- знать категорию числа, имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;
- знать, какую роль могут выполнять имена существительные в предложении, уметь определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении.
2) развивающие:
- создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний;
- развитие воображения;
- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся (через выполнение творческих заданий, требование полного ответа на вопрос);
- создавать условия для развития навыков самостоятельной работы;
- создавать условия для развития внимания;
3) воспитывающие:
- прививать интерес к изучению русского языка.
Тип урока – урок повторения.
Оборудование: доска; компьютер, экран, проектор, диск с презентацией «Имя существительное. Повторение изученного»; учебник (Т.А.Ладыженская. «Русский язык. 5 класс»).
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
Учитель объявляет тему урока (слайд презентации). Вопрос к классу:
- Какие цели вы ставите перед собой на этом уроке? (Ответы учеников)
- А вот какие цели ставлю я (слайд презентации).
II. Словарная работа.
Словарно-терминологический диктант:
Морфология, орфография, культура речи, имена существительные одушевлённые, собственные и нарицательные; Родина, Отечество, Отчизна, молодёжь, простор, раздолье, юбилей, армия, лекция.
Задание 1. Составить словосочетание с любым записанным словом, разобрать его (словосочетание). Один ученик – у доски: ульяновская молодёжь
Задание 2. Определить род, число, падеж главного и зависимого слов.
- Какой можно сделать вывод? (Имена существительные согласуются с именами прилагательными в роде, числе и падеже)
- Что мы знаем о категории рода? (М.б. мужской, женский, средний)
- О категории числа? (Существительные изменяются по числам; есть имена существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа. Привести примеры).
- Какие падежи вы знаете? Перечислите (с вопросами).
Задание 3. Просклоняйте существительные: по вариантам:
И.п. родина простор молодёжь
Р.п. родины простора молодёжи
Д.п. родине простору молодёжи
В.п. родину простор молодёжь
Т.п. родиной простором молодёжью
П.п. о родине на просторе о молодёжи
Задание 4. Выделите окончания существительных. Какой вывод можно сделать о правописании падежных окончаний существительных в единственном числе? (Правило)
Задание 5. Составить предложение со словом родина (устно). Разбор предложения на доске и в тетради:
В школе ребята читали стихи о родине, о счастье, о жизни.
- Объясните постановку знаков препинания в предложении.
- Сделайте вывод о том, какую роль может играть существительное в предложении.
- Выделите окончания в существительных – однородных членах. Объясните свой выбор. (Правило ещё раз).
- Морфологический разбор: о жизни3
- Что мы повторили (промежуточный итог урока).
ФИЗМИНУТКА
III. Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Выборочно-распределительное списывание (одушевлённые – неодушевлённые – в начальной форме).
Кошка осторожно выглянула на улицу, понюхала весенний воздух и с любопытством посмотрела на Мишку. Мальчик стоял возле большой лужи, в которой отражалось яркое весеннее солнце, слушал, как кричат воробьи на берёзе, смотрел, как к нему через дорогу перебирается его старый приятель Колька. Наверное, возвращался из школы…
Одушевлённые Неодушевлённые
Кошка Улица
Мишка Воздух
Воробьи Лужа
Приятель Солнце
Колька Берёза
Дорога
Школа
Взаимопроверка (меняются тетрадями) с доски / слайд презентации (правильный вариант)
- Какие из записанных слов являются собственными? А все остальные слова … (нарицательные).
- Как пишутся имена собственные? (С большой буквы) А названия чего-либо: книг, газет, журналов, кафе, спектаклей, кинофильмов и т.д.? (В кавычках)
Ребята ходили в киноцентр «Луна» на фильм «История дельфина». (Назовите собственные и нарицательные существительные; объясните написание).
Задание: определить склонение и падеж имён существительных и в соответствии с этим дописать их окончания.
Поездка по Волг…, доехать до деревн…, жить в деревн…, ошибка в изложен…, побывать на лекц… в планетар…; работать в лаборатор…, учиться в консерватор…, отдыхать на пляж…, говорить о живопис…
Слайд:
Самопроверка с доски (правильный вариант).
- Какие виды орфограмм вам встретились? Подчеркните известные вам орфограммы.
? - Составьте с любым словосочетанием предложение с обращением. Запишите в тетрадь.
Повторение. Что такое обращение? Как обращение выделяется на письме? Является ли обращение каким-либо членом предложения?
Тест
Прочитайте два текста и выполните задания.
Текст 1
Вода сплошной пеленой валила за окном. В небе то и дело вспыхивали нити, небо лопалось, комнату
заливало трепетным, пугающим светом. (Булгаков)
Текст 2
Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес. (Есенин)
1. Какая тема объединяет тексты?
а) Дождь.
б) Ночь.
в) Гроза.
г) Лес.
2. В каком ряду все имена существительные среднего рода?
а) вода, чашка, пеленой
б) небо, за окном, из золота
в) гром, светом, лес
г) дело, в небе, комната
3. Найдите неверное утверждение.
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
4. Имя существительное изменяется по:
а) числам; б) родам; в) лицам.
5. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении “ Тучи рваные кутают лес ”: