные: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); |
4. Словарная работа | Ребята, отгадайте загадку. В зелёном мундире, Пупырчат и сладок, На зубок кладёшь, Хрустеть не устаёшь! Правильно, ребята! Произнесите слово, выделив ударную гласную . В каком слоге находится безударная гласная? Можем ли ее проверить? Посмотрите, как пишется слово ОГУРЕЦ. Произнесите так, как будете его писать. Запишите. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую следует запомнить. Картинка: корзина с овощами. Что лежит в корзине? А как это можно назвать одним словом? Все верно, овощи! Произнесите слово, выделив ударную гласную . В каком слоге находится безударная гласная? Можем ли ее проверить? Посмотрите, как пишется слово ОВОЩИ. Произнесите так, как будете его писать. Запишите. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую следует запомнить. | Огурец В первом нет Овощи Во втором, нет | Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения своей работы, вносить необходимые коррективы в свою работу |
6. Наблюдение над языковым материалом 7.Самостоятельная формулировка правила учащимися 8. Работа с правилом в учебнике 9. Закрепление нового материала в упражнениях | Ребята, посмотрите на слайд. Давайте прочитаем слова, которые даны на слайде. Тучка, печник, хищник. Посмотрите на первое слово - тучка - Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] -Какой буквой обозначается этот звук? - Что мы знаем о букве Ч? - А о звуке [ч]? -Ребята, если звук «ч» всегда мягкий, скажите, будем ли мы в словах, где встречается буква «ч» писать мягкий знак? -В слове «тучка», какая буква стоит по соседству с буквой «Ч»? -Какое сочетание получается? -В слове «печник» какая буква стоит по соседству с буквой «Ч»? -Какое сочетание получается? -Будем ли мы писать мягкий знак в словосочетаниях ЧК,ЧН? Посмотрите на слово - хищник - Что мы знаем о букве Щ? - А о звуке [щ]? -Ребята, если звук «щ» всегда мягкий, будем ли мы в словах, где встречается буква «щ» писать мягкий знак? В слове «хищник», какая буква стоит по соседству с буквой «щ»? -Какое сочетание получается? -Будем ли мы писать мягкий знак в сочетании ЩН? Сформулируйте правило о том, как надо писать сочетания ЧК, ЧН, ЩН. (правило в презентации) В учебнике, на с. 79 вам дано правило. Кто хочет прочитать это правило? Послушайте стихотворение. «Ч» и «эн», «ч» и «ка» Не расстанутся никак. И не вздумай между ними Ты поставить мягкий знак. Печка, свечка и ночной Речка, солнечный, речной. Знаем мы наверняка Где ЧН и где ЧК. В каких словах вы услышали сочетания чн. чк. Объясните. почему в них не нужен мягкий знак? Распределите слова в два столбика. (слайд)Подчеркните сочетания ЧН, ЧК Печка, печник, солнечный, удочка, ночка, точно, срочно. Проверка по эталону. Запишите слова с сочетаниями чн, чк.(слайд) Найдите в учебнике упр. 116. Прочитайте задание. Прочитайте текст и подумайте, как бы вы его озаглавили. Запишите в тетради упр.116. Дети выписывают слова по заданию учителя: 1) выпишите слова, в которых пропущен мягкий знак. Для чего нужен ь в этих словах? 2) выпишите слова с сочетаниями чн, чк. Почему вы не написали мягкий знак в этих словах? 3) выпишите остальные слова. Какие гласные пропущены в словах? Подберите проверочные слова к ним. Во всех ли словах можно проверить безударную гласную? Хорошо, молодцы! Теперь давайте поиграем в игру, какой ряд составит больше слов. Первый ряд – составляет слова с сочетанием ЧН Второй ряд – составляет слова с сочетанием ЧК Третий ряд составляет слова с сочетанием ЩН. На это задание вам дается 2 минуты. (один человек от ряда зачитывает все составленные слова) | ч ч Согласная буква Непарный, глухой, всегда мягкий. Нет. к чк н чн Нет, т.к. звук «Ч» всегда мягкий. согласная глухой, мягкий. нет н щн Нет Печка, свечка, ночной, речка, солнечный, речной Говорят правило Озвучивают варианты заголовков. | Познавательные: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Коммуникативные : - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Коммуникативные: -владение монологической и диалогической формами речи; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
Итог урока. Рефлексия | Ребята, с какими буквосочетаниями мы с вами сегодня знакомились? Какое правило мы сегодня узнали? Как вы думаете, пригодится ли вам в дальнейшем это правило? Приведите примеры слов с данными буквосочетаниями Вам понравился урок? Что для вас было самым интересным? Поднимите руку те, кто все понял, кому все на уроке понравилось Поднимите руку те, кто в чем то затруднялся, кому еще нужно поработать над темой, чтобы понять ее. Поднимите руку те, кто ничего не понял, кому урок не понравился, показался скучным | ЧК, ЧН, ЧЩ | Личностные: Уметь проводить оценку и самооценку работы на основе критерия успешности учебной деятельности. |